Найти в Дзене
БУДУЩЕЕ ДЛЯ НАС

ПОЗЫВНОЙ: "СВЕТ" (крымский спектакль об СВО)

Великие событие требуют великого осмысления. А что лучше для этого подходит нежели сцена драматического театра? В январе 2024 года (первая премьера прошла осенью 2023-го) был показан спектакль по сценарию Михаила Умнова "Позывной "Свет". Несколько формальных слов, которые презентуют основное содержание спектакля В спектакле, поднимающем необычайно острую, актуальную тему, нет пафоса и лозунгов, а есть глубокая человечность и пронзительность.
Действие драмы «Позывной «Свет» разворачивается в наши дни в Москве и в зоне СВО. Главный герой талантливый художник Алексей – истинный гражданин своей страны, воспитанный на великой российской истории, по зову сердца ставший волонтёром.
«Алексей – не воин, он – художник-акварелист. Для него свет – это основа цвета, характера, сюжета, – рассказывает автор Михаил Умнов – Если он и отличается от других, в том числе и от некоторых сверстников и коллег, так это обостренным чувством справедливости и готовностью за эту самую справедливость выйти из уют

Великие событие требуют великого осмысления. А что лучше для этого подходит нежели сцена драматического театра? В январе 2024 года (первая премьера прошла осенью 2023-го) был показан спектакль по сценарию Михаила Умнова "Позывной "Свет".

Фото автора статьи.
Фото автора статьи.

Несколько формальных слов, которые презентуют основное содержание спектакля

В спектакле, поднимающем необычайно острую, актуальную тему, нет пафоса и лозунгов, а есть глубокая человечность и пронзительность.

Действие драмы «Позывной «Свет» разворачивается в наши дни в Москве и в зоне СВО. Главный герой талантливый художник Алексей – истинный гражданин своей страны, воспитанный на великой российской истории, по зову сердца ставший волонтёром.

«Алексей – не воин, он – художник-акварелист. Для него свет – это основа цвета, характера, сюжета, – рассказывает автор Михаил Умнов – Если он и отличается от других, в том числе и от некоторых сверстников и коллег, так это обостренным чувством справедливости и готовностью за эту самую справедливость выйти из уютного частного мирка и встать на место погибшего воина. Он просто не может поступить иначе».

Режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный артист Украины Сергей Ющук. Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Владимир Новиков. Источник -
https://quicktickets.ru/simferopol-russkij-teatr/e219#reviews
Фото автора статьи.
Фото автора статьи.

Спектакль сформирован в классической стилистике симферопольской постановки, где обязательно присутствует яркий эротизм, как неотъемлемая часть любой сценической истории.

https://sun9-1.userapi.com/impg/LZTRA5rpCG0Qj1-5i42m8RwiPzIJ75HJ6S9l6Q/hfE8WOb71yg.jpg?size=2560x1711&quality=95&sign=857e1dc2d736438c9e01725e3b8030e6&type=album
https://sun9-1.userapi.com/impg/LZTRA5rpCG0Qj1-5i42m8RwiPzIJ75HJ6S9l6Q/hfE8WOb71yg.jpg?size=2560x1711&quality=95&sign=857e1dc2d736438c9e01725e3b8030e6&type=album

Но при этом крайне высоким оказалось символическое напряжение декораций, которые совместно с игрой актеров многократно увеличивают смысловые уровни пьесы. Даже такая обычная вещь как постельная история (она опьяненная алкоголем, злобой на своего бывшего парня ушедшего добровольцем на фронт и утомленная любовью находится в полузабытьи, а он, ее новая судьба - богач, мерзавец и трус - цинично обсуждает с другом свое решение взять эту даму в жены) значительно усложняется первым фоном - скомканной роскошной кроватью, вторым фоном - красными противотанковыми ежами и третьим фоном - православным триптихом, заслоненным всем этим, но таинственно проявляющимся в глубине сцены.

Источник: https://sun9-31.userapi.com/impg/Uri7TejCyfp4OqGDmqKGWGKCuOnfKWknGnrZOg/yOi5FhtYYZM.jpg?size=2560x1808&quality=95&sign=cd9cd14ffe57b21be002cfa3972a98fc&type=album
Источник: https://sun9-31.userapi.com/impg/Uri7TejCyfp4OqGDmqKGWGKCuOnfKWknGnrZOg/yOi5FhtYYZM.jpg?size=2560x1808&quality=95&sign=cd9cd14ffe57b21be002cfa3972a98fc&type=album

Вообще мистические аспекты весьма сильны в пьесе, чего только стоит фрагменты сна главного героя, перед которым проходят лица мучеников Донбасса, утомленных, истерзанных ненавистью киевских вурдалаков. Мучеников, но не жертв. Это люди испытывающие страдания, но не безвольно погибающие простецы не понимающих за что им выпала такая судьбинушка. Это сильные, глубокие, не простые человеки, несущие свой крест с достоинством и ясностью смысла собственной боли погруженной в страдание всего народа.

Источник: https://sun9-80.userapi.com/impg/ZGMMGfRklJuO-qnvge6xiKaowiXV6_g6oksvdA/Zr8nz-oTcmk.jpg?size=2181x1848&quality=95&sign=af8ff059b23007a07ed198a7b799c85b&type=album
Источник: https://sun9-80.userapi.com/impg/ZGMMGfRklJuO-qnvge6xiKaowiXV6_g6oksvdA/Zr8nz-oTcmk.jpg?size=2181x1848&quality=95&sign=af8ff059b23007a07ed198a7b799c85b&type=album

Впрочем фронтовая проза, бьющая как огонь по глазам искренность окопного быта это еще одно достоинство пьесы.

Источник: https://sun9-26.userapi.com/impg/ZTvtk8nVNnYjNvfSbSVUFh2DXzosllREeyaUKw/-SqCXlj5ZSk.jpg?size=2560x1711&quality=95&sign=188dd97ecdce1322070f74f7ca933a8e&type=album
Источник: https://sun9-26.userapi.com/impg/ZTvtk8nVNnYjNvfSbSVUFh2DXzosllREeyaUKw/-SqCXlj5ZSk.jpg?size=2560x1711&quality=95&sign=188dd97ecdce1322070f74f7ca933a8e&type=album

Пьеса имеет несколько десятков эпизодов множество сцен составляющих мозаичное полотно мира очень разного в своих страстях, но тем не менее нашего мира во всей его мерзости и возвышенности, примитивности и сложности, низменности и величия, грубости и эстетизма. И это, пожалуй, важнейшая заслуга пьесы. Но увы, два отделения для пьесы оказалось мало. Характеры героев кое-где скомканы, кое-где по просто оскоплены. Остается некий ватный привкус - сухой, сложный, но не богатый на оттенки и ароматы.

Очень сильно затянуты сцены эротического наслаждения телами влюбленных, незначительные мелочи поедания салатов при встречи главного героя с так и не состоявшимися тещей с тестем и т.д. Собственно СВО - решительно не хватало. Военные сцены вошли как нож в горячее масло тела пьесы, но нож остыл, а масло бесформенными кусками взбугрилось и потеряло свое очарование.

Ряд моментов не дотянуты до нужной драматической струны, они не вышли на пик эмоционального трагизма: не ясно отрицание тещей СВО, абсолютно не понятна судьба первой невесты героя укатившей пьяной и в слезах со своим женихом за границу. В первом случае не хватило фигуры резкого, злобного, животного отрицания любого страдания как покушения на свободу - основа либерального протеста против СВО. Во-втором стоило бы свести главного героя ставшего слепым с первой невестой и завязать узел страдательной черты невесты сомневающейся, что быть светской сволочью это норма. И таких нюансов множество.

Приведу последний пример.: появление некогда веселого парня, художника Алеши - слепым ветераном СВО перед друзьями или несостоявшейся тещей или невестой совершенно никак не обыграно. А это ведь дало бы такую возможность вскрыть человеческие характеры!

Источник: https://sun9-53.userapi.com/impg/0LwXNy6MBLpoy8FF_yfoh3JZJiBhqDM_5sbC9A/HD2ijygxHyo.jpg?size=1444x2160&quality=95&sign=3aed12ff526129b6601dd82e9dc374b8&type=album
Источник: https://sun9-53.userapi.com/impg/0LwXNy6MBLpoy8FF_yfoh3JZJiBhqDM_5sbC9A/HD2ijygxHyo.jpg?size=1444x2160&quality=95&sign=3aed12ff526129b6601dd82e9dc374b8&type=album

Очень слаба музыка. Настолько же насколько бесподобны декорации, сценические движения, архитектура постановки тел актеров вписанных в ландшафт сцены, настолько же беспомощна музыка. А она должна согревать, охлаждать, рвать душу в клочья, усыплять или возбуждать. И это при том, что идея такового вплетения в спектакль есть. Причем с отличным вокалом некоторых актеров. Однако как и в характерах героев: идея, всплеск и вновь недоуменный обрыв идеи, растворяющейся в пустоте затянутых диалогов больше похожих на безэмоциональные паузы.

Источник: https://sun9-1.userapi.com/impg/F9DGv_aLB3y0KHB1mR3r7XZsWQl1bRFBTLo-2A/jQT_jPdJ2e8.jpg?size=2560x1840&quality=95&sign=de2392f173fc0a737b0b49680c5d5e4e&type=album
Источник: https://sun9-1.userapi.com/impg/F9DGv_aLB3y0KHB1mR3r7XZsWQl1bRFBTLo-2A/jQT_jPdJ2e8.jpg?size=2560x1840&quality=95&sign=de2392f173fc0a737b0b49680c5d5e4e&type=album

Есть претензии и к самому сюжету. Он очень уж предсказуем и не раз проходил в разных сценических ипостасях. Плохая невеста: богатая, высокая, истеричная брюнетка, поверившая матери и бросающая героя добровольца. Хорошая невеста - бедная, невысокая, спокойная блондинка, коллега-скульптор героя влюбленная в него. Конечно после слепоты, хорошая невеста выходит героя и он снова сможет видеть и заниматься любимым делом.

Предсказуемо. Избито. Скучновато. Мистика двух Алексеев - призрака погибшего паренька и главного героя взявшего его позывной лишь не много раскрасила сюжет, но так и не стала той струной, которая звенит в сердце. Даже катание на велосипеде (а этот предмет светится в разных сценах и очень талантливо увязывает разные смыслы - постановщик в такие моменты - гений!) на грани жизни и смерти, нашего мира и уходом в Рай: дело не спасло.

https://sun9-42.userapi.com/impg/x0cD4f0pmzVPJ2_WZdUO4cu1gj-DKjbTdeeXIw/ZM3i4uwIIw4.jpg?size=2327x1865&quality=95&sign=5e8ec4d19ef45648b9e90015f918caf8&type=album
https://sun9-42.userapi.com/impg/x0cD4f0pmzVPJ2_WZdUO4cu1gj-DKjbTdeeXIw/ZM3i4uwIIw4.jpg?size=2327x1865&quality=95&sign=5e8ec4d19ef45648b9e90015f918caf8&type=album

Но не смотря ни на что, слово Крымским драматическим театром сказано. И слово это веское. Да, есть над чем работать. Да есть откровенные провалы. Но есть и яркая мысль, которая бьется в пьесе. Она уже схвачена всей сложнейшей архитектурой декораций и вещами-символами. Эта мысль пронзает бесподобной игрой света, темноты, оттенков цвета в разных слоях разных сцен спектакля. Эта мысль бьется в игре актеров, но не раскрыта в языке тела и образах слов. И ее, мысли, совершенно нет в музыке.

Рискну предположить, что все дело в противоестественном нарушении логики времени. В пьесе есть прошлое: как герои дошли до жизни такой. Есть настоящее: как герои эту жизнь ломают, плющатся под ее грузом, извиваются, встают и вновь падают. Но нет главного: в пьесе нет БУДУЩЕГО. Что это за свет такой ради чего художник готов умереть? Что это за будущее такое, ради которого алкоголик и неудачник-графист пробухавший свой талант, готов рваться под бомбы? Что это за будущее которое выбрала хитроумная остервеневшая от страха за комфорт своей дочери теща ? Что это за будущее ради которого несостоявшийся тесть посылает в ж@пу замминистра перед которым он лебезил? Для чего живет распутник, жигало вдруг решивший женится на симпатичном менеджере-искусствоведе?

Источник: https://sun9-70.userapi.com/impg/gZwG9kPQDBQFvSnWGIaPqbvZ98BnjieEMjry0A/5GP-m5xgYmo.jpg?size=2560x1907&quality=95&sign=522bbe561ace2748d1990d135875db81&type=album
Источник: https://sun9-70.userapi.com/impg/gZwG9kPQDBQFvSnWGIaPqbvZ98BnjieEMjry0A/5GP-m5xgYmo.jpg?size=2560x1907&quality=95&sign=522bbe561ace2748d1990d135875db81&type=album

И что это за будущее у блондинки вырвавшей себе в мужья инвалида-слепца? И что именно за свет он увидел: оттенки серго, черно-белого. сплошной поток лучистой слепящей энергии или разно цветие волшебного мира художника акварелиста?

Источник: https://sun9-19.userapi.com/impg/cIKFTWZILD8rUv1fV-ieZLYx-7NK5U3khYU2tg/e_7rWtyY1Zg.jpg?size=2560x1939&quality=95&sign=ff5137a3ee31b4ee66a298d0b3b6f653&type=album
Источник: https://sun9-19.userapi.com/impg/cIKFTWZILD8rUv1fV-ieZLYx-7NK5U3khYU2tg/e_7rWtyY1Zg.jpg?size=2560x1939&quality=95&sign=ff5137a3ee31b4ee66a298d0b3b6f653&type=album

Куда идет боец-красавец "Тойота".

Куда идем все мы, весь наш мир? Это не те вопросы, которые нужно оставлять без ответа. Отсутствие ответа не сводит воедино нити спектакля и дает чувство обманутости у зрителя. Это надо исправлять.

Но на вопрос пойду ли я второй раз на это спектакль? Отвечу: ДА. Пойду. И посоветую сходить на эту пьесу всем до кого смогу дотянуться своим словом.