Найти в Дзене

Доходные дома и коммуналки Питера: что внутри?

Доходные дома Петербурга - это одно из интереснейших явлений в нашем городе. Они привлекают внимание своей красотой - о самых интересных в архитектурном плане доходных домах мы писали в прошлый раз. Вот здесь: https://dzen.ru/a/Zbj5RcG_53Myrtw1?share_to=link А теперь поговорим о том, как же людям жилось в таких домах, как они были устроены. Стоимость квартир зависела от расположения дома. И в какой-то степени и от внешнего вида этого дома и предлагаемых удобств - как и в наше время квартира в доме "бизнес-класса" в хорошем месте стоит очень дорого. Тогда ценились дома ближе к центру. Причем, чем ближе дом к Невскому проспекту, тем выше цена: вот стоят на Фонтанке два дома, но один из них ближе к Невскому - там квартиры дороже. А уж иметь доходный дом на самом Невском было выгоднее, чем владеть золотыми приисками в Сибири. Но под «стоимостью квартиры» подразумевается не цена ее как таковой, т.е. не покупка, а всего лишь съем квартиры. Почти все поголовно в Петербурге жилье снимали. И не
Оглавление

Доходные дома Петербурга - это одно из интереснейших явлений в нашем городе. Они привлекают внимание своей красотой - о самых интересных в архитектурном плане доходных домах мы писали в прошлый раз.

Вот здесь: https://dzen.ru/a/Zbj5RcG_53Myrtw1?share_to=link

А теперь поговорим о том, как же людям жилось в таких домах, как они были устроены.

Стоимость

Стоимость квартир зависела от расположения дома. И в какой-то степени и от внешнего вида этого дома и предлагаемых удобств - как и в наше время квартира в доме "бизнес-класса" в хорошем месте стоит очень дорого. Тогда ценились дома ближе к центру. Причем, чем ближе дом к Невскому проспекту, тем выше цена: вот стоят на Фонтанке два дома, но один из них ближе к Невскому - там квартиры дороже.

Знаменитый Толстовский дом. Фото из интернета
Знаменитый Толстовский дом. Фото из интернета

А уж иметь доходный дом на самом Невском было выгоднее, чем владеть золотыми приисками в Сибири.

Но под «стоимостью квартиры» подразумевается не цена ее как таковой, т.е. не покупка, а всего лишь съем квартиры. Почти все поголовно в Петербурге жилье снимали. И не только квартиры, но и комнаты, и даже часть комнаты, и даже просто койко-место.

Жильцы квартиры в доходном доме.
Жильцы квартиры в доходном доме.

Даже хуже - пол-койки и треть-койки (в наше время также можно снимать только специальную капсулу для сна).

Сдача квартир в аренду в XIX веке была выгодным делом. Этим занимались все поголовно: владелец доходного дома сдавал дом в аренду целиком; его наниматель сдавал квартиры, а жильцы, которые снимали квартиры, могли сдать уже отдельные комнаты, причем никого не спрашивая и не уведомляя.

В свою очередь те, кто снимал комнату, мог сдать койко-место в углу. Например, двум рабочим, которые работали день/ночь и спали по очереди. Они таким образом экономили.

Причем, сдавали комнаты чаще всего с питанием - это входило в стоимость. Хозяйка все равно готовила обед, могла накормить и жильца. Но это приносило дополнительный доход в семейный бюджет. Например, Лев Николаевич Мышкин снимал комнату в квартире Гаврилы Ардалионовича с обедом.

-4

К тому же в то время считалось, что готовка, так же как и уборка - чисто женское занятие, мужчинам не пристало этим заниматься. Поэтому даже беднейшие чиновники и студенты не считали возможным выполнять домашнюю работу. Даже за Родю Раскольникова убиралась горничная Настасья. Приносила ему суп и просила скушать хоть что-нибудь!

Все помнят Родиона Раскольникова и его каморку «шагов шесть длиной», которую он снимал «от жильцов», т.е. он снимал у хозяйки, которая сама тоже снимала.

Каморка Раскольникова. (картинка из интернета)
Каморка Раскольникова. (картинка из интернета)

Вся эта система приводила к тому, что в большинстве квартир было очень тесно. Современники жаловались, что у мертвецов на кладбище было больше места, чем у живых. Врачи били тревогу из-за жуткой антисанитарии.

Частенько бывало, что в одной комнате жило по 10 человек, многие были вынуждены спать в коридоре или на кухне за ширмой. Например, Макар Девушкин из повести Достоевского «Бедные люди».

А семья Мармеладовых в «Преступлении и наказании» проживала в проходной комнате...

Вяземская лавра...
Вяземская лавра...

В этом же романе упоминаются реально существовавшие дома Вяземской лавры, возле Сенной. То есть это жилой район, в котором проживали самые низшие слои населения: бандиты, проститутки. И в одной комнате могло жить до 40 человек разного пола и возраста.

Угол стоил от 3 до 5 руб в месяц, отделялся ситцевой занавеской (как на фото выше).

От 6 до 12 рублей в месяц стоило снять каморку. Они часто были без окна (у Роди Раскольникова с окном!!), отгораживались фанерой, а по площади были 1,5*2 метра...

Причем, сдавать в наем такие каморки (много каморок) было даже выгоднее, чем сдать одну большую дорогую барскую квартиру.

Кстати, насчет барских квартир.

Кабинет Пушкина на Мойке, 12. Фото из интернета
Кабинет Пушкина на Мойке, 12. Фото из интернета

Последняя квартира Пушкина в 11 комнат в самом центре города обходилась ему в 4300 в год.

Сравним: угол обходился рабочему от 36 до 60 рублей в год.

Правда и первое жалование Александра Сергеевича составляло всего 700 рублей в год. Этого явно не хватило бы.

А вот Гоголь занимал маленькую квартирку на 3-м этаже дворового флигеля дома 17 по Малой Морской.

Бюджет Гоголя составлял 400 руб жалованья в год (+ некоторая материальная помощь от матери)

Траты Гоголя за декабрь 1829 года: всего 113 руб, из них 37 руб за жильё, включая дрова и 45 руб на самое скромное пропитание.

Да. Квартиру он снимал на пару с приятелем! Всего за двоих за двушку платили 80 р в месяц. За стены, дрова и воду.

80*12=960 рублей в год.

Размеры квартир и количество комнат определялось только престижем. Семья из 3-4 человек, не самая богатая, могла иметь необходимость в квартире в 12-15 комнат - для приличия.

Стоимость средней квартиры в 3-5 комнат составляла от 500 до 1000 руб в год.

Квартиросъёмщики в таких квартирах менялись каждый год, потому что большинство на лето уезжало на дачу. И чтоб лишних денег не платить - осенью просто снимали новую квартиру. В том же доме или том же квартале.

А что? Работа рядом, на работу ходили пешком. Молочница, водовоз, дворник тебя знают. В магазине и кредит дать могут, если что. Тот же Достоевский жил всегда в одних и тех же районах, зачастую переезжал в соседний дом.

Квартиру обычно снимали без мебели, переезжали со своей. Часть комнат могла вообще быть без мебели. Опять же Федор Михайлович снимал трехкомнатную квартиру в доме 11 по Владимирскому проспекту, и в двух из трех комнатах у него мебели не было. Получается, за две комнаты он платил просто так)

Устройство доходных домов

Каждому (будущему) домовладельцу выделялся участок, вдоль которого он мог построить дом. Фасадом обязательно на реку или на улицу, строились по «красной линии», как еще Петр требовал.

Окна парадных комнат самых дорогих квартир выходили на улицу, а окна личных помещений смотрели во двор, в котором по периметру стояли хозяйственные постройки - сараи, конюшни и дровяники.

Со второй половины XIX века население Петербурга стало очень быстро расти. Прежде всего в связи с отменой крепостного права.

Спрос на квартиры резко возрос. Поскольку земля была дорогая, а выгоды хотелось извлечь побольше, то к дому стали пристраивать жилые флигели. Один, другой, третий. И вот уже в центре всех этих построек остаётся очень узкий световой двор-колодец. Дворы-колодцы не специально строились архитекторами, они возникали стихийно. Из-за жадности.

Также иногда появлялись и так называемые световые дворики. Попасть туда можно было только с чёрной лестницы.

Один из самых маленьких световых двориков, в народе именуемый "Духов двор". Фото из интернета
Один из самых маленьких световых двориков, в народе именуемый "Духов двор". Фото из интернета

В них выходили окна хозяйственных помещений (кухонь, коридоров, чуланов и отхожих мест). И площадь таких дворов была около 5 кв метров.

Неудивительно, что жители таких домов совершали преступления. Вид из окна был только на другое окно.

Планировка квартир

Мы привыкли, что у нас при входе коридор, а из него вход в изолированные комнаты.

В доходных домах все было не так.

-9

В XIX веке в основном строили квартиры с анфиладным устройством комнат. То есть в таких квартирах все комнаты, все помещения были смежными, шли одно за другим.

«Но это же ужасно неудобно!» - скажете вы. Но петербуржцы XIX века не испытывали какого-либо неудобства!

Вдоль улицы обычно шла анфилада парадных комнат: пара гостиных, столовая и тому подобное - все для приема гостей. А вдоль дворовых окон шла анфилада личных, жилых комнат, а также располагались хозяйственные помещения, в т.ч. кухня.

Вход в парадные комнаты был с парадной лестницы, а возле кухни была чёрная лестница, которой пользовались слуги, в том числе, выносившие в ушатах отходы жизнедеятельности.

На самом деле, позже, с появлением канализации необходимость в чёрной лестнице отпала. Хотя у нее была и другая функция - показать социальное расслоение общества.

Внутри этой башни - черная лестница!
Внутри этой башни - черная лестница!

Не поверите, но эта замечательная башенка была построена совсем не для принцессы. Внутри нее черная лестница для тех самых слуг с ушатами.

Кстати, сейчас эта лестница ведет в одну единственную квартиру!

Коридор в коммунальной квартире на Рубинштейна, 5
Коридор в коммунальной квартире на Рубинштейна, 5

Во второй половине XIX века планировка квартир начинает меняться. Появляется коридор!!! Если раньше, чтобы пройти в одну комнату, надо было идти через другую, то теперь у людей появилась возможность уединиться (раньше даже необходимости такой не было, но жизнь ускорялась, поэтому необходимость появилась. Эти процессы продолжаются и сейчас).

Хотя у детей обычно не было отдельных комнат, их всех селили в общей детской, даже если в квартире были свободные комнаты.

Ну, а интересы прислуги вообще никого не интересовали, и у них вообще могло не быть комнаты. Слуги были либо приходящие, либо спали кто где - кухарка на кухне, лакеи в прихожей на сундуках, горничная в гостиной. Но в конце XIX века и о них стали немного думать). Но пользоваться клозетом в квартире они не могли, для них были отхожие места на черной лестнице.

Кухни могли находиться в любой части квартиры. То, что их чаще всего располагали у черной лестницы, было связано с удобством - чтобы можно было сразу вынести отходы.

Необходимость располагать кухни одну над другой возникла с появлением рукомойников и отхожих мест, соединенных трубой с выгребной ямой. С развитием водопровода и канализации планировки становились все жестче и жестче. Помните детскую сказку: «вдруг из маминой из спальни...»? Если нет водопровода и канализации, то и умывальник мог стоять в спальне. Встал - умылся.

Современная ванная в бывшем доходном доме (сейчас - коммуналка)
Современная ванная в бывшем доходном доме (сейчас - коммуналка)

Ванная могла быть возле спальни, но чаще - между кухней и клозетом. Или ванна вместе с клозетом.

Площадь ванны была не менее 8 кв метров, обязательно с окном для проветривания. В туалете также было окно.

Зато всегда свежий воздух!
Зато всегда свежий воздух!

Впрочем, это все относится только к дорогим барским квартирам.

Рабочие ради экономии были вынуждены жить не только в углах за занавесочкой, но и на чердаках и в подвалах, где было сыро и холодно, и не было вообще никакой кухни (т.е. нельзя было приготовить горячую пищу), не было прихожей, водопровода, ватерклозета, печей.

Конечно, там водились клопы и тараканы, с которыми боролись примерно так же, как сейчас: различными химсредствами, ставили ножки кровати в емкости с водой, замораживали и поливали кипятком. Ничего не помогало…

Но даже полить тараканчика кипяточком из чайничка было накладно: надо было заплатить водовозу, купить дров, заплатить хозяйке за пользование плитой. На борьбе с тараканами приходилось экономить....

И в таких условиях проживала значительная, если не большая часть жителей столицы.

Ситуация стала постепенно меняться после революции, когда было решено все «отобрать и поделить». До революции одни люди жили в подвалах, а другие - в 30-комнатных квартирах. Вот эти-то квартиры и стали активно уплотнять (впрочем, обычные «двушки» тоже уплотняли).

Если раньше можно было одну большую квартиру сдать как четыре квартиры (вход с парадной и черной лестницы; анфилады комнат, выходящие во двор и на улицу), то теперь эта квартира делилась на четыре, а получившиеся маленькие квартирки превращались в коммуналки (кое-где приходилось врезать новые двери).

Чехарда с нумерацией - бич исторического цента Петербурга.
Чехарда с нумерацией - бич исторического цента Петербурга.

20 комнат делим на 4, получаем по 5 комнат в каждой коммуналке, т.е. могут жить примерно 5 маленьких семей. Ну или в зависимости от потребностей той или оной семьи.

Правда вся эта «дележка» привела к тому, что теперь найти определенную квартиру в таком доме почти невозможно, нумерация в парадных просто какая-то безумная: 1, 2, 4, 48!!!

Живущие в новых отдельных квартирах граждане даже не представляют себе, сколько еще в Питере осталось таких коммуналок. А ведь они фактически в каждом доме. Исключения являются скорее просто исключением, когда бывшие барские квартиры переделывают под отель, или выкупают полностью квартиру и делают там ремонт для себя, ну или те квартиры, которые изначально были маленькими, т.к. находятся на последних этажах и предназначались для людей попроще.

Причем, во многих домах в центре Петербурга до сих пор нет самых элементарных удобств.

А вот о том, как в таких квартирах появились удобства, мы поговорим в следующий раз.

Продолжение здесь:

При подготовке материала использовалась книга Е.Д. Юхневой «Петербургские доходные дома».