Найти тему
Журнал МУЗилка

«Плот» и ещё 6 песен Юрия Лозы. К 70-летию музыканта

Оглавление

В последнее время имя Юрия Лозы часто мелькает в СМИ в несколько скандальном контексте. Известный музыкант и автор песен обращает на себя внимание неоднозначными высказываниями, стал героем мемов.

В медийном пространстве часто воспроизводится фраза, приписываемая работавшему с «Rolling Stones» и «Led Zeppelin» продюсеру Джимми Дугласу,: «Who is Mister Loza?». Для российских слушателей, а в особенности, для старшего поколения этот англоязычный вопрос ни в переводе, ни в ответе не нуждается. Долгие годы Юрий Эдуардович бороздит просторы отечественной музыкальной культуры «на маленьком плоту».

Упоминания о Юрии Лозе в различных источниках часто сопровождаются уточнением - автор песни «Плот». Почти у каждого музыканта есть суперизвестная «визитная карточка», которая в той или иной степени затмевает остальное творчество и первым делом всплывает в памяти при упоминании артиста. Меломаны вполне справедливо заметят, что ассоциировать Лозу только с песней «Плот» то же самое, что «Deep Purple» со «Smoke on the Water». Не «Плотом» единым запомнился Лоза, в его обширном наследии немало памятных и любимых слушателями песен. Есть хороший повод поговорить о его главном хите и некоторых других работах – 1 февраля Юрию Лозе исполняется 70 лет.

Пролог: творческий облик, вехи судьбы и карьеры

Жанр, в котором работает Юрий Лоза, часто определяют как «бард-рок». Это весьма условный термин, используемый музыковедами и журналистами в отношении разных по эстетике, мировоззрению и культурному бэкграунду музыкантов: представителей андеграунда, тихих русских рокеров, в чьей музыке преобладает акустическое звучание, исполнителей, близких к эстрадному дискурсу и даже некоторых экспрессивных бардов. Творческая траектория Лозы пролегает на стыке традиционной эстрады, рока и авторской песни, и при этом он – сам по себе, в жизни и творчестве музыкант идет своим путем.

Начался этот путь в славном городе в центре России, который без преувеличения можно назвать житницей кадров для советской и российской музыкальной культуры. Негласно прозванный «столицей русского рока», он породил целую вереницу популярных музыкантов разных жанров. Александр Дольский, Александр Малинин, Вадим Самойлов, Владимир Шахрин, Юлия Чичерина, Владимир Пресняков – все они появились на свет в Свердловске , нынешнем Екатеринбурге. Здесь же 1 февраля 1954 года в семье инженера Эдуарда Лозы и бухгалтера Людмилы Веселовский родился сын Юра. В отличие от вышеназванных знаменитых екатеринбуржцев, на становление Лозы как музыканта главный город Урала влияние не оказал, так как в сознательном возрасте он здесь не жил. Семья с маленьким сыном переехала сначала в Нижний Тагил, где прошло раннее детство Юрия, а потом в Казахстан. В Алма-Ате Лоза сел за школьную парту, образование решил продолжить по географической специальности в Казахском государственном университете, но не доучился, так как душа лежала к музыке. Увлечение охватило его в подростковом возрасте. В 14 лет парень взял в руки гитару и с тех пор, по признанию самого Лозы, с ней не расставался.

«Каждый, кто брал троечку аккордов во дворе, сразу привлекал внимание. Становился кумиром и героем дня. Поняв это, я насел на родителей, сказав: "Давайте найдём мне гитару. Я тоже хочу получить свою минуту славы»,

- рассказывал Лоза о том, как в его жизни появилась гитара. Освоив инструмент, он стал сочинять песни, и жизненный выбор был предопределен.

Бросив географический факультет и предприняв неудачную попытку поступить в музыкальное училище, Юрий ушел в армию, а после срочной службы всё-таки осуществил желаемое. Работая на заводе, молодой человек параллельно пошел учиться на барабанщика в Алма-Атинское музыкальное училище.

Стартовая точка профессиональной музыкальной карьеры – 1977 год. Юрий Лоза – сотрудник Усть-Каменогорской филармонии, входит в состав группы «Интеграл». В коллективе Бари Алибасова он проработал до 1983 года, принимал участие в знаменитом фестивале «Весенние ритмы-80» в Тбилиси.

С уходом из «Интеграла» Лоза отправляется покорять столицу. В сотрудничестве с группой «Примус» выпускает альбом «Путешествие в рок-н-ролл», полностью состоящий из написанных им песен. Далее работает с группой «Зодчие», выпускает целую вереницу сольных пластинок.

-2

В 90-х музыкант открывает собственную студию звукозаписи, а в новом веке предстает под личиной музыковеда, заявляя: «Научу писать хиты». Так называется его книга 2012 года. У той части слушателей, для которых Лоза – это песня «Плот», заголовок стал поводом для иронии. Мол, хиты учит писать тот, кто написал всего один хит. У Лозы их больше. И не каждому популярному музыканту довелось иметь свой «Плот». А с другой стороны, а ты попробуй «Плот» напиши, в истории музыки бывает и так, что одной песни достаточно, чтобы остаться в веках. Создать хит, который чуть ли не наизусть знают несколько поколений – дорого стоит.

История песни «Плот»

Из «Интеграла» Лоза уходит с внушительным авторским багажом. В источниках растиражирован факт, что к тому моменту Юрий Эдуардович уже написал около 100 песен. Среди них был и «Плот». История этой песни символично пронизывает ранний этап творчества исполнителя, от работы с Бари Алибасовым до начала сольной карьеры, которое условно относят к 1987 году.

Рождение будущего суперхита датировано 1982 годом. Работая в коллективе, логично первым делом показать своё новое творение руководителю и предложить в репертуар группы. Лоза так и поступил, но Бари Каримовича, снискавшего славу одного из успешнейших продюсеров, композиция не впечатлила. Включать её в репертуар Алибасов отказался.

Юрий Лоза и Бари Алибасов в группе "Интеграл"
Юрий Лоза и Бари Алибасов в группе "Интеграл"

На следующий год пути «Интеграла» и Юрия Лозы разошлись, пришло время покорять музыкальную сцену «на маленьком плоту». Судьба этой песни сродни её тексту, на пути к популярности песня метафорически прошла «сквозь бури, дождь и грозы». На первых порах песня успехом не пользовалась. Чего-чего, а самоуверенности Юрию Эдуардовичу точно не занимать. В определенный момент, правда, автор усомнился в качестве собственного текста, подумал, что с песней что-то не так, консультировался с поэтами-песенниками, но предложенные правки отверг.

«Решил сначала, что мой текст не совсем хорош… Показал некоторым профессиональным поэтам, посмотрел то, что они мне написали, выкинул и решил все-таки оставить свой собственный вариант»

- рассказывал Юрий Лоза.

Своего звездного часа песня ждала 5 лет. В сольной дискографии Юрия Лозы она вышла на пластинке «Что сказано, то сказано» 1988 года. Писался «Плот» на студии известного звукорежиссера Александра Кальянова.

«К Александру Ивановичу пришел, спел, записали мы все это красиво»,

- вспоминает Лоза.

Это была не первая запись хита. Ранее Лоза предпринимал попытки «пристроить» своё произведение в рамках других проектов. Песня фигурирует на альбоме «Огни эстрады», выпущенном с группой «Зодчие» в 1984 году.

Много вопросов вызывают упоминания о записи этой песни под вывеской «Антре» 1986 года. Судя по всему, это был проект, в котором участвовали музыканты разных ансамблей: «Зодчие», «Лейся, песня» и другие, в том числе Юрий Лоза и Александр Барыкин. Упоминая о нем, Википедия пишет, что хит был исполнен Александром Барыкиным и называет его первым исполнителем песни. Однако эта информация вызвала много скепсиса и сомнений у поклонников творчества Лозы, опровергалась самим музыкантом. В материалах по истории песни, подготовленных с участием самого автора официальными СМИ, например, «Радио. Дача» о ранних записях нет ни слова. Популярность к песне пришла после альбома «Что сказано, то сделано».

«До 89 года толкался с этой песней, нигде не мог пробить её»,

- признавался Лоза. Став хитом, «Плот» вошел в число лауреатов фестиваля «Песня-90» и сопровождал музыканта на протяжении всей последующей карьеры.

"Девочка в баре"

Альбом «Путешествие в рок-н-ролл» 1983 года указывается первым пунктом в дискографии музыканта Юрия Лозы. Вокруг статуса и формата этой пластики ведутся споры, с одной стороны, он воспринимается как дебютный альбом, на котором группа «Примус» выступила аккомпанирующим составом, с другой, как совместная работа двух творческих единиц. Сторонники второго мнения указывают на то, что «Примус» был уже довольно уважаемым коллективом, и, вступив, как бы сегодня сказали, в коллаборацию с Лозой, помог музыканту явить свои творения миру, дав толчок в сольной карьере. «Примус» предоставил техническую базу для записи альбома, а Юрий – написал и исполнил все песни.

Представленные на альбоме композиции разительно отличались от того, что звучало по радио и телевидению, по тем временам это был неформат. Пластинка «Путешествие в рок-н-ролл» пользовалась большой популярностью. В юбилейном обзоре я решил представить её композицией «Девочка в баре». Во всевозможных перечнях и топах популярных песен Лозы она упоминается чаще других произведений с этого альбома. Энергичная, рок-н-рольная по духу и даже немного дерзкая песня спустя более чем 40 лет продолжает вызывать интерес у слушателей, входит в ТОП-10 самых прослушиваемых треков Лозы на «Яндекс.Музыке». А в 80-х «Девочка в баре» была «подпольным» хитом дискотек.

«Зима»

На дворе – зима. Сколько песен написано об этой студеной поре – не счесть, и у Юрия Лозы сезонный хит имеется. Времени года, в которое музыкант появился на свет, он посвятил композицию, изданную на альбоме «Тоска» 1985 года.

«Осыпаются надежды,
А в лесах такая тишь,
Достает зима белые одежды
Для бульваров, рек и крыш»,

- поёт Юрий Эдуардович композицию с незамысловатым названием «Зима». За простыми, но красивыми пейзажными образами скрываются размышления о жизни и течении времени.

«Я умею мечтать»

«Тоску» Юрия Лозы называют концептуальным альбомом, собранные на нём песни поднимают философские темы поиска своего места в жизни, осмыслении пройденного пути, упущенного и пережитого. Заметный хит пластинки – глубокая по содержанию баллада «Я умею мечтать». Лирический герой Лозы обращается к безвозвратно ушедшим годам, рассуждая о том, что ему уже «много не испытать», однако за скоротечностью жизни всегда остается место мечтам.

В тот же период, с 1983 по 1987 год, Юрий Лоза играл в группе «Зодчие», свой авторский материал он реализовал, в том числе, и в рамках коллектива. Хит «Я умею мечтать» издавался под вывеской «Зодчих» в 1986 году в сборнике «Рок-панорама».

«Сто часов»

Официально изданный виниловой пластинкой на «Мелодии» альбом «Что сказано, то сказано - без преувеличения, ключевой, переломный в дискографии и карьере Юрия Лозы. Ознаменованный «Плотом» в качестве финального трека, он запомнился слушателям ещё несколькими хитами. На этой пластинке Юрий Эдуардович под выразительный гитарный бой рассказал романтическую историю о влюбленных, которым отведено провести вместе «Сто часов». Любовь на расстоянии, невозможность постоянно находиться радом, наслаждение каждой минутой, рядом с любимым человеком – то, о чем поёт Лоза в этой композиции, близко и знакомо многим. А потому песня, сочетающая элементы эстрады, рок-звучания и эстетики бардов, нашла отклик у аудитории.

«Мать пишет»

Письмо матери сыну – и тема, и обволакивающий гитарный перебор настраивают на лирический лад. Песня – внутренний диалог с родным человеком, мысли и чувства которого поминаешь и ощущаешьна расстоянии. Рефреном повторяется фраза «А я читаю между строк», от куплета к куплету получающая всё более и более щемящее продолжение: «Ты береги себя сынок», «Мне плохо без тебя, сынок», «Дождусь ли я тебя, сынок». «Мать пишет», - из тех песен, которые мало кого оставят равнодушными. Эту композицию называют самой проникновенной, самой щемящей на альбоме «Что сказано, то сказано», да и в творчестве Юрия Лозы в целом.

Ранее пеня издавалась с группой "Зодчие" на пластинке 1984 года "Огни эстрады".

«Пой, моя гитара»

Нещадно критикуя современных исполнителей, Юрий Лоза сам шел в «разрез» с модными веяниями. Достигнувший широкой популярности к закату советской эпохи, он предлагал слушателям то, что не устаревает и остается вечно актуальным. На календаре был 1991-й - год больших перемен и в жизни, и в культуре, и в музыке. В фарватер музыкальной культуры врываются новые имена, популярным становится то, что в прошлые десятилетия вряд ли было допустимо. На этом пестром фоне, молодой, но уже опытный, закаленный советской рок-музыкой Юрий Лоза выходит к слушателям с лирической балладой.

«Пой, моя гитара пой. Как люблю я голос твой. Дальние дали, мы с тобой видали. И всегда-а-а ты была со мной»

- звучит из его уст на «Песне-91», второй год подряд со сцены фестиваля Лоза поёт лирику.

Оба хита, друг за другом прозвучавшие на фестивале по итогам 1990 и 1991, «Плот» и «Пой, моя гитара» корнями восходят в начало прошлого десятилетия и в их историях есть схожий эпизод. По словам Лозы, песня «Пой, моя гитара» писалась «не в один день», ведь сам центральный образ проходит через всю его жизнь, а песня – выражение отношения к инструменту. Черновик хита Юрий сочинил, играя в «Интеграле». Как и в случае с «Плотом», наработки были показаны Алибасову и был получен «отворот поворот».

«Он в музыке дуб дубом. Он сказал, что песня плохая. Я пожал плечами и ушёл»

- рассказывал Лоза.

Спустя плюс-минус десятилетие песня зазвучала во всеуслышание, став одной из самых известных у Юрия Лозы.

Песни Юрия Лозы звучат только в его авторском исполнении, музыкант категорически против того, чтобы его хиты перепевали, давали им новые трактовки. Особенно трепетно он относится к композиции «Плот». Лоза заявляет, что пока он может - он будет петь свои песни сам. Напоминая о себе широкой аудитории в качестве блогера и критика, автор хита «Плот» и многих других песен продолжает выступать.

А фамилия Лоза теперь звучит не только с эстрадных площадок, но и на оперной сцене. В семье Юрия Эдуардовича все имеют отношение к музыке. Он счастливо женат на певице Светлане Мережковской, также известной под псевдонимом Сюзанна. В семье вырос сын.

Лоза, Олег Юрьевич
Лоза, Олег Юрьевич

Олег Юрьевич Лоза пошел по музыкальной стезе, но в современно другом направлении. Выпускник дирижерско-хорового отделения Гнесинки состоялся как оперный певец, выступает в жанре классического кроссовера, появлялся в вокальных шоу на телевидении.

Среди читателей этой статьи, наверняка, найдутся и те, кто скажет, что добрую часть хитов Юрия Лозы я «забыл» и вспомнил не те песни. Другие заметят, что хоть у Юрия Лозы и полно хороших песен, на фоне «Плота» всё остальное меркнет. И те, и другие будут по-своему правы. У каждого – своя любимая песня из репертуара Юрия Лозы, а юбилей – хороший повод напомнить о музыканте и его творчестве и поздравить артиста.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.