Журналист спросил Веру Сотникову - что вы пожелаете самой себе в этом году?
Актриса хитро улыбнулась: "А это секрет! Но знайте, что мои желания всегда сбываются!"
Женщина рассказала, что верит в метод моделирования ситуаций: рисуешь в мыслях образ - человека, жизни, семьи - и все сбывается.
Судьба не была к ней благосклонна, было все: и вынужденная разлука с сыном, и нищета, и предательство мужа, и сорванные съемки, закрытые проекты. Хоть с моста вниз головой в реку ныряй! Но Сотникова верит в высшие силы и тонкие материи. Твердит себе: "Я буду счастливой!"
И желания начинают сбываться самым причудливым образом.
"В 22 года ко мне в руки попала самиздатовская брошюра "Семь дней в Гималаях" Валентина Сидорова. Ее дала почитать моему другу Анастасия Вертинская. Я переписала текст от руки, эта тетрадь стала моей настольной книгой.
Она о том, что радость - это особая мудрость, что необходимо иметь отношение к приходящим мыслям, наслаждаться каждой минутой бытия, не откладывать это на завтра, совершенствовать свою душу и поступки".
Сотникова играла в кино, но продолжала мечтать о МХАТе. Дверь открылась неожиданно: Ирина Апексимова заявила режиссеру Олегу Ефремову, что собралась делать карьеру в США. "Голливуд ждать не будет!" - сказала она и улетела. Стали искать замену, Ефремов одобрил кандидатуру Веры.
1997 год. Незадолго до юбилейного сотого сезона во МХАТе произошло страшное с одной из актрис - Еленой Майоровой. Роль в "Трех сестрах", которую играла Майорова, отдали Сотниковой.
А потом - еще одно происшествие, спутавшее все карты, но и открывшее нужную дверь: Ирина Мирошниченко сломала ногу, а труппа театра должна была вылетать на гастроли в Южную Корею.
Получилось нелепо: собачка актрисы сорвалась с поводка и рванула в подземный переход, Ирина за ней, скользко, удар, ушиб... Так Сотникова получила роль в "Дяде Ване", побывала в Тайбее.
Долгое время Вера считала себя недостойной этих ролей, ведь все они достались ей из-за странных, печальных и даже трагических обстоятельств.
Но как-то на спектакль пришел Виталий Вульф, самый строгий критик того времени. Вера ждала разгромной критики, но Вульф назвал ее большой актрисой. От сердца отлегло...
Затем грянули 90-е, Вера в одиночку обеспечивала мать и сына, все время думая, чтобы с ними стало в это смутное время, если бы не она...
Сотникова воочию видела великих актеров, которые доживали свои дни в нищете, проматывав свои гонорары по молодости и решила: у меня так не будет!
Когда шторм 90-х утих, она увидела в журнале "Элитная недвижимость" объявление: "Продается домик, деревня Фрежюс, Франция, до моря 70 метров".
Вера вырвала картинку из журнала, сложила лист, положила в блокнот. "У меня будет такой дом!" - сказала она себе шепотом.
А через некоторое время приобрела домик в Каннах, даже ближе к аэропорту, чем та деревушка.
"И что это, если не сила мысли?" - удивляется Сотникова.
Моделинг ситуаций - это ни что иное, как стратегия, мечта, на которую нацеливается сильная личность. Кто-то не планирует дальше того, чтобы в магазин сходить вечером, а кто-то на Канны замахивается.
Бывает, что люди живут в нищете, у них спрашивают - а какой выход? Они злятся и крутят пальцем у виска: какой тут может быть выход? Мы в тупике. Это правительство виновато...
Или: что вы собираетесь делать? А человек отвечает: "А что тут можно сделать-то"?
Мирится, терпит. А уж о фантазии, мечтах и речи не идет.
Мне вспомнились строки Ларисы Миллер, которые характеризуют людей, у которых сбываются мечты:
Видишь, Господи, я тут,
Снова тут. Куда деваться?
Чтоб продолжить свой маршрут,
Надо встать и одеваться.
А ходить-то всё трудней –
То коряги, то овраги,
Да к тому же много дней
Мучит боль при каждом шаге.
Но поверишь, Боже мой,
Чем маршрут неодолимей
Этой горестной зимой,
Тем дороже и любимей.