Эту подборку можно использовать для организации самостоятельной, индивидуальной и дифференцированной работы учащихся в классе и дома.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Упражнение 1
Спишите, исправив ошибки в сообщениях.
Sms-сообщения:
1) Вечером ты нечего не делаешь?
2) Некуда не пойдешь?
3) Скучен день до вечера, если делать ничего.
4) Выходи погулять, всю работу некогда не переделаешь.
5) Вечером некуда не пойду.
6) Приходится вертеться, если никуда деться.
Упражнение 2
Решите тестовые задания. В каждом задании выберите один правильный вариант ответа.
1. Продолжите фразу: «В приставках отрицательных наречий под ударением пишется...»
А. гласная Е,И
Б. гласная Е
В. гласная О
Г. гласная И
2. Укажите ряд, в котором во всех случаях на месте пропусков пишется гласная Е.
А. н...как, н...мало
Б. н...́откуда, н...́где
В. н...чуть, н...ско́лько
Г. н...где́, н...когда́
3. Укажите предложение, в котором употреблено отрицательное наречие с приставкой НЕ.
А. Сторож ничего не слышал.
Б. Негде было даже купить воды.
В. Не у кого было попросить.
Г. Нечего купить.
4. Укажите неверное утверждение.
А. В приставках отрицательных наречий всегда пишется гласная Е.
Б. В приставках отрицательных наречий под ударением пишется гласная Е.
В. В приставках отрицательных наречий в безударном положении пишется гласная И.
Г. Отрицательные местоимения при наличии предлога пишутся раздельно.
5. Продолжите фразу: «Отрицательные наречия с НЕ и НИ всегда пишутся...»
А. раздельно при наличии предлога
Б. слитно
В. раздельно
Г. слитно и раздельно
6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно:
А. (не) куда, (ни) (у) кого
Б. (не) откуда, (не) где
В. (ни) мало, (не) (у) кого
Г. (не) когда, (не) (у) кого
7. Укажите верное утверждение.
А. В приставках отрицательных наречий в зависимости от значения пишутся гласные Е, И.
Б. В приставках отрицательных наречий всегда пишется гласная Е.
В. В приставках отрицательных наречий всегда пишется гласная И.
Г. В приставках отрицательных наречий под ударением пишется гласная Е.
8. Укажите правильное объяснение написания слова «некогда».
А. НЕ с деепричастием пишется слитно, можно подставить противопоставление.
Б. Отрицательное наречие без предлога пишем слитно.
В. В приставке отрицательного наречия пишем под ударением Е.
Г. Отрицательное местоимение без предлога пишем слитно.
9. Укажите правильное объяснение написания слова «нигде» в предложении: «Ни косточкой нигде не мог я поживиться».
А. НИ с деепричастием пишется раздельно, потому что без НИ не употребляется.
Б. В приставке отрицательного наречия пишется в безударном положении И.
В. Отрицательное местоимение без предлога пишем слитно.
Г. Отрицательное наречие без предлога пишем слитно.
10. Укажите «лишнее» слово:
А. н....куда (не пойдём)
Б. н...когда (позвонить)
В. н...откуда (взять)
Г. н...где (остановиться)
Презентацию по теме "НЕ с наречиями. Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е
Упражнение 1
Вставьте пропущенные буквы, напишите, какой частью речи являются слова с пропущенными орфограммами.
- Хотя дежурные поступают ветре…, но их нужно слушать. – Помещение ими проветре….
- Если кошка кричит обиже…, нужно её приласкать. – Она на кого-то обиже…
- Артист бормочет расстрое… свой монолог на сцене. – Пианино давно расстрое…
- Петя кричал взволнова… – Море ветром взволнова…
- Не позорьте людей, которыми вы воспита... – Дети, на выставке обязательно ведите себя воспита…
Презентацию по теме "Н и НН в наречиях на -О и -Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Упражнение 1
Подберите к глаголам из левого столбика подходящие по смыслу наречия из правого столбика. Запишите получившиеся словосочетания, вставьте в наречия гласные после шипящих.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Упражнение 1
Вставьте наречия, пользуясь словами для справок, раскройте скобки.
Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … Ребята завтра поедут кататься на горку, будут … валятся в снегу. А кто- то пойдёт гулять по … лесу. Как красиво на улице в зимний вечер!
Слова для справок: (еле) еле, (едва) едва, (мало) помалу, (чуть) чуть, бок (о) бок, (видимо) невидимо, (по) зимнему.
Упражнение 2
Заполните таблицу. Впишите наречия в соответствующие колонки, раскрывая скобки.
(По) немногу, (под) час, (по) долгу, (по) пусту, (еле) еле, (с) боку, (чуть) чуть, (сильно) сильно, (в) смятку, (крепко) крепко, (на) угад, (давным) давно, (в) присядку, (всего) навсего, (видимо) невидимо, (во) очию, (мало) помалу, (перво) наперво, (в) запуски, (мало) мальски, (на) оборот, (по) египетски, (по) модному, (в) трое, (в) лево, (до) суха, (в) плотную, (в) рукопашную, (во) всю, (в) перёд, (в) старь, (в) добавок, (по) неволе.
Через дефис / Слитно
Презентацию по теме "Дефисное написание наречий" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Упражнение 3
Раскройте скобки. Выберите номера наречий, которые пишутся через дефис. В таблице найдите буквы, которые соответствуют этим номерам. Из полученных букв составьте слово.
- (бок) (о) бок
- (давным) давно
- (по) осеннему лесу
- по) турецки
- (кое) как
- (на) лету
- (по) моему мнению
- (откуда) либо
- (по) твоему зову
- (в) пятых
- (по) тому берегу
- (волей) неволей
- (до) сыта
- (за) темно
- (по) вашему
Упражнение 4
Спишите текст, раскройте скобки. Подчеркните наречия как члены предложения.
(1) Случилось это (давным) давно, когда мальчику минуло четыре года.(3) Когда (то) отец застал его лежащим на полу. (3) Около него (по) всюду были разложены листы нотной бумаги. (4) Все они оказались (кое) как исписанными кривыми строчками нот и испачканы размазанными кляксами. (5) «Что ты пишешь?» — поинтересовался отец. (6) «Концерт для клавира», — ответил ребёнок. (7) Мальчик мало (помалу) вскарабкался на стул у клавесина и заиграл. (8) Мальчика звали Вольфганг Амадей Моцарт. Через (не) сколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. (9) Слушатели отмечали, что играл он (по) настоящему виртуозно. (10) (Мало) помалу взрослые музыканты поняли, что не могут сравниться с ним в искусстве игры. (11) (Едва) едва пальцы мальчика прикасались к инструменту, прекрасная музыка уже лилась из-под них. (12) Говорили, что этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда (либо) жившим на земле. (13) И Моцарт действительно стал им.
(По Ю. Дмитриеву)
- Какие утверждения противоречат содержанию текста?
1) Событие произошло, когда мальчику минуло 5 лет.
2) Мальчик написал «Концерт для клавира».
3) Через несколько лет имя мальчика стало известно всему миру.
4) Как только мальчик прикасался к инструменту, прекрасная музыка не сразу начинала литься отовсюду.
5) Этот мальчик стал в будущем величайшим композитором.
2. Какой тип речи представлен в данном тексте?
Презентацию по теме "Слитное написание наречий" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Упражнение 5
Выделенные слова и словосочетания замените синонимичными наречиями из раздела «Слова для справок». Раскройте скобки.
Образец: бесполезная работа – работа впустую, попусту.
Находиться недалеко от чего-либо; наиграться в достаточной мере; разбить на мелкие кусочки; пуститься со всех ног; рассориться окончательно; бежать, обгоняя друг друга; броситься в разные стороны, торопливо собираясь; пить чай, откусывая сахар; знать с молодых лет; идти ощупью, ничего не видя; есть сухую пищу; напрасно потратить силы; стоять вытянувшись.
Слова для справок: (в) близи, (в) доволь, (в) дребезги, (без) оглядки, (в) конец, (на) перегонки, (в) рассыпную, (в) торопях, (в) прикуску, (с) молоду, (на) ощупь, (в) слепую, (в) сухомятку, (в) пустую, (на) вытяжку.
Упражнение 6
Спишите предложения, раскройте скобки.
1. Жили в палатке (в) четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до) не́льзя. 3. (По) ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на) пропалую. 5. (В) двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в) рукопашную. 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в) праве. 8. Отдохнули мы (в) досталь. 9. (В) перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на) перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На) веки вечные мы вместе. 12. (На) верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В) низу плещется река.
Упражнение 7
Спишите слова, распределяя их по колонкам таблицы и раскрывая скобки.
Разбить врага (на) голову, надеяться (на) удачу, быть (на) голову выше сверстников, решить задачу (в) начале урока, съездить в город (в)пустую, подняться (в) высь неба, забрести далеко (в) глубь, смотреть (в) даль, (на) силу одолеть задачу, сказать (в) начале об успеваемости, войти (в) пустую комнату, подняться (в) высь, всматриваться (в) даль, сказать (в) шутку, превратить все (в шутку, всматриваться (в) глубь моря, надеяться (на) силу товарища, идти (на) смерть, идти друг другу (на) встречу, забросить удочки (на) удачу, стоять (на) смерть, собраться (на) показ фильма, (на) утро двинуться в путь, идти (на) встречу с друзьями, подняться (на) верх холма, (на) завтра отправиться в путь, идти (на) прямую, выставлять заслуги (на) показ, перенести работу (на) утро, подняться (на) верх, отложить отъезд (на) завтра, выйти (на) прямую дорогу.
Слитно / Раздельно
Упражнение 8
Замените в словосочетаниях наречия синонимами из раздела «Слова для справок». Раскройте скобки.
Образец: вконец расстроился – совсем.
Вернулся моментально, говорил тихо, узнали после, говорил медленно, вернулся быстро, знал на память, надел шапку косо.
Слова для справок: (в) миг, (в) полголоса, (в) последствии, (в) растяжку, (в) скоре, (на) изусть, (на) бекрень.
Презентацию по теме "Раздельное написание наречий" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Упражнение 1
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
- Но проч... от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно.
- Матушка-рож... кормит всех сплош... .
- Землю вскач... не пашут.
- Для дорогого гостя и ворота настеж... .
- Как долга эта зимняя ноч..., ждать урочного часа невмоч... .
- Последний поход напроч… отбил у всех желание экспериментировать.
- От удара человек упал навзнич… и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление.
- За высокий сугроб закатилась звезда, блещет месяц – глазам невтерпёж… .
Презентацию по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Морфологический анализ наречия" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).
Скачать всю подборку с ответами можно здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.