Жюль Бастьен-Лепаж "построил мост" между Барбизонской школой живописи и французской академией живописи, допуская при этом влияние "новых художников" на свой стиль натурализма. Известный прежде всего двумя жанрами - сельским пейзажем и портретной живописью, он покорил Парижский Салон честностью своих полотен и собрал группу преданных последователей по всей Франции и Европе. Бастьен-Лепаж создал множество сугубо личных работ, которые позволили ему занять свое достойное место в истории живописи.
Жюль Бастьен-Лепаж вырос в дружной семье, в которую входили отец и мать, его любимый дедушка и младший брат (Эмиль, который также стал профессиональным художником). Его родители владели скромной фермой в идиллической деревушке Дамвилье на севере Франции, недалеко от границы Франции и Бельгии. Отец Бастьена-Лепажа был увлеченным художником-любителем и развивал у своих сыновей способности к рисованию. По словам биографа Андре Теуриета (Theuriet), его отец
"требовал, чтобы Жюль рисовал карандашом на бумаге различные предметы, которыми пользовались на столе - лампу, кувшин, чернильницу и т.д. Именно этому первому воспитанию глаза и руки Бастьен-Лепаж был обязан той любовью к искренности, тем терпеливым стремлением к точности деталей, которые были руководящими мотивами его жизни как художника".
Бастьен-Лепаж с одиннадцати лет учился в колледже Вердена. В возрасте 19 лет, после окончания колледжа, Бастьен-Лепаж выразил желание поехать в Париж изучать искусство. Его амбиции были выше финансовых возможностей семьи, и по совету друга семьи он устроился на работу в Центральную почтовую администрацию, при этом он мог посещать занятия живописью в Школе изящных искусств. Он работал на почте с 3 часов утра в сортировочном отделении, затем доставлял почту до полудня, а школу посещал во второй половине дня. Ещё домашние задания в Школе и такая жизнь стала невыносимой. Через шесть месяцев Бастьен-Лепаж уволился на почте и поступил в художественную школу на дневное отделение.
Вооруженный рекомендательным письмом от академического художника Вильяма-Адольфа Бугро, Бастьен-Лепаж обратился к Александру Кабанелю, который взял его под свое крыло и обучил традициям академической живописи. Осознавая потенциал сына, родители поддерживали его как могли.
Бастьен-Лепаж впервые представил свою работу на Парижский Салон в 1870 году. В этих ранних работах он копировал пейзажи Жана-Антуана Ватто и вводил в декорации модных молодых женщин.
Эти работы остались в основном незамеченными, но в 1874 году он нарисовал своего деда в семейном саду. Это оказалось поворотным моментом в его карьере. Его дед, с его гордой бородой и черным бархатным беретом, был изображен на фоне сочной зелени деревьев. Картина прекрасно запечатлела скромную деревенскую жизнь и привела в восторг парижскую публику. Картина принесла ему медаль за третье место, а имя Бастьена-Лепажа стало фигурировать в салонной литературе и рецензиях.
В следующем году Бастьен-Лепаж представил "Первое причастие" на Парижском Салоне. Способность художника раскрывать характер своей модели с откровенным реализмом, тронула публику.
Теуриет (Theuriet) пишет:
"простая неловкая осанка этой молодой девушки... наивно открывающей свои чистые карие глаза и скрещивающей пальцы, неловко чувствующие себя в белых перчатках, является чудом правдивой живописи [...] Это интересно, поскольку является первым из тех небольших, реалистичных, характерных портретов, выполненных в стиле одновременно широком и добросовестном, которые можно отнести к числу самых совершенных работ этого художника".
Как и другие выдающиеся студенты того времени, Бастьен-Лепаж был принят на престижный конкурс Prix de Rome. Стремямь к победе, он близко к сердцу принял свое первое поражение в 1875 году. Поняв, что у него нет реального интереса к поездке в Италию для учебы, он принял участие в конкурсе в 1876 годду только потому, что именно этого ожидали от студентов элитной академии. Действительно, Бастьен-Лепаж начал сомневаться в истинной ценности академического обучения и поклялся создавать более личные работы. Позже он сказал:
"Я научился своему делу в Париже, я этого не забуду; но своему искусству я научился не там. Мне было бы жаль недооценивать высокие качества и преданность мастеров, которые руководят школой. Но разве это моя вина, если в их студии я нашел сомнения, которые меня мучили? Когда я приехал в Париж, я вообще ничего не знал... В школе я рисовал богов и богинь, греков и римлян, о которых я ничего не знал, которых я не понимал и над которыми даже смеялся. Раньше я говорил себе, что это, возможно, высокое искусство; теперь я иногда задаюсь вопросом, получилось ли что-нибудь из этого образования?".
Предпочтение Бастьена-Лепажа мрачным тонам натурализма явно отличало его от светлых и красочных импрессионистов, которые в то время набирали популярность во Франции. Историк Уильям С. Фельдман заявил, что Бастьен-Лепаж считал себя "наследником реалистической традиции Милле и Курбе" и придерживался философии, согласно которой
"Нет ничего хорошего, кроме правды. Я родом из деревни в Лотарингии. Рисовать крестьян и пейзажи моего дома такими, какие они есть".
Фельдман заметил, что художник оставался верен своему кредо и задумал серию монументальных пленэрных композиций, ориентированных в этом направлении и выполненных в очень личном стиле.
Даже когда он брался за более масштабные сюжеты, такие как его картина с изображением французской мученицы Жанны д'Арк, он помещал ее в сельской местности Дамвилье и использовал местную девочку в качестве модели. Помимо исторических личностей, он задумал серию больших пленэрных картин, которые напоминали о его собственном воспитании, самые важные свои работы - "Сенокосильщики" (1877) и "Сборщики картофеля" (1878).
Обе картины были выставлены на Парижском салоне в 1879 году, где привлекли внимание своим откровенным реализмом. Идентичные по размеру и форме, с изображением одной и той же модели, двоюродной сестры Бастьена-Лепажа, Мари-Адель Робер. Картины имели успех, покорив как публику, так и жюри Салона.
Наряду с этими работами Бастьен-Лепаж также выставил портрет восходящей французской актрисы Сары Бернар.
"Написанный в высоком ключе", так писательница Локк отметила, что "этот маленький драгоценный портрет" был создан, когда и Бернар, и Бастьен-Лепаж были восходящими звездами, и поскольку оба "вращались в кругу социальной элиты Парижа, было бы вполне естественно, чтобы Бернар позировала для этого портрета". Локк добавляет, что в возрасте всего тридцати одного года Бастьен-Лепаж был награжден престижным орденом Почетного легиона за три участия в Салоне.
Восходящая звезда Бастьена-Лепажа принесла ему финансовую безопасность и
"он повел свою мать в большой магазин и разложил перед ней шелка для платьев. "Покажи еще", - воскликнул он. "Я хочу, чтобы мама выбрала самое лучшее"", и хотя ей не хотелось надевать такие наряды, "она была вынуждена уступить".
В то время как крестьянские пейзажи и картины природы приносили ему успех и личное удовлетворение, Бастьен-Лепаж также сделал себе имя как художник красивых и в высшей степени реалистичных портретов. Его репутация распространилась за пределы Франции среди английской знати, и он получил важное поручение написать портрет принца Уэльского, который он выполнил в 1879 году. По словам Крастре, "для Бастьена-Лепажа портретная живопись была лишь второстепенной задачей, формой расслабления между двумя пейзажами; его пристрастием, его единственной целью в жизни".
В начале 1881 года Бастьен-Лепаж совершил поездки в Швейцарию и Италию. К сожалению, серьезная болезнь сделала эти поездки последними. В 1883 году у Бастьена-Лепажа начались сильные боли в почках, и, как описывает Крастре, "он стал меланхоличным, нервным, раздражительным; он заперся в своей студии..., и даже его лучшие друзья не могли попасть туда".
Парижские врачи сообщили художнику о серьезности его положения и посоветовали ему отправиться в Алжир, полагая, что североафриканский климат может улучшить его состояние. У него было настолько слабое здоровье, что он не мог совершить путешествие в одиночку, поэтому его мать сопровождала его в качестве сиделки. Поначалу казалось, что он на пути к выздоровлению, и, вдохновленный новыми видами и звуками, он всерьез занялся живописью. К сожалению, его здоровье продолжало ухудшаться. Тяжело больной Бастьен-Лепаж вернулся в Париж в мае 1884 года. Ему по-прежнему хотелось рисовать, и, как описывает Крастре, "пока он мог держать кисть, Бастьен-Лепаж продолжал работать, несмотря на мучившие его страдания". В конце концов он настолько ослаб, что едва мог держать кисть. Он заявил:
"Если бы мне сказали: они собираются отрезать тебе две ноги, но после этого ты снова сможешь рисовать, я бы охотно принес эту жертву".
Выдержав мужественную борьбу, Бастьен-Лепаж скончался от болезни через шесть месяцев после возвращения в Париж. Ему было всего тридцать шесть лет. Музей Орсе напишет на своем веб-сайте:
"На следующий день после того, как Жюль Бастьен-Лепаж скончался в своей парижской студии на улице Лежандр, 10 декабря 1884 года, мировая пресса объявила о его преждевременной смерти и погребении на семейном кладбище в Дамвилье, регион Маас во Франции. Всего за десять плодотворных лет этот сын скромной фермерской семьи завоевал выдающееся место на французской и международной художественной сцене".
Хотя его карьера длилась не более десяти лет, Бастьен-Лепаж оказал глубокое влияние на мир французского искусства. Французский писатель Эмиль Золя называл его "внуком Милле и Курбе", который запечатлел красоту французского крестьянства и сельской местности, изобразив свои сюжеты с подлинным реализмом.
Бастьен-Лепаж бросил вызов господствующему стилю импрессионизма, хотя это не было сознательным шагом со стороны художника. Крастре писал:
"...как художник пленэра, он стал в определенном смысле основателем школы, сам того не желая; ибо его концепция искусства живописца покорила целую группу молодых художников, которые объединились, приветствуя его как своего мастера".
Уильям С. Фельдман добавил к этому: "для молодого поколения художников, разочаровавшихся в излишествах как консервативного, так и радикального лагерей, подход Бастьена-Лепажа "juste milieu" "золотая середина" представлял собой жизнеспособную альтернативу. Следовательно, школа последователей Бастьена-Лепажа возникла практически за одну ночь, привлекая практикующих из Франции, Великобритании и всей Европы".
Жюль Бастьен-Лепаж предложил новый путь развития живописи для будущих поколений.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.