Найти в Дзене
Леоновка: Наука 5.0

Вам опять не дали грант? Значит, не учли перечень причин проблемы!

Оглавление

Главные ошибки, из-за которых не поддерживают и не финансируют проекты.

Министерство науки и высшего образования России опубликовало методические рекомендации по запуску и реализации проектов научного волонтёрства, которое является одним из направлений работы ведомства в ходе реализации инициатив «Десятилетия науки и технологий». Предваряя дискуссию вокруг документа, представляем взгляд на то, как формулировать цели и задачи для проектов.

Выстраивание целеполагания – один из основных этапов любого проектирования: социально значимого, социокультурного, научного, предпринимательского (бизнес-план, white paper, исследование, грантовый проект). Любой документ, который опирается на описание актуальности, значимости проблемы и причин её существования, целей, задач, методов и способов достижения результата, требует точной и логичной связи друг с другом всех этих частей проекта.

Отсутствие логики в проекте лишает его ценности.
Отсутствие логики в проекте лишает его ценности.

Одна из основных ошибок проектировщиков – отсутствие крепких взаимосвязей между проблемой и сформулированными задачами. Иногда это выглядит странно, потому что перед созданием проекта обязательно проводятся исследования объекта, целевой группы, взаимоотношений внутри рассматриваемой системы, проводятся социологические исследования, опросы, изучаются мнения экспертов, анализируются научные источники по теме и так далее.

Только достаточный массив данных позволяет определить актуальность и значимость проекта, сделать максимально возможные объективные предположения, выдвинуть гипотезу, наметить направления исследования и сформулировать причины существования изучаемой проблемы. В большинстве случаев такие данные у проектировщика, исследователя есть, иначе проект не имеет оснований. Но далее нужно сформулировать задачи проекта!

Именно на этом этапе проекта часто совершаются ошибки.

Главная из которых, – формулировка задач, которые не точно опираются или не полностью опираются на найденные причины и их анализ. Таким образом, проектировщик отвлекается от решения проблемы, которая была обнаружена и подтверждена предварительными исследованиями. Да, исследования могут быть проведены некорректно и данные могут содержать искажения, но мы рассматриваем не эти ошибки. Мы говорим о логике и взаимосвязях внутри проекта.

Итак. Логика проекта обычно выглядит так:

Цель проекта формулируется на основании понимания проектировщиком востребованности, актуальности, содержания проблемы и причин её существования.

Причины проблемы, актуальность, востребованность формулируются, исходя из анализа данных предварительных исследований, и опираются на них.

Задачи формулируются как действия, которые направлены на устранение каждой из причин существования проблемы и на движение к поставленной цели.

Методы решения задач выбираются проектировщиком в зависимости от содержания сформулированных задач и их направления.

Работы по решению задач ведутся согласно содержанию выбранного метода (опыт, практики, наработки, методики и так далее).

Исходя из этой логики, можно сделать несколько выводов:

1. Для организации работы по проекту лучше формулировать одну цель. Если существует другие цели (проблемы), то лучше их сделать основой других проектов и одновременно управлять несколькими проектами.

2. Если описание проблемы не содержит четкого перечня причин, которые привели к её существованию, обуславливают остроту, актуальность и востребованность, невозможно корректно сформулировать задачи проекта.

3. Основа задачи – существующая причина проблемы, обнаруженной в ходе предварительного исследования проблемы, так задача будет вести именно к решению проблемы и достижению цели.

4. По каждой найденной причине существования проблемы должна быть сформулирована как минимум одна задача.

Появление методических рекомендаций для научных волонтёров и наши выводы прокомментировала преподаватель Кафедры техники и технологии Технологического университета им. А.А. Леонова Анна Владимировна Ащеулова:

«Мы любим то, что знаем и понимаем! Методические рекомендации помогут начинающим авторам проектов научного волонтерства, выстроят работу по их реализации, а значит, станут частью инициативы, меняющей подход к исследованиям.
Привлечение студентов в качестве научных волонтеров вовлекает молодежь в научно-исследовательские проекты, популяризирует науку, воспитывает активную гражданскую позицию, способствует скорейшему профессиональному самоопределению и успешному профессиональному становлению молодых людей в обществе».

А также координатор Студенческого научного общества Технологического университета им. А.А. Леонова Ирина Сергеевна Зунтова:

«Десятилетие науки и технологий включает ряд инициатив и проектов. Благодаря реализации научного волонтерства, одной из инициатив Десятилетия, у молодых ученых появились дополнительные возможности, а у граждан, имеющих желание развиваться в научной сфере, принять участия в настоящих научных исследованиях и внести свой вклад в развитие отечественной науки.

Разработанные методические рекомендации по запуску и реализации проектов научного волонтерства будут способствовать повышению качества реализации инициативы, а также профориентации школьников и студентов. Инициатива особенно актуальна для наукограда Королёв, обладающего научным потенциалом и концентрацией высокотехнологичных предприятий».

Ставь лайк, делай репост! Подписывайся на канал Технологического университета им. А.А. Леонова «Леоновка: Наука 5.0», читай интересные статьи из мира науки, современных технологий и человеческого любопытства.