В мировом яхтинге используется несколько терминов для обозначения ползунов различной конструкции и назначения. Давайте разбираться...
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Зачем нужны ползуны?
Вы можете задать резонный вопрос: зачем нужны эти ползуны, когда на моём парусе есть ликтрос? Я просто заправлю ликтрос в ликпаз мачты и дело сделано! Разве не так?
Есть несколько причин использовать ползуны:
- Трение ползунов о ликпаз существенно ниже трения ликтроса о ликпаз, поэтому, ползуны облегчают постановку и уборку паруса. Ползуны специально делаются из нейлона или другого материала с низким коэффициентом трения.
- Парус не изнашивается о ликпаз и может эксплуатироваться без ремонта большее время.
- Парус "сам" аккуратно складывается при опускании.
- При использовании ползунов, в ликпаз мачты вставляется ограничитель, который не позволяет парусу при опускании выскочить из паза и улететь. А вот убирая парус на ликтросе, вполне реально его упустить, особенно в свежий ветер. Так что это вопрос не только удобства, но и безопасности.
Есть одна известная мне причина не использовать ползуны:
- Воздушный зазор между парусом и мачтой, образующийся из-за установки ползунов, может ухудшать аэродинамическое качество системы рангоут-парус в сравнении с парусом, надеваемым на мачту чулком или закрепляемым с помощью ликтроса. А парус без мачты может работать ещё эффективнее. В какой степени? - на эту тему рекомендую книгу: Чеслав Мархай "Теория плавания под парусами". Она есть в свободном доступе на русском языке с превосходным переводом и редактурой.
Разновидности ползунов
Производители ползунов разделяют свои изделия на три разновидности:
- Slug (дословно "слизняк") - ползун, имеющий в сечении круглую или полукруглую форму. Предназначен для использования в круглом ликпазе. Обеспечивает не только вертикальные перемещения, но и вращение на 10-15 градусов вокруг своей оси. Такая подвижность положительно сказывается на надежности соединения и приводит к меньшему износу паруса в месте крепления к ползуну.
- Internal Slide (внутренний ползун) - "Т"-образный ползун, вставляемый в ликпаз подходящего профиля. Вообще говоря, такие ползуны подходят для пазов различных конструкций, имеют высокую прочность при небольшой материалоёмкости и широко распространены.
- External Slide (внешний ползун) - ползун, предназначенный для движения по рельсу, имеет "С"-образную форму, которая охватывает головку рельса. Такая конструкция чаще всего встречается на деревянных мачтах.
Что выбрать?
Если вы занимаетесь ремонтом уже существующего паруса для конкретной мачты, то достаточно выбрать ползуны, аналогичные старым по типу и размерам.
При выборе ползуна "с нуля" следует руководствоваться следующими правилами:
- ползун должен свободно двигаться в ликпазе без заклинивания и высокого трения;
- между ползуном и стенками ликпаза должен обеспечиваться такой зазор, чтобы легкость перемещения ползуна сохранялась при тепловом расширении, попадании мусора (песчинок и т.п.), упругой деформации под нагрузкой и т.д.;
- излишний зазор недопустим, так как ползун может выскочить из направляющей;
- ползун должен иметь прочность, соответствующую нагрузке.
Представление о конструкции, габаритных размерах и величине зазоров можно получить из чертежей от одного именитого производителя лодочных аксессуаров на рисунках ниже.
Если деревянная или дюралюминиевая мачта не имеет ликпаз, то она может быть дооборудована мачтовым направляющим профилем (mast track или luff track). Он должен надежно крепиться к мачте, например, профиль A..26 привинчивается (или заклепывается) через штатные отверстия диаметром 5 мм с шагом 76 мм.
Сколько это стоит?
Ползуны, изготовленные из высокопрочного нейлона, стоят около 1$ за грамм. Вес ползуна находится в пределах 2-4 грамма. Трудно воздержаться и не высказать возмущение: как же так??!! какая-то пластмасска разве стоит таких денег??!! Но, справедливости ради, цена обусловлена не только погоней производителей ползунов за прибылью, но и довольно высокой стоимостью сырья.
Способы крепления ползунов к парусу
Дужка для паруса (Sail Shackle) – нейлоновая дужка является самым популярным и простым вариантом крепления ползуна к парусу. Дужки доступны различных размеров, поэтому важно убедиться, что они подойдут как к ползуну, так и к отверстию в парусе (люверсу). Существуют варианты с креплением на шурупах, либо с защелкой.
Металлическая скоба (Metal Shackle) – самый прочный вариант, который также хорошо представлен на рынке. Недостаток металлических скоб в том, что при полоскании паруса они ударяются о мачту и повреждают её.
Лента – трудоемкий вариант, требующий некоторых усилий и швейных навыков, зато он обеспечивает прочное соединение, которое при этом является наиболее щадящим для паруса и мачты.
Варианты клееных деревянных мачт с ликпазом
В Интернет вы можете обнаружить множество вариантов клееных деревянных мачт с круглым или треугольным ликпазом. Такой ликпаз ослабляет мачту по задней стенке и требует увеличивать её толщину. Зато в него вставляется парус с ликтросом без ползунов.
Если вы склоняетесь к использованию плоских ползунов, но по каким-то причинам не имеете возможность приобрести профиль (mast track), тогда можно остановиться на следующем решении: в задней стенке мачты профрезеровать паз глубиной 4-5 мм; слева и справа от паза привинтить алюминиевые пластины толщиной 2-3 мм с шагом 60-70 мм. Задняя стенка мачты в этом варианте почти не будет ослаблена.
Спасибо за внимание!
Следующая статья: Готовлюсь шить грот, пробую разные технологические приёмы