Найти тему

5 примеров рекламы из прошлого, которая сейчас выглядит странно

Оглавление

На рубеже XIX–XX веков в России уже были профессиональные издания по рекламе, а первое рекламное агентство появилось в 1878 году в Санкт-Петербурге. Именно его основателю Людвигу Метцелю приписывают известную фразу «Реклама — двигатель торговли». Неспроста реклама появлялась в журналах и газетах, на плакатах и открытках, проводились даже длинные рекламные кампании, напоминающие современные перформансы.

Мы выбрали для вас самые необычные примеры дореволюционной рекламы, которая сегодня может удивить и обескуражить. Статья будет полезна маркетологам и дизайнерам, а еще тем, кто интересуется брендингом и историей рекламы.

Кстати, пока не забыли. Мы в Мегаплане выпустили долгожданное обновление ― Рабочие пространства. Они помогают руководителям видеть данные по проектам, продажам и процессам в одном месте, а сотрудникам ― планировать свой рабочий день и больше ничего не терять. В пространствах удобно получать автоматизированные отчеты и проводить глубинный анализ, двигаясь от общих показателей к деталям на разных уровнях бизнеса. Посмотрите на свою компанию под новым углом! Вот тут больше подробностей. А теперь вернемся к нашей теме.

Галоши как высшая ценность

Во второй половине XIX века галоши были очень полезной и популярной городской обувью. Причем у бедных слоев населения они ассоциировались с достатком, поэтому рабочие надевали их в любую погоду. Если же пара галош появлялась у крестьянина, в глазах соседей он становился чуть ли не аристократом.

Неудивительно, что это изделие составляло основной вид продукции резиновой промышленности того времени. Но так как кошелек горожан, в отличие от галош, был не резиновым, для рекламы обуви использовались довольно нестандартные, а иногда даже пугающие идеи.

Этот рекламный плакат начала XX века отсылает к самой известной картине Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Мысль о сходстве рекламы галош с картиной Василия Верещагина «Апофеоз войны» напрашивается сама собой. Художник посвятил свое полотно «всем великим завоевателям», а автор открытки — завоевателям мира резиновых изделий обществу «Проводник». Именно эта фирма в начале XX века прославилась наиболее творческим подходом к продвижению своей продукции.

Главное предприятие «Проводника» находилось в Риге и производило технические и хирургические резиновые изделия, но именно галоши стали лидером продаж: ежегодно фирма продавала 6 миллионов пар этой обуви. На открытках с рекламой изображались ситуации, где продукция использовались не по прямому назначению: к примеру, шланг-поливка — как средство избавления от зноя и главных вредителей — босоногих мальчишек, а изношенная галоша — как весомый аргумент в споре.

-2

«Даже изношенные галоши «Проводник» имеют применение — не только в руках торговца, даже в руках бабы они, сильное оружие», — гласит надпись на рекламной открытке галош, 1900-е гг.

Многие слоганы фирмы как будто позаимствованы с современных билбордов: «Хочешь крепко стоять на ногах и долго жить, носи галоши «Проводник».

Странную по сегодняшним меркам рекламу галош можно найти и у фирмы «Треугольник», работавшей в Санкт-Петербурге. На рекламных плакатах вполне себе обыденную галошу спускает с неба белоснежный голубь, бережно держит в руках прекрасная девушка или протягивает покупателю древний воин в кольчуге. А на плакатах компании «И.В. Мюндель», рекламирующих резиновую обувь, появились египетские пирамиды и фигура сфинкса, намекая, скорее всего, на долговечность галош.

-3

Реклама галош рижской резиновой мануфактуры И. В. Мюндель призывает обращать внимание на фирменный штемпель, 1900-е гг.

Шоколад и какао для настоящих мужчин

Кто ел конфету «А ну-ка, отними!», тот наверняка помнит обертку с девочкой, дразнящей щенка. Но это дизайн 1950-х годов. Первая же реклама шоколада выглядела куда более конфликтно. На открытке был изображен мальчик в фартуке с заплатами, со сдвинутыми к носу бровями, с битой для лапты и шоколадкой в руках. Героя звали Вася, и специальный стишок пояснял его эмоциональное состояние. Оказывается, все дело в Степке, желающем кусочек лакомства.

-4

Сердитый Вася в знаменитой серии рекламы Эйнема «Ну ка отними!» готов защищать свое лакомство, потому что шоколад дает ему много сил

— Ты что? Хочешь половины?

Не угодно ли дубины?

И пошел махать дубьем…

Степка вышел с фонарем.

Победитель, храбрый Вася,

Силой мускулов хваляся,

Говорил, что этим всем

Он обязан лишь «Эйнем».

К слову, многие кондитерские изделия в то время продвигались как средства, дающие силу и формирующие мускулы. Например, целевой аудиторией какао, которое сегодня воспринимается больше как напиток для детей, в начале XX века были исключительно мужчины. Например, на листовке про мышечную силу было написано, что какао — «напиток, всесторонне укрепляющий человеческий организм», признанный врачами «как превосходное средство для образования и развития мускулов».

-5

Реклама какао Ван-Гутена, дающего мышечную силу. Журнал «Нива», 1905 г.

Семья ван Гутен произвела в отрасли революцию, которую иногда называют демократизацией шоколада. Сначала они запатентовали способ делать из какао-бобов порошок, а потом придумали, как убрать из него горький привкус и улучшить растворимость в воде. К середине XIX века продукт стал более качественным, дешевым и популярным. Именно в это время и в России появляются фабрики, производящие какао и шоколад.

До XIX века шоколадный напиток был уделом высшего общества. Например, известно, что какао любила Екатерина II, а ее фаворит Григорий Потемкин выпивал в день несколько чашек кофе или шоколада, заедая их ветчиной или цыпленком.

Существует легенда о том, что фирма «Ван-Гутен» договорилась с приговоренным к смерти преступником, что он, стоя на эшафоте, прорекламирует какао. За это его семье якобы будет выплачено солидное вознаграждение. Этот случай упоминается в поэме Владимира Маяковского «Облако в штанах»:

Хорошо,

когда брошенный в зубы эшафоту,

крикнуть:

«Пейте какао Ван-Гутена!»

Была ли такая рекламная акция на самом деле — неизвестно, но слухи о ней явно ходили. Зато точно была другая реклама: с идеей о том, что какао успокаивает нервы, «возвращает силы и жизнерадостность», в отличие от чая и кофе, которые нервы возбуждают.

-6

Реклама какао Ван-Гутена, укрепляющего нервы. Журнал, 1900-е гг.

«Нервы крепки как канаты», — хвастается другой герой, правда уже не атлетического сложения, зато оптимистического настроя. Сегодня в его руке проще представить кружку с пивом, а не чашку какао. А в объявлении 1907 года задушевно говорится: «В наш нервный век самое благоразумное — пить чистый голландский какао».

Кстати, слово «какао» стало среднего рода к середине XX века. В 1930-х годах средний род заимствованных слов, таких как «пальто» и «метро», еще считался нормой. Позже они перешли в разговорную речь, а в 1950-х в таком употреблении стали считаться неправильными.

Дымящие трубы как признак успеха

В середине XIX века многие производства, особенно небольшие, применяли ручной труд. Паровые машины и механизация фабрики стоили очень дорого. Так что дым из трубы означал конкурентоспособность, технологичность и серьезные объемы производства. А то, что он загрязняет окружающую среду, в то время не было так очевидно. Как и то, что промывать ткани после покраски прямо в Москве-реке — вредно. Более того, сами владельцы фабрик очень часто строили богатые особняки рядом со своим «детищем».

-7

Рекламная открытка паровой фабрики кондитерских изделий «Эйнем», 1900-е гг.

Авторы открытки с рекламой паровой фабрики «Эйнем», с одной стороны, знали толк в визуальной коммуникации. На этой и других подобных карточках кондитерская фабрика изображена вместе с главными символами Москвы. Рано или поздно у смотрящих должно было сложиться впечатление, что сама фирма — такой же символ города, как и кремлевские стены. С другой стороны, особенно ярким пятном на карточке показаны дымящие трубы. В самом центре города, напротив Кремля — сегодня это выглядело бы антирекламой.

PR-кампания с подвохом

Среди рекламных акций рубежа веков тоже можно составить свой скандальный рейтинг. Пожалуй, первое место в нем займет фирма Шустовых, производившая алкогольные напитки. На заре своего дела, в 1860-х годах, им нужно было попасть в меню питейных заведений. Для этого Шустовы придумали нестандартный ход. В трактир приходил студент и заказывал шустовскую водку. В большинстве случаев о ней впервые слышали и отказывали клиенту. После чего студент устраивал скандал, драку или другое хулиганство. В идеальном для заказчиков случае попадал в полицию, о чем сообщали московские газеты. Студента быстро выкупал из участка приказчик Шустовых, а вот владельцы трактира на всякий случай заказывали эту водку.

-8

Ну очень заметная реклама продукции Шустова на первой полосе журнала «Нива», 1908 г.

Значительно позже фирма повторила подобный трюк на европейском рынке, только там вместо водки был коньяк, а вместо студентов в трактирах — солидные супружеские пары в ресторанах. Узнав, что в меню нет шустовского коньяка, они расплачивались за ужин и уходили, не притронувшись к нему.

Надо сказать, что напитки у Шустовых были первоклассными. В 1900 году фирма получила гран-при на международной выставке в Париже и право называть свой напиток коньяком, а не бренди. До этого монополия на название принадлежала французам. Кроме того, Шустовы были известны настойками, ликерами и наливками на любой вкус. Шутили, что из их названий можно собрать весь алфавит.

«Колониальный» балаган

Интерес к экзотическим народам и необычным животным — довольно естественная вещь. Неудивительно, что этим активно пользовались и для шоу, и для рекламы. Помните «По улицам слона водили» у Крылова? На Нижегородской выставке 1896 года был невероятно популярен павильон «Крайний Север», организованный Саввой Мамонтовым. Туда ходили смотреть на оформление, сделанное художником Константином Коровиным, и на представителя коренных сибирских народов самоеда Василия, который учил своего ручного тюленя говорить «Ура!».

А вот московская промоакция 1910 года дала бы сегодня фору людям-сэндвичам, носящим на себе рекламу. Тогда громадные сенбернары возили небольшую тележку, которой управлял мальчик, одетый в костюм самоеда, с развешанной по ее бокам рекламой различных фирм.

Через год газеты зазывали в кинотеатр «Гранд Электро». Но поводом был не фильм, а «люди каменного века», «живые дикари-папуасы племени кая-кая — самое дикое племя на земном шаре. По словам репортеров, публика была в особенном восторге от вождя папуасов Лакки. А он, в свою очередь, — от больших дамских шляп, украшенных перьями и шпильками.

Сегодня же, скорее всего, авторов таких перформансов обвинили бы в издевательстве над животными или людьми.

***

Все эти примеры рекламы столетней давности наводят на мысль, что она не только двигатель торговли, но и зеркало представлений общества. То, что когда-то означало успех или привлекало внимание, сегодня может быть неэтично, смешно или непонятно. Инструменты прошлого стоит знать, но относиться к ним критически, переосмысливая через призму современности.


Автор: Светлана Кондратьева. Иллюстрации:
Pinterest, LiveJournal, общественное достояние.
Иллюстрация на заставке: рекламная открытка общества «Проводник», гласящая, что семейная благодать возможна только в галошах «Проводник», 1900 г.