Найти в Дзене

Тургиново и тургиновцы на рубеже 19-20 веков. Часть 1. Глазами современников

Оглавление

Тургиново и Никольское Городище на старинных фотографиях

Ровно 111 лет назад, 30 и 31 января 1913 года, в Тургиново и Никольское Городище приезжали два гостя. Одним из них был председатель Тверской ученой архивной комиссии И.А. Иванов, другим был директор архива Министерства юстиции профессор Д.В. Цветаев.

Эта поездка состоялась в год 300-летия дома Романовых. Поводом для нее стала находка в описи Бежецкого Верха 1612 года села Хабоцкое. Вотчинником значился Михаил Федорович Романов. Оказалось, что это единственное упоминание в актах Михаила Федоровича вотчинником до избрания его на царство. Ранее эта вотчина принадлежала его отцу Федору Никитичу Романову, к которому перешла от Никиты Романовича.

По просьбе директора архива состоялась поездка в Хабоцкое с заездом в Тургиново «для обозрения современного положения этих сел».

В докладе о поездке, напечатанном позже в «Журнале 116 заседания Тверской ученой архивной комиссии. 17 марта 1913 г.», было упомянуто, что Никите Романовичу помимо Хабоцкого принадлежало и Тургиново с многочисленными деревнями и пустошами. Была приведена краткая справка о других владельцах села.

Но ценность данной поездки для нас заключается не в этом беглом рассказе о селе. Именно тогда были сделаны несколько фотографий Тургиново и Никольского Городища, благодаря которым можно увидеть то, что не сохранилось до наших дней.

Сейчас эти фотографии хранятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

На фотографиях Никольского Городища запечатлено:

  • общий вид церкви Николая Чудотворца (навсегда утраченной) ;
  • общий вид села, которого не станет через 20 с небольшим лет.

В Тургиново были сделаны 4 фотографии:

  • общий вид церкви Покрова Пресвятой Богородицы;
  • памятник императору Александру II, который очень скоро будет снесен;
  • вид дома зажиточного крестьянина с красивыми резными ставнями, богато украшенного;
  • вид главной улицы, ведущей от церкви Покрова Пресвятой Богородицы и памятника Александру II.

На этой улице мы видим и простые деревянные избы, в которых жило большинство тургиновцев. При постройке они украшались по моде 19 века мезонином (от итальянского mezzanino – антресоль, мезонин). Так называют надстройку над средней частью жилого дома с небольшими окнами и фронтоном (треугольным завершением фасада) под собственной крышей.

Тургиново и тургиновцы в епархиальной хронике

Как жили тургиновцы в эти годы, какими они были? О том, чем они занимались, о торговле и медицине можно прочитать в моей статье «Сельская торговля и медицина. Тургиново и тургиновцы на рубеже 19-20 веков. Часть 2».

А сейчас хочется рассказать о том, как Тургиново описывалось современниками. Таких свидетельств мне удалось найти совсем мало, но они дают очень ценную информацию о жизни простых сельчан.

Вот, что писали о тургиновцах в 1876 году:

"На улучшение одежды здесь больше обращается внимание, чем на улучшение жилья и пищи. Девицы по праздникам щеголяют в шерстяных платьях, а в будни в ситцевых. Многие обзаводятся модною обувью и модными драповыми пальто. Суконное праздничное платье на мужчинах здесь также не редкость." («Сборник материалов для статистики Тверской губернии. Выпуск III, Тверь, 1876 г.).

Тургиново и Никольское Городище посещалось Тверскими архиепископами. Описание одной из таких поездок нашло отражение в епархиальной хронике, напечатанной в «Тверских епархиальных ведомостях» № 24 от 15 декабря 1900г. Высокопреосвященный Димитрий (еще до возведения в сан архиепископа) побывал в Тургиново 20 сентября (по старому стилю) 1890 г.

В хронике было отмечено, что Тургиново является торговым селом с зажиточным населением.

Наряду с кратким описанием села и церкви приводилось описание иконостаса:

«В этом храме замечателен иконостас, резной, позолоченный, в 4 яруса; этот иконостас устроен в 1886 г. и стоил 16000 р.; живопись в иконостасе очень хорошая. В нем находятся святочтимые древние иконы Страстной Божией Матери (8 вершк. длины и ширины) и Покрова Пресв. Богородицы; на обеих иконах ризы серебряные, позолоченные, устроены г. Самариным (в 1807 г.), как видно из надписи на иконе Покрова Пресв. Богоридицы».

Упомянули старинные книги, хранившиеся в храме: Месячные Минеи 1666 года и старинное Евангелие, которое, согласно надписи, собирал «того же села Тургинова крестьянин Федор Самойлов сын Хухарев по своему приходу при священниках Степане и Григории».

Из хроники мы узнаем, что на церковной колокольне был разбит большой колокол, весящий более 200 пудов, прослуживший не более 2 лет. Недавно поступивший в приход священник Александр Титов составил церковную летопись, «при пособии своего тестя, более 40 лет священствовавшего в этом селе». Приводились имена священников при тургиновской церкви:

«Стефан, Григорий Афанасьев, Влас. Артемьев (оба с 1781 по 1802), Яков Васильев 1802-1816, Андрей Феоктистов 1816-1836, Иоанн Гусев 1837-1853, Евгений Серг. Любский 1854-1895, а с 1898 г. священствует Ал-др Титов.»

Говорилось в хронике и о тургиновских школах: существующей земской и бывшей до нее школе для крестьян, в которой преподавали священники И. Гусев и Е.Любский. «Благодаря этой школе все возрастное население с. Тургинова, по уверению приходского священника, грамотное».

«По прибытии Высокопреосвященного Димитрия – в с. Тургинове в прих. церкви началось всенощное бдение (с 5 ½ час.). Служба совершалась отданию праздника Воздвижения честнаго креста и свят. Димитрию, Митрополиту Ростовскому; стечение богомольцев было многолюдное. …всенощная окончилась в 10 ч. ночи. Пели на всенощной местные певчие; хором управляет учитель Тургиновской земской школы, окончивший курс дух. семинарии П. Покровский.»

Следующим утром будущий архиепископ отправился в Никольское Городище. В деревне Рязаново, «довольно многолюдной и зажиточной», его встретила группа жителей. На перекрестке стоял стол, покрытый белой скатертью, на столе был хлеб и икона святой мученицы Агриппины. Крестьяне приветствовали Высокопреосвященного Димитрия с днем ангела, пожилой крестьянин поднес просфору, которую принес из Троице-Сергиевой лавры. Вышел небольшой конфуз, так как у Высокопреосвященного Димитрия не было именин в этот день.

Приход в Никольском Городище был признан многолюдным и богатым. Священнослужителя встретила «громадная толпа прихожан».

Интересно описание двух церквей этого села в данной хронике:

«Церковь каменная, обширная, трехпрестольная; главный престол посвящен св. Николаю чудотворцу, и в ряд с ним два придела: правый посвящен св. муч. Параскеве, нарицаемой Пятнице, а левый – во имя свв. муч. Адриана и Наталии. … кроме этой церкви на кладбище, в недалеком расстоянии от церкви, находится другая, теплая и также каменная, но весьма малых размеров, вроде часовни церковь в честь св. архистратига Божия Михаила. Богослужение в этой церкви совершается однажды в год (8 ноября)».

В хронике упоминается большое здание земской школы, расположенное недалеко от церкви.

В приходе священником П. Толмачевским, радеющим о «нравственном улучшении прихода», было открыто общество трезвости. Его членами состояли 300 человек.

Еще одно описание тургиновского и никологородищенского приходов нашлось в книге «Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского», напечатанной в 1911 году.

Архиепископ прибыл в Никольское Городище из Астраганца 3 июля (по старому стилю) 1891 г. Высокопреосвященный Савва отметил большое количество прихожан – 5549 душ – при двух священниках и осмотрел те же два каменных храма в селе: «трехпрестольный, обширный и весьма благолепный», «сооруженный в 1844 г. богатым помещиком, полковником Ив. Ив. Неплюевым, не без участия, однако ж, прихожан» и храм во имя Архистратига Михаила, «очень малый, построенный в 1803 г. тщанием генеральши Татианы Александровны Шишкиной».

Записал он и, вероятно, показавшийся ему забавным случай при посещении священников:

«В доме старшего священника Рослякова мне предложена была для освежения шипучая вода. Выпивши стакан, я спросил у священника: «Из какого источника почерпается у вас такая прекрасная вода?» - «Привезена старостою из Твери и куплена на кошельковую сумму», - с наивностью отвечал молодой священник.»».

В Тургиново архиепископ прибыл в 11 утра следующего дня:

«К моему приезду собралось все население прихода. Для соблюдения порядка при моей встрече молодым земским начальником г. Салтыковым приглашены были солдаты временно здесь находящегося драгунского эскадрона. – По входе в алтарь я сделал диакону Никольскому строгое замечание за непомерно громкое провозглашение многолетия при моем вступлении в церковь. Затем, осмотревши все, что должно, в алтаре, я обратился к священнику Евг. Любскому с вопросом: прекращена ли распря между церковным старостою и некоторыми из влиятельных прихожан? Ответ дан был, к сожалению, отрицательный. Тогда я поручил о. Благочинному употребить все меры к примирению враждующих. Преподавши народу благословение, я заехал в дом священника, где приготовлен был завтрак, к которому приглашен был и земский начальник, только лишь вступивший в должность.»

Зажиточными и радушными, грамотными и набожными, не без пороков, но исправляющимися и немного наивными виделись тургиновцы.

Тургиновские дети

Как ни мало нашлось информации о взрослых тургиновцах, о детях, живших в те годы в Тургиново, ее еще меньше. В моей статье «Первый учитель» можно прочитать о школе грамоты, открытой в селе в 1847 году, и немного об учениках этой школы.

Тем ценнее два детских письма из Тургиново, написанных в 1906 году и напечатанных в детском, «художественном научно-литературном двухнедельном» журнале «Путеводный огонек». Журнал издавался в Москве в 1904-1918 гг. Редактором был детский писатель Александр Александрович Федоров-Давыдов, впоследствии ставший одним из основателей детского журнала «Мурзилка».

В «Путеводном огоньке» печатали не только стихи, сказки и рассказы, но и статьи об известных людях, исторических фактах, народах России, животных, кратко рассказывалось о событиях, происходящих в стране и мире, раздел «Потешный уголок» содержал разнообразные шарады, загадки, опыты. А в рубрике «Наша переписка» печатали письма детей, читателей журнала.

*** Я живу в селе Тургинове, за 42 вер. от Твери, и учусь в Тверской гимназии. Теперь я перешла в IV класс. Нас отпустили на лето 8 мая. Недавно я была больна и лежала в постели. У меня есть котенок, которого я назвала Галей. Я, мой брат Боря 8-ми лет и моя двоюродная сестра Шура очень любим читать и купаться, хотя мы умеем плавать только по течению, потому что наша река очень быстра. На Пасхе у нас был пожар, и сгорело 54 дома. Наш дом остался цел. Из рассказов и повестей, помещенных в «Путеводном огоньке», мне очень нравятся: «Без роду, без племени», «Волчья песня», «Дядюшка Яков Офеня», «В тяжелые времена», «Рыцари», «И слабые, и сильные», «Маленький волшебник» и «Среди бродяг». Маня Критская.
*** Дорогой Федоров-Давыдов! Мы живем в одном селе, и я читаю журнал вместе с двоюродной сестрой Маней. Я очень люблю читать из иностранных писателей. Мне нравится Виктор Гюго и Диккенс, а из русских Лермонтов, Гоголь и Тургенев. Из помещенных в «П.О.» рассказов мне нравятся: «Рыцари», «В тяжелые времена», «Без роду, без племени». Мои подруги Сима Баженова, Зоя Анитова и Тоня и Лиля Волковы выписывают этот же журнал. Из премий к «П.О.» и «Светлячку» нам нравятся игры: «Танец мух», «Бим-бом» и Синематограф. Шура Никольская.

(«Путеводный огонек», № 24, 22 декабря 1906 г.)

Девочка Маша, скорее всего, дочь дьякона Покровской церкви села Тургиново Афанасия Критского. В гимназию принимали детей с 10 лет. Значит, гимназистке, окончившей III класс, было около 13 лет. Ее двоюродная сестра Шура, дочь дьякона Никольского, вероятно, была немного старше.

Произведения, которые понравились девочкам, были напечатаны в «Путеводном огоньке» в 1904-1906 гг.: повесть «Без роду, без племени», переведенная с английского языка, авторства мисс Джемиссон; рассказ «Дядюшка Яков-офеня» детской писательницы К.В. Лукашевич; «В тяжелые времена (повесть времен крестовых походов)», переведенная с английского языка; повесть «Среди бродяг», переведенная с французского языка; рассказ «Маленький волшебник (из детства Моцарта)» В. Туренина; «И слабые, и сильные» и «Волчья песня», написанные самим издателем А. Федоровым-Давыдовым; повесть «Рыцари» Н. Позднякова.

Окрестности с. Тургиново. 1982 г. Фото А.Синицын
Окрестности с. Тургиново. 1982 г. Фото А.Синицын