После выхода на большие экраны картины разгораются споры.
У кого-то возникли вопросы к личности режиссера Михаила Локшина, гражданина США, и его политическим взглядам. У кого-то — претензии к вольной интерпретации произведения писателя, игнорированию философии романа — отношений Пилата и Иешуа, недостаточной проработке линий второстепенных персонажей, выбору немецкого актера Аугуста Диля на роль Воланда, которого, к слову, дублировали без попадания в артикуляцию.
Тележурналист Владимир Соловьев призвал разобраться в ситуации с фильмом, который снят «частично на американские, частично на… почему-то ему государственные деньги дали… При этом в такой остропамфлетной, в антисоветской, в антироссийской теме (снято — Прим.ред.)". Высказался в адрес режиссера и Тигран Кеосаян, упомянув политические взгляды Локшина. По его словам, «надо серьезно садиться и что-то решать со всем этим обеспечением — начиная с продюсеров и заканчивая дополнительными гарантиями». Захар Прилепин заявил, что к режиссеру нет претензий. «Просто он не любит российский империализм, хотя с американским уживается. Это его выбор», — прокомментировал писатель. — А вот от российского кинематографического начальства просто иной раз тошнит».
Не осталась в стороне и Ксения Собчак. Она заявила, что не понимает волны негатива в адрес фильма «Мастер и Маргарита» с лозунгом «книга лучше». По словам журналистки, режиссер изначально собирался снять кино «по мотивам романа». Она согласилась с тем, что в нем многое отличается от написанного в книге и предложила рассматривать труд классика и картину режиссера как абсолютно разные произведения. «Локшин смог найти свое прочтение бессмертного романа и, стоит отдать ему должное, у него это получилось на достойном уровне», — озвучила свою точку зрения Собчак (орфография и пунктуация авторов здесь и далее даны без изменений. — Прим. ред.).
Она назвала фильм драматичным. Режиссер, как ей показалось, создает некую условную реальность и концентрируется на чувствах героев. С ее точки зрения, это самая чувственная экранизация Булгакова. Критику в адрес нового фильма она связала с успехом работы Владимира Бортко 2005 года, считающуюся эталонной. «Давайте честно признаемся себе, что нам просто сложно оторваться от замечательной экранизации Владимира Бортко. А как известнейшие саундтреки Корнелюка? Только слышишь их и бегут мурашки, и кадры уже перед глазами», — отметила Собчак, добавив, что фильму Локшина нужно дать время.
В поддержку фильма высказался и Антон Долин** (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. ред.), назвав его прекрасным. «Моя поддержка всем создателям и участникам этого смелого и талантливого произведения, отступления которого от оригинала – несомненное свидетельство и отваги, и дарования», — сообщил кинокритик. А Максим Виторган, которого, по его утверждению, звали на одну из ролей в этом фильме, с одной стороны, назвал его «лучшим из того, что видел созданного по этому произведению». А с другой, назвал недостатки: «На мой взгляд, совершенно провалена четвертая часть и финал — из них вдруг выкачали все содержание и представили нам красивые иллюстрации».
Отметим, что продюсеры картины уже ответили на критику открытым письмом. По их словам, Локшин отошел от дел в 2021 году, когда истек срок его контракта и закончился съемочный период. "Закончив свои контрактные обязательства и финансовые взаимоотношения..., он вернулся в США". С этого момента, по заверениям авторов письма, фильмом стали заниматься исключительно они. В открытом письме выражается благодарность государству, «без поддержки которого создать такой масшабный проект было бы невозможно. Сумма государственной поддержки составила менее половины от общего бюджета фильма». Общая сумму бюджета исчисляется 1,2 млрд рублей.
Читайте также:
Юлия Снигирь рассказала, почему не хотела сниматься в фильме «Мастер и Маргарита»