По первой части озвученной темы (до «или») можно было бы написать приличную кандидатскую, потому что обширны понятия и культа/культуры потребления, и шитья. Шитье у каждого свое: хобби, отдушина, необходимость, работа, самореализация. Поэтому я добавляю вторую часть заголовка, чтобы начать разбираться хотя бы с чего-то, ведь отрицать это влияние бессмысленно.
А что такое влияние культа потребления?
Сегодня рассмотрим близкую почти каждому шьющему область, где речь о пошиве для себя или своей семьи. В качестве хобби, когда есть работа в другой сфере, или в качестве разумного выбора, когда и зарабатываешь на шитье. Или 2 в 1. Далее просто называю это «шитье для себя».
Так вот, современное шитье для себя практически изжило себя как необходимость (невозможно купить) или экономия (дешевле сшить, чем купить). При существующем ассортименте на любой кошелек я рассматриваю его именно осознанным выбором в пользу лучшего из возможного для себя.
Современное шитье – для кого-то роскошь (иметь на него время), для кого-то отдушина (время наедине с собой, созидание), для кого-то самореализация (заработок, творчество, независимость). А для кого-то нешьющего вовсе прихоть (тратить столько времени, когда можно легко все купить). Интересно, что оно для вас?
Какую бы точку зрения мы не разделяли, все упирается во время. Наше. Драгоценное. Время. И тратить его на не свои цели, нужды и желания (покупки), давайте честно, никому не хочется.
Но век потребления именно к этому и подталкивает.
О своих болях, проблемах и нуждах – причинах для покупки того или иного товара/услуги, мы чаще узнаем благодаря трудам отделов маркетинга. Или из СМИ и любимых телеграм-каналов, а еще, конечно, от блогеров. А это значит, что далеко не все эти нужды действительно наши.
Получается, мы тратим свои ресурсы «не туда». Время в первую очередь, ведь и деньги, которыми «уплочено» – то же время.
Так вот, в пошиве для себя мы только потребители – тканей, фурнитуры, выкроек, курсов, техники, товаров для организации и т.д. Соответственно, здесь действуют те же тенденции, как в любой другой сфере между продавцами и потребителем товаров и услуг. Это рынок - здесь полно товаров, но ограниченное число покупателей. А это значит, что продавцы бьются за наше внимание, создавая иллюзию необходимости покупки именно у них и завлекая поискуснее.
Результат со стороны покупателя – приобретение не таких уж нужных товаров. И помимо уже потраченных (впустую) денег (помним, это время), мы еще и получаем покупку, которую надо «обслуживать». Снова время.
Чтобы отделять свои истинные нужды, на которые тратиться стоит, от навязанных, предлагаю рассмотреть, через какие механизмы они смешиваются.
Вот некоторые простые триггеры, которые заставляют нас покупать больше, чем нужно, и методы противодействия им.
1. Ограниченное предложение. По количеству товара, по времени действия акции и так далее.
2. Дополнительная условная выгода. Когда приходишь за определенным товаром и его количеством, но меняешь план, чтобы выполнить условия и, возможно, получить какую-то выгоду, поучаствовать в розыгрыше и т.п. Такая выгода обычно оказывается с приставкой «псевдо», уже касались этой темы здесь.
В такие моменты спрашивайте себя: а купила бы я это без распродажи, розыгрыша?
3. Эмоциональная подводка к покупке. Почувствуй себя такой-то с этим товаром, сделай себе приятное, ты этого достойна, окружи себя красотой и т.д. Давление на эмоции покупателя, а не функции товара. Это частая подмена цели и инструмента, ведущая к покупке ненужного.
Поясню. Желание купить товар за его внешние качества в первую очередь (ой, какая красивая штука!) вместо его функциональной ценности (для чего он будет служить?) делает товар и его покупку целью, а не инструментом для достижения настоящих задач и целей.
4. Надуманная/раздутая польза. Хорошее описание товара и четкое торговое предложение – важно и необходимо для продаж, но его можно использовать и для продажи пустышек. Читайте описание и не ищите волшебных таблеток.
5. Культ обладания, и нередко искусственно созданный. Это когда вам кажется, что у всех уже есть, а у вас нет, и как же так? Или что обладание вещью приблизит вас к определенному человеку. Или покажет всем вокруг, чего вы стоите. Обратите внимание, что цель тут обладание вещью! А не вещь используется для достижения цели. Снова то же искажение.
Этот пункт в последние годы в швейке заметно окреп благодаря блогерству. В сочетании с эстетикой, ограниченными и специальными предложениями работает на ура. Например, обращали внимание, что новый товар/услуга обычно появляется сразу у многих инфлюенсеров? Все не случайно. И даже если вы видите, что текст похожий, это работает.
Навязанное принимается за свое. Как их отделить?
Предложу простой и действенный механизм. Когда появляется мысль: «Хочу! Надо брать!», поймайте себя в ней, и проведите короткий анализ:
1. В какой момент появилась эта мысль? Когда смотрели на фото товара или шили и осознали, что было бы хорошо это иметь. Есть разница? Если этого недостаточно, то идем дальше.
2. Подумайте, для чего послужит эта покупка? Даже ответ «мне нужна ткань для серого пальто» может скрывать собственное и навязанное. Сравним: я хочу серое пальто, потому что «увидела, как красиво блогер его сшила и обыграла», «увидела ткань с хорошим составом и очень выгодно на распродаже, и почему бы и нет, новое пальто не лишнее» и, например, «мне необходимо серое пальто, ведь я всю прошлую осень ловила себя на мысли в прихожей, что подобное сейчас было бы идеально, жаль, что его нет». Где потребность исходит действительно от нас?
Я придерживаюсь позиции, что любой купленный для швейного процесса товар/услуга должны служить какой-либо цели, быть инструментом, а не быть целью как таковой. Есть представление о целях, на которые тратится время? Есть и осознание своих нужд.
Не исключаю, что спонтанно обнаруженная «необходимость» может вылиться в отличный проект, но уверена, что после ответа на второй вопрос. Пользоваться завлекающей выгодой - можно и нужно, рекомендациями симпатичных блогеров – можно и нужно, но когда это отвечает нашим собственным целям в жизни. Все начинается с себя.
Какая швейная покупка не оправдала ожиданий в последнее время? Понимаете ли, почему её приобрели?