Доброго времени суток, дорогие друзья! В мире не много городов, которые могут похвастаться сохранившейся большой трамвайной сетью в центре города. Безусловно, один из таких городов - это Цюрих - город на севере Швейцарии.
История
История трамвая в Цюрихе начинается в 1882 году, когда начинает работу конка. Первая линия конки имела стандартную европейскую колею 1435 мм.
В 1894 году компания "Elektrische Strassenbahn Zürich" открыла первые два маршрута электрического трамвая с колей 1000 мм. Первая линия соединяла Bellevue и Burgwies, а другая — Bellevue и Römerhof. В 1896 году линия электрического трамвая была передана в муниципальную собственность, а еще через год в собственность Цюриха была передана система конно-железных дорог. В 1900 году все коночные линии были перешиты на колею 1000 мм и электрифицированы. Параллельно шла программа по развитию и строительству новых линий.
В 1895-1901 годах активно строились трамвайные линии в пригороде Цюриха, принадлежавшие различным компаниям. В 1903-1931 годах они постепенно перешли в городскую собственность и были соединены с основной трамвайной сетью. К 1931 году сеть достигла своего максимального развития.
С конца 1920-х годов началось постепенное закрытие пригородных маршрутов. Линии закрывались как из-за низкого пассажиропотока в сельских поселениях, так и решением самого перевозчика. К 1950 году таких линий практически не осталось.
В 1950-е годы началось закрытие и трамвайных линий в самом Цюрихе. Так в 1954 году на троллейбус был заменен трамвайный маршрут № 1 от Burgwies до Hardplatz, а в 1956 году - маршрут № 2 от Farbhof до Schlieren. В минусы трамваю ставились негибкость маршрутной сети, а так же образование заторов на улицах. Как в последствии оказалось, троллейбус не смог справиться с большими трамвайными пассажиропотоками и в итоге от идеи замены трамвая на автобус в последствии отказались.
В это же время обсуждалась идея строительства трамвайных линий под землей на наиболее напряженных участках. Так же среди проектов предполагалось построить полноценное метро и систему скоростной железной дороги с подземными участками в центре. Так в частности было построено несколько туннелей, прежде чем от проекта отказались.
И наконец, спустя 22 года в 1976 году в Цюрихе была открыта новая трамвайная линия до Werdhölzli, куда продлили маршрут № 4. Она была построена полностью на обособленном полотне. В 1986 году был построен новый участок линии на северо-восток города, куда продлили маршруты № 7 и 9. В нее был включен подземный участок построенный для скоростной железной дороги ранее.
Наиболее широкое развитие цюрихский трамвай получил уже в 21 веке. В 1998 году был продлён до Hallenstadio маршрут № 11.
В 2008 году была построена линия трамвая до аэропорта Цюриха от железнодорожной станции Stettbach. Проект получил название Glattalbahn, а его обслуживанием занимается частная компания VBG.
В 2017 году была построена линия по Hardbrücke, куда был направлен маршрут № 8. В 2019 году был продлен маршрут № 2 до Geissweid по новой линии по улице Limmatalbahn.
В 2022 году начал работу маршрут № 20 по новой линии, построенной по стандартам скоростного трамвая от вокзала Altstetten до станции Killwangen-Spreitenbach. Этим маршрутом так же управляет частная компания AVA. В дальнейшем планируется активное развитие трамвайной сети, в том числе восстановление исторического маршрута № 1 с отменой троллейбусного маршрута № 31.
Описание сети
Удивительно, но в Цюрихе сохранилась почти вся сеть в исторической части города, кроме 2 линий закрытых в 1960-е годы. На схеме очень отчетливо видна плотная трассировка линий в центре города.
Сейчас в городе работает 16 маршрутов, которые обслуживают 3 перевозчика: Verkehrsbetriebe Zürich (VBZ), Verkehrsbetriebe Glattal (VBG) и Argau Verkehr AG (AVA). Колея сети - 1000 мм. Длина линий - 113 км. Маршруты обслуживаются 5 трамвайными депо. Ремонт вагонов производится в ремонтных мастерских. Так же имеется трамвайный музей.
Маршрутная сеть организована диаметральному принципу: трамвайные маршруты следуют из одного конца города другой через центр. Здесь работает простое правило: одна линия - один маршрут. Из общего принципа выпадают 5 маршрутов. Так, маршруты № 6, 10, 15 и 17 - радиальные и начинают свой маршрут в центре города. Так же пригородный маршрут № 20 до Killwangen-Spreitenbach начинает свой путь от железнодорожной станции Altstetten на окраине Цюриха. Маршрут № 12 связывает железнодорожную станцию Stettbach и аэропорт Цюриха без заезда в центр города. Так же в аэропорт ведет маршрут № 10 от главного железнодорожного вокзала Hauptbahnhof.
На маршруте № 5 трасса следования отличается от дня недели. Так в будние дни и в субботу вагоны ходят от Laubegg до Kirche Fluntern, а воскресенье маршрут продлевается в оба направления и следует от Zoo до железнодорожной станции Enge.
Так же в часы пик до Triemli продлевается маршрут № 9, а до Albisgütli маршрут № 17.
Нужно отметить, что все маршруты работают с 5 утра до полуночи с одинаковым интервалом в течении дня - 7-8 минут. Из общей конвы выделяются маршруты № 12, 15 и 20 с интервалом 15 минут. 12-ый - чисто внутрирайонный, связывает железнодорожную станцию и аэропорт и по сути является помощником маршруту № 10, который идет из центра Цюриха. 15-ый так же работает на наиболее напряженных участках маршрутов № 7 и 11 и по сути разгружает их. А маршрут № 20 - пригородный, местные пассажиропотоки позволяют работать с интервалом побольше.
Еще один интересный маршрут - № S18 - формально относится к железной дороге, по факту же является трамваем. Маршрут проходит по общей трассе с городским трамвайным маршрутом № 11, но следует дальше в соседний город Esslinge. Эта линия была построена в 1912 году одной из частных трамвайных компаний Цюриха и впоследствии выкупленная городом. На данный момент единственная историческая пригородная линия трамвая в Цюрихе. Длина линии - 16 км. Вагоны ходят каждые 15 минут, при этом до Esslinge следует только каждый второй вагон. Часть вагонов следует только до Forch. Вся трасса проложена на обособленном полотне. Участок от Forch до Esslinge - однопутный. На пересечении линии с проезжей частью установлены светофоры. Линию обслуживает 1 депо.
Еще одна железнодорожная линия, имеющая трамвайные корни носит № S17 и соединяет Bremgarten и Dietikon. На ней так же работает "трамвайный" подвижной состав, но в отличии от S18 она не соединена с трамвайной сетью Цюриха.
Подвижной состав
Так как перевозки в городе осуществляет 3 компании, то по порядку с их подвижным составом мы и познакомимся.
На большей части сети работает компании Verkehrsbetriebe Zürich (VBZ) и Verkehrsbetriebe Glattal (VBG). В их распоряжении 291 трамвайный вагон.
С 2021 года парк трамвая обновляется новыми вагонами Alstom Flexity Zürich. Современные 7-и секционные низкопольные трамваи работают на всех маршрутах сети. Сейчас в парке 89 вагонов, но на маршрутах работает еще только половина трамваев.
В 2006-2010 годах парк пополнился низкопольными 5-и секционными вагонами Bombardier Cobra. В трамвайном парке Цюриха имеется 88 единиц. В 2019-2021 года в парк поступил еще 21 вагон серии Bombardier Flexity Zürich.
Оставшиеся вагоны - это классические цюрихские трамвайные вагоны разных модификаций объеденные одной серий "Tram 2000". Вагоны разработаны специально для VBZ в рамках подготовки к запуску подземного трамвая в 1970-е годы. В частности вагоны проекта Tram 2000 - имеют различные вариации: одно, двух, трех секционные вагоны, прицепы для различной компоновки состава. Не смотря на то, что от идеи подземного трамвая отказались вагоны стали применяться на городских линиях и не только в городах Швейцарии, а например в итальянской Генуе.
37 вагонов SWP/SIG/BBC Be 4/6 "Tram 2000" построенные в 1985-1987 годах, имеют 2 секции, соединенные узлом сочленения. Вместимость такого вагона 104 человека, в том числе 50 мест для сидения.
Еще 23 вагона серии SWP/SIG/ABB Be 4/8 "Tram 2000 Sänfte" построены в 1991-1993 годах. Вагоны имеют 3 секции и вмещают 143 пассажира, в том числе 75 мест для сидения. В 2001-2005 годах вагоны прошли модификацию с заменой высокопольной средней секции на низкопольную.
В 1992 году парк пополнился вагонами SWP/SIG/AВB Be 2/4 "Tram 2000 Pony". Это прицепные одиночные вагоны, как правило работают в парке с SWP/SIG/BBC Be 4/6 "Tram 2000". Сейчас осталось 15 единиц.
Еще 14 прицепов SWP/SIG/BBC Be 2/4 "Tram 2000 Pony" построены в 1985-1987 годах, фактически аналогичны SWP/SIG/ABB Be 2/4 "Tram 2000 Pony".
И оставшиеся 4 вагона SWS/SWP/BBC Be 4/6 "Tram 2000" аналогичны SWP/SIG/BBC Be 4/6 "Tram 2000", но построены раньше в 1976-1977 годах.
Все вагоны VBZ окрашены в едином стиле: белый верх, синий низ.
На маршруте № 20 работает компания "Aargau Verkehr AG" (АVA). Ее парк представлен 8 вагонами Stadler Tramlink. Вагоны имеют полностью низкий пол и 7 секций. Оборудованы двумя кабинами управлениями и дверьми с обоих сторон. Имеют отличную белую окраску.
На пригородной железнодорожно-трамвайной линии S18 работает несколько типов подвижного состава. Это и современные низкопольные 6-и секционные вагоны Stadler Be 4/6 2004 года выпуска и одиночные вагоны 1994 года постройки SWP/SIG/ABB Be 4/4. А так же одиночные SWS/SWP/BBC Bt 1981-1982 годов выпуска, одиночные вагоны SWS/SWP/MFO Be 8/8 1976 года постройки, SWS/SWP/BBC Be 8/8 1981 года выпуска, и SWP/SIG/BBC Be 8/8 1986 года. Все вагоны имеют двери с обоих сторон. Вагоны в поезде сцепляются хвостами для разворота на тупиковых конечных. Традиционная окраска - песочный верх, красный низ.
Оплата проезда
В Цюрихе действует единая система оплаты проезда на все виды транспорта. Билеты можно приобрести в автоматах, которые расположены на всех остановках. В регионе действует позонная оплата проезда. Но для пассажиров трамвая важно знать что большая часть маршрутов проходит в зоне 110, и лишь несколько пригородных зоне 121.
Билет на 1 поездку стоит 2,80 франков в 1 зоне в течении 30 минут и 4,60 франков в двух зонах в течении часа. Суточный проездной стоит 5,60 франков в 1 зоне и 9.20 франков в 2-х зонах.
Так же такие билеты можно записать на карту или через мобильное приложение.
Не смотря на то, что в салоне транспорта билет прикладывать и показывать кому-либо не нужно, он необходим при контроле оплаты проезда. За неоплаченный проезд накладывается штраф.
***
Итак, переходим к выводам. Трамвайная система Цюриха безусловно одна из лучших в мире. Принципы организации транспорта в городе, разделения видов транспорта между собой легли в основу так называемой цюрихской модели, где каждому виду транспорта приписана своя ниша. Безусловно в Цюрихе она работает ибо общественным транспортом здесь пользуется 65% жителей - это максимум в мире.
Главный успех цюрихского трамвая в качественной инфраструктуре, высоких скоростях и регулярности движения. В ходе модернизации трамвайного движения все линии в центре города были отгорожены от автомобилей. Все узкие улочки с трамваем были организованы в трамвайно-пешеходные. На широких улицах трамвайные пути выделены разметкой. В новых районах все линии проложены на обособленном полотне, а трасса маршрута № 20 вообще построена по принципу легкорельсового транспорта с минимумом пересечений с проезжей частью. А у трамвайных маршрутов № 7 и 9 часть трассы проходит по туннелю. Для удобства пассажиров все остановочные платформы имеют ровный пол, как у низкопольных трамваев для облегчения посадки маломобильных пассажиров.
Хочется отметить удобное расписание движения трамваев. Все маршруты работают в одном временном промежутке с одинаковыми интервалами 7-8 маршрутов. Нет маршрутов, которые работали бы реже 15 минут. Для вывоза пассажиров в пиковые часы ряд маршрутов продлевается для уменьшения нагрузки других маршрутов.
Соблюдение расписания и ровный интервал между вагонами добивается благодаря принципу одна линия - один маршрут. Таким образом вагоны не размазываются по нескольким маршрутам, а собираются на одном и работают с минимальным интервалом в течении всего дня. Неограниченное количество пересадок и частота движения трамваев дает возможность пассажиру было добраться до нужной точки не тратя времени на ожидание нужного маршрута.
Еще одно удобства для пассажира - это цифровое обозначение маршрутов. Каждый маршрут имеет свой цвет, который нанесен рядом с номером на маршрутном табло.
Не смотря на высокие пассажиропотоки и большую роль в перевозках в Цюрихе трамваи не когда не ездят переполненными, это стало возможно не только из-за большой частоты движения и мобильности маршрутов в часы пик, но и из-за использования вместительных вагонов. В Цюрихе на всех маршрутах работают только большие вагоны - это как современные 6-7 секционные низкопольные трамваи, так и поезда из старых вагонов. В Цюрихе некто не переживает из-за того, что большущий состав идет пустым. Здесь комфорт для пассажиров - превыше всего! Это только в России стараются набить транспорт до упора, что бы срубить денег да побольше.
Ну и безусловно самый большой плюс - состояние инфраструктуры в Цюрихе идеальное - рельсы ровные, вагоны чистые. Даже старые трамваи 1970-х годов выглядят как только с завода. Здесь нет никакого граффити и рекламы. Все трамваи, что новые, что старые идут бесшумно и быстро. Работа аудиоинформатора в салоне - само собой разумеющееся.
Цюрихский трамвай - уникален не только из-за высокого качества организации движения, но и по другим причинам. Одна из них - практически полностью сохранившаяся трамвайная сеть в исторической части города. Таких городов в мире нет, везде трамваи имели большие потери в центре. Еще больше удивительно, то, что через несколько лет 2 закрытых в 1950-е годы маршрута вернут!
Еще одна особенность сети - это одновременное использование на одной линии трамвая и железной дороги. Что то похожее было в Амстердаме. Там совместили на одной линии метро и трамвай, но уже сейчас всю линию перестроили в трамвайную.
У Цюрихского трамвая все идеальное - пути, вагоны, маршрутная сеть, тарифная система. Как вы видите в сегодняшнем обзоре я не смог найти минусы. А нашим городам нужно к этому стремиться.
На сегодня все!
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи!
Почитайте другие статьи о трамвайных системах: