Найти тему

Эх, ЖКХ…

Министерство экономического развития России сообщило, что тарифы на коммунальные услуги в России будут увеличены в 2024 году на 9,8 %. В 2025 году индексация тарифов составит 5,7%, а в 2026 году - 4%.

«Таким образом в 2024 году, например, средняя платежка за ЖКХ на семью из трех человек, проживающих в квартире 50 кв. м, вырастет на 500-550 руб.», — пояснили в министерстве. Окончательный размер тарифов на коммунальные услуги определят региональные власти. А фот краевой фонд капремонта уже заявил, что для анапчан тариф на этот взнос летом вырастет сразу аж на 35 %! Почему? Да потому…

Чиновники заявляют, что индексация тарифов - это обыденная процедура, призванная устранить последствия инфляции, выровнять платежный баланс и поддержать работу организаций ЖКХ и увеличение тарифов необходимо для того, чтобы компании могли продолжать свою деятельность.

Но общественники напомнили, что такое значительное повышение тарифов на ЖКХ последний раз произошло 10 лет назад. Нынешнее решение может привести к увеличению числа граждан, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также к росту неплатежей и сокращению потребления коммунальных услуг. К тому же чиновники забывают о том, что большинству анапчан никто не компенсирует инфляционный рост – если бы наши зарплаты и пенсии также выросли в следующем году на 9.8 %, то проблем бы не было. А так получается грустно – тарифы растут, зарплаты нет, а платить за коммуналку нужно. И что делать? Меньше есть?

Деятелям, уверяющим, что увеличивать тарифы – единственный выход для системы ЖКХ, не мешало бы пораскинуть мозгами. А не попробовать ли вместо повышения тарифов обеспечить эффективное использование средств в сфере ЖКХ? А для этого, возможно, необходимо отрасль вернуть под государственное управление и народный контроль. И тогда мы увидим чудеса экономии!

Ведь в сегодняшней ситуации такой рост тарифов на коммуналку - это худшее, что можно предложить населению, которое и так терпит коммунальные бедствия. К сожалению, на вопрос, куда ушли средства от предыдущих многочисленных повышений, внятного ответа получить не удается даже депутатам Госдумы. Таких ответов сегодня никто не дает в принципе, у контрольных органов, оказывается, нет полномочий для таких проверок.

Но даже простому народу очевидно, что в сфере ЖКХ нужен масштабный финансовый аудит и, в идеале, затем возвращение в государственное управление. То, что «эффективные» частные собственники думают прежде всего о своей прибыли, а только потом о надежности системы ЖКХ, уже очевидно.

Анапчане помнят, как с наступлением морозов сразу после Нового года по регионам России прокатилась волна коммунальных ЧП – жители Подмосковья, Ярославской, Тульской областей, Челябинска, Воронежа, ряда других городов оставались без отопления, света и горячей воды. По ряду инцидентов Следственный комитет России возбудил уголовные дела. Случилась подобная авария и в 12 микрорайоне Анапы. И у нас люди долго оставались без отопления. Прокуратура обещала разобраться…

Но сегодня нужно не просто расследовать отдельные случаи – генеральная проверка требуется всей системе ЖКХ, которая начинает тотально «сыпаться» при первых серьезных морозах. И это при том, что в отрасль вливаются немалые бюджетные средства. По официальным данным, в ближайшие 10 лет в развитие сферы ЖКХ России планируется направить около 4,5 трлн. рублей! Этих средств хватит на полную реконструкцию коммунальных сетей и без повышений тарифов. Правда, при одном «маленьком» условии: что средства будут эффективно использованы, что вся отрасль будет находиться под управлением государства и народным контролем. При условии, что ЖКХ перестанет быть непрозрачной «черной дырой», которой любых вложений и повышений всегда будет мало.

Но поборы с граждан также ударно растут: в 2022 году Правительство разрешило двойное повышение тарифов ЖКХ, предстоящим летом тарифы увеличатся как минимум еще почти на 10%. Сфера ЖКХ поглощает триллионы средств государства и граждан, при этом состояние отрасли явно не улучшается. Прежде чем повышать тарифы для населения и наращивать бюджетные вливания, нужно разобраться, действительно ли средств не хватает или они оседают по чьим-то карманам.

Между прочим, Генпрокуратура России, Счетная палата указывали на неэффективность программ капремонта, мусорной реформы, претензии аудиторов вызывала и деятельность коммунальных концессий, и система управления теплоснабжением. Но почему то власть, проводя такие проверки, не делает следующий шаг: не проводит масштабный аудит всей системы ЖКХ совместными усилиями всех федеральных надзорных органов. А ведь на основании данных такой проверки можно будет по-новому выстраивать систему финансирования и управления отраслью. Так, чтобы исключить избыточные поборы с населения, при которых люди все равно остаются без базовых коммунальных услуг.

Как считает зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, увеличение количества аварий в российском ЖКХ связано с растущими объемами жилищного строительства. В торгово-промышленной палате РФ также связали участившиеся инциденты в коммунальном хозяйстве с растущими объемами строительства жилья, из-за чего увеличивается нагрузка на имеющуюся инженерную инфраструктуру. Анапчане про это прекрасно знают на собственном примере и без подсказок депутатов. Удивительно, что народные избранники увидели проблему только сейчас, когда на местах обычные анапчане последние годы только об этом и говорят.

Несмотря на громкие заявления чиновников, масштабное строительство жилых комплексов, многоквартирных домов, апартаментов под видом отелей, самих отелей в Анапе активно продолжается. При этом по прежнему никакой инфраструктуры застройщики не создают, а просто используют ещё построенные во времена СССР сети. Влиять на процесс, как показывает практика, власти Анапы не в состоянии, как и ликвидировать отставание сферы ЖКХ от темпов строительства.

Возможно, пришла пора вместо постоянного повышения тарифов для населения пересмотреть всю существующую систему, направленную не на оказание качественных услуг населению, а, в первую очередь, на получение прибыли собственниками предприятий ЖКХ и управляющих компаний. Ведь все так просто: оценить, насколько эффективно используются те средства, которые ежегодно вкладывает государство в модернизацию ЖКХ. И те средства, которые собираются с граждан на фоне постоянно растущих тарифов. И тогда любому станет понятно – «черная дыра» растет и обещает поглотить любые триллионы…