Найти тему
Пахомов Петр

"В юности твоей стяжав мудрость старческую" святителю Афанасие. Великому святому - великую память

С детства святитель Афанасий впитывал все доступные знания о Богослужении, уже малым ребенком мог по всем правилам совершать церковные обряды. Его ум захватывал тот возвышенный тайный смысл, содержавшийся в них. Так говорит житие. И одновременно с этим с ранних лет подвизался он в изучении Священного Писания, и не только Нового Завета, но и Ветхого. То есть всю книжную премудрость. Сочетание внимания к богослужению и книжной мудрости - лучшая методика для воспитания выдающихся святителей. И то, что он родился в городе христианской премудрости - в Александрии , катализировало эти процессы. И если к этому добавить неутомимость в проповеди слова Божия, в ревности к делам веры, то и получаем этого удивительного святителя. Большую часть своей жизни он провел в борьбе с ересью Ария. Ересиарх, направляемый силами зла, проявлял удивительные способности и необыкновенные таланты в распространении этой мерзкой языческой отрыжки. В городе славившимся с древности языческой мудростью для многих "христиан" вполне очевидным был языческий сценарий: Всемогущий Бог, для спасения падшего человечества сотворил и послал в мир Христа. Были, конечно, более мягкие еретики, считавшие, что, если Христос и не творение Отца, но не единосущен Ему. Какую же мощь, какую изобретательность не только в учении, но и в политических предприятиях явили эти еретики. Также сплоченность и усердие. И борьбе с ними посвятил свою жизнь Александрийский святитель. Не достигнув результата в делах веры, еретики стали воздвигать клевету на святителя, пытались оклеветать его пред императором и на суде. Дескать, Афанасий обложил население Египта тяжелой данью, разорял бедных, заставляя поставлять к своему двору дорогие льняные одежды, потом обвинили в госизмене, дескать, святитель поддерживал мятежника. Император Константин разобрался в деле и понял, что это клевета, взял свт. Афанасия под свою защиту и называл святителя человеком Божиим. Как мы видим, использовался стандартный во все время набор лживых обвинений. И не обошлось без традиционных обвинений и на нравственную тему. нашли распутную женщину, которая уверяла, что имела связь со святителем. Она плакала и претворялась. Но, друг Афанасия, догадавшись , что блудница не знает. как выглядит святитель (фотографий и интернета тогда не было), на суде вдал себя за святителя перед блудницей и та завопила: "Сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты". Конец своей жизни святой Афанасий провел на кафедре спокойно, но на какое-то время усилия еретиков достигли успеха и святитель был осужден., Но с большим трудом святителю удалось пробиться к императору и убедить его в своей невиновности,. Да и клевета была порою слишком явной. Тогда в ход пошли государственные обвинения, дескать , святитель хотел расстроить поставки зерна в столицу из житницы империи - Египта. Император , чтобы уберечь святителя от бесконечных нападок сослал его на время в Галлию. Хочется вспомнить слова преподобного Пахомия: "Когда Афанасий был поставлен во епископа, то злые люди не одобряли совершившего ся над ним определения Божия, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию. Но мне Святой Дух сказал:" Я воздвиг его как столпа и светильника церкви. Много скорбей и клеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа. Но победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит истину Евангельскую Церквам". Поэтому не возможен был хеппи-энд: многие бы решили, что раз выгнали, то я спокойно помолюсь и поработаю во Франции. Нет, по окончанию ссылки, уже после смерти Константина Афанасий возвращается в Александрию, и это вызывает бурю радости у православных и бурю ненависти у еретиков. Православных было большинство и произошло ужасное насилие. Правитель Египта, не имея достаточного количества воинов для наведения в его понимании порядка, собрал для подавления христиан чернь, среди которой были и язычники и иудеи. Эти люди ворвались в храм, осквернили священные сосуды, сожгли и книги, и сам храм. После беспорядков, которые продолжались и далее, была направлена жалоба к императору Констанцию, поддержиававшему еретиков, где виновником выставлялся святитель Афанасий. Святителю пришлось тайно бежать, писать воззвания и ждать соборного оправдания, которого он после еще долгих мытарств все же добился.

Но, собственно, не на этом я хотел акцентировать внимание, просто нельзя обойти без внимания этого святителя, память которого мы совершаем сегодня. сегодня также совершается память схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, которого более всего почитаются тем, что вырастили великого сына русской Православной Церкви и это составляет основу их жития. До 90-х годов это были местночтимые святые Хотьковского монастыря, но в последнее время учитывая их почитание, Церковь решила благословить их общецерковное почитание. Говорят, при их раке совершаются чудеса. и ни в коем случае я не хочу умалить их святость. Но, отвергаю всякий местечковый национализм, следует заметить, что святитель Афанасий, хоть и древний святой, но признанный Церковью великим, заслуживает, как и святитель Кирилл в сегодняшний день торжественной полиелейной службы, а им по древнему благочестию (по Типикону) положена только шестеричная служба, новым же святым - полиелей. Поэтому же многие годы служим только этим русским святым. Такое противоречие в богослужении встречаем сплошь и рядом: древние святые имеют гораздо меньшие знаки, чем новые. Это общая проблема. Хорошо бы разносить памяти святых. чтобы была возможность почитаемым святым устраивать праздники, и при прославлении новых святых вспоминать о славословных и шестеричных богослужениях при установлении памяти новых святых, чтобы не было впечатления, что мы забываем о великих святых древности.