Найти тему

Железнодорожная история судостроительного завода

Оглавление

Рассказываем, как на изначально судостроительном заводе "Красное Сормово" выпускали железнодорожную технику

Завод, расположенный в Сормовском районе Нижнего Новгорода, основали в 1849 году как судостроительный, однако его дальнейшая деятельность не ограничилась только судами — предприятие оказалось универсальным.

Александр Левин. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43814275
Александр Левин. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43814275

Как всё начиналось

Основателем одного старейших производств в нашей стране считается промышленно-финансовый магнат Дмитрий Егорович Бенардаки, которого называют гением российского предпринимательства. Первые суда были построены на заводе в 1850 году — деревянный колёсный пароход "Ласточка" и двухтрубный кабестан "Астрахань".

Дмитрий Егорович Бенардаки на портрете кисти К. К .Штейбена (1844)
Дмитрий Егорович Бенардаки на портрете кисти К. К .Штейбена (1844)

Нововведение и успех

До 1870-х годов предприятие существовало с переменным успехом, настоящая слава пришла к нему с появлением непрофильного сталелитейного цеха, работающего там по сей день.

А. А. Износков
А. А. Износков

Началось всё с того, что инженер Александр Износков съездил в Париж и познакомился с мартеновскими печами для выплавки стали. Вернувшись на родину, Износков решил внедрить их в России и нашёл поддержку у Бенардаки. В итоге в 1870 году в Сормове построили первую в нашей стране мартеновскую печь. Предприятие стало выпускать высококачественную сталь, которая шла на разные нужды, в том числе и в железнодорожную отрасль.

Устройство мартеновской печи
Устройство мартеновской печи

Железнодорожные достижения

На заводе начали делать рельсы, а после того как в 1891 году стартовало строительство Транссиба, предприятие стало получать заказы на производство железнодорожных мостов. Именно сотрудники завода возводили мосты через реки Сибири и Дальнего Востока, выезжая на места и монтируя конструкции. Позже в Сормове изготавливали мостовые пролёты, которые затем использовались при строительстве железнодорожных мостов через Дон, Неву, Обь, Волгу…

Железнодорожная деятельность завода мостами, конечно, не ограничивалась. В 1870 году предприятие получило заказ на постройку 1,5 тысячи вагонов, позже они завоевали высшую правительственную награду за высочайшее качество.

Сормово. Рабочие, мастера и служащие механического цеха Сормовского завода. 1893 год
Сормово. Рабочие, мастера и служащие механического цеха Сормовского завода. 1893 год

И вагоны, и паровозы

Дальше — больше. К 1905 году в Сормове ежемесячно строили по 250 товарных и 10 пассажирских вагонов, а также специализированные подвижные составы: вагон для перевозки пива, вагоны-ледники, цистерны, пожарные вагоны и даже пассажирские двухэтажные.

Двухэтажный пассажирский вагон, изготовленный на Сормовском заводе в 1907 году
Двухэтажный пассажирский вагон, изготовленный на Сормовском заводе в 1907 году

На рубеже XIX и XX столетий Сормовский завод был самым крупным вагоностроительным предприятием в стране. В то же время там стали производить паровозы, например, локомотивы серии Од — одну из модификаций популярной серии О — и за первый год произвели 28 штук, а год спустя уже 156.

Паровоз серии Од в цехах Сормовского завода
Паровоз серии Од в цехах Сормовского завода

Помимо них, на предприятии строили больше 10 типов паровозов, среди которых была собственная разработка — паровозы серии С, что значило "Сормовский", с новой для страны осевой формулой 1-3-1. А в 1924 году появилась модель Су — "Сормовский усиленный". Оба локомотива работали в стране до конца 60-х годов прошлого столетия.

Железнодорожная история предприятия завершилась в 1951-м: созданные для этого направления цеха закрыли, завод стал получать заказы на сухогрузы, подлодки и вернулся к первоначальной специализации.