Найти в Дзене
otzov_vl

Люди города

Оглавление

Доброго времени суток, мои читатели!
Продолжаю рассказывать про историю Владивостока. В этой статье поговорим о людях города, внёсших вклад в его развитие.

Николай Николаевич Муравьёв-Амурский.

Николай Николаевич родился в Санкт-Петербурге в 1809 году. Его отец Николай Назарьевич Муравьёв был статс-секретарём и управляющим Собственной Его Величества канцелярии. В 1827 году Муравьёв-младший окончил Пажеский корпус с золотой медалью. Через год, в возрасте 19-20 лет уже воевал с турками в войне 1828-2829 годов, с 1838 года — участвовал в Кавказской войне, в 1846 год один год губернаторствовал в Туле.

Генерал-губернатором Восточной Сибири Николая Муравьёва назначили в 1847 году. В истории расширения российских владений в Сибири ему принадлежит видная роль. Именно он, заручившись помощью Геннадия Невельского, убедил Петербург вернуть Амур, уступленный Китаю в 1689 году по Нерчинскому договору. Итогом этой многолетней работы стал Айгунский трактат, по которому Амур до самого устья сделался границей между Россией и Китаем. За заключение этого договора он получил титул графа Амурского. Отсюда и двойная фамилия.

-2

Ещё одно свершение, важное именно для нашего города — Муравьёв-Амурский, обходивший в 1859 году залив Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту, похожую на Золотой Рог в Константинополе. Он ей дал такое же название, а на берегу повелел основать военный пост Владивосток. Кстати, он также является основателем Хабаровска и Благовещенска.

В 1861 году, после того, как его проект разделения Восточной Сибири и Амурского края на два генерал-губернаторства отклонили, он подал в отставку. В течение 20 лет, до самой смерти, он почти безвыездно жил в Париже, и только изредка приезжал в Россию, чтобы принять участие в заседаниях Государственного Совета — он был его членом.

Умер Николай Николаевич в 1881 году в Париже, был похоронен на кладбище Монмартр.

Почему могила графа Николая Муравьёва-Амурского оказалась во Владивостоке?

После смерти государственного деятеля петербургская столичная аристократия особо не желала славить его имя. Однако на Дальнем Востоке память о нём бережно хранили, а время его губернаторства стали даже называть Муравьёвским веком, подчёркивая масштаб его деяний. Сподвижники М.-А. инициировали создание памятника, который был установлен на высоком Хабаровском утёсе в 1891 году. Это памятник известный, он изображён на пятитысячной купюре. Правда, он не оригинальный — первый монумент уничтожили в советское время, а воссоздали только в 1992 году, но в точности.

Открытие памятника М.-А. в Хабаровске, 1891 г.
Открытие памятника М.-А. в Хабаровске, 1891 г.

Поскольку победило мнение сподвижников М.-А., к началу XX века возникло предложение перенести прах М.-А. во Владивосток как последний город, основанный им. В 1903 году было даже получено разрешение — и правительства, и племянника, являвшегося его ближайшим родственником, которому он, за отсутствием детей, передал свой титул. Но переносу помешала начавшаяся через год русско-японская война.

Серебряный венок с могилы, первоначально установленный русской делегацией в Париже, на кладбище Монмартр.
Серебряный венок с могилы, первоначально установленный русской делегацией в Париже, на кладбище Монмартр.

В 1908 году, в год 50-летия Айгунского договора, в Париж из Владивостока, Хабаровска и Никольск-Уссурийского (нынешний Уссурийск) выезжала делегация. Останки Николая Николаевича были перенесены из семейного склепа его супруги в отдельное захоронение. На собранные пожертвования установили новое надгробие и на нём серебряный венок. В том числе о нём - в заключительной части нашего рассказа.

Памятник М.-А. в Хабаровске, современный вид
Памятник М.-А. в Хабаровске, современный вид

В первые годы советской власти об идее перенести могилу графа Николая Муравьёва-Амурского во Владивосток не могло быть и речи. Достаточно вспомнить, что первый памятник в Хабаровске в 1925 году был снесён с формулировкой «не представлял интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Только в 1992 году памятник удалось восстановить в первозданном виде.

-6

Поскольку прямых потомков у Николая Николаевича не было, место его упокоения во Франции со временем осталось без присмотра. Когда в 1980-х годах на кладбище Монмартр в Париже началась реконструкция, могила Муравьёва-Амурского попала в зону отчуждения и оказалась под угрозой уничтожения. Вопрос о спасении захоронения и переносе его во Владивосток поднял краевед, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Борис Дьяченко.

-7

27 декабря 1990 года гранитный саркофаг с останками М.-А. и серебряный венок с могилы (тот самый, 1907 года установки) были доставлены во Владивосток.

-8

Торжественное перезахоронение праха генерал-губернатора состоялось 21 сентября 1991 года в городском сквере на пересечении улиц Суханова и Лазо. В 2011 году сквер благоустроили, изменили его планировку и установили монумент авторства Константина Зинича. По замыслу скульптора, генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв-Амурский изображен в парадном кителе со свитком в руке — Айгунским договором.

-9

20-килограммовый серебряный венок был передан на хранение в Музей истории Дальнего Востока. Более десяти лет он располагался в одном из залов музейной экспозиции «Этюды о старом Владивостоке». В настоящее время предмет находится в фондах музея.

-10



Имя одного из богатейших владивостокских предпринимателей конца XIX века, сделавшего немало добрых дел для нашего города, сейчас неоправданно забыто.

Строитель, купец и меценат Михаил Суворов прибыл во Владивосток в 1882 году и начал свою деятельность здесь строительным подрядчиком. Вскоре он открыл своё производство, в районе Седанки где построил спичечную фабрику, позднее на Федоровском покосе (район бывшего завода «Металлист») у него появились новые предприятия: литейная и механическая мастерские, лесопильный и красочный заводы.

Михаил Суворов
Михаил Суворов

Через 11 лет он стал купцом 2-й гильдии, а спустя еще два года, в 35-летнем возрасте, он уже купец 1-й гильдии и один из состоятельнейших предпринимателей Владивостока.

Женская гимназия №1 (на ул. Уборевича), Восточный институт (главный корпус ДВГТУ), главный корпус краевой больницы, Народный дом Пушкина и памятник адмиралу Невельскому были построены с его финансовой помощью. В 1908 году Михаил Суворов предложил по новой технологии строить у нас в городе дома для горожан из бетонных панелей, что было бы необычайно быстро и дешево. Он даже демонстрировал для наглядности образцы материалов. Но идею никто не поддержал. Его мечтой было построить дешёвые дома для всех бедных владивостокцев. Михаил Суворов был щедрым благодетелем для детей из малоимущих семей, помогал им с оплатой обучения и покупкой школьных принадлежностей. Был членом многих попечительских советов.

Женская гимназия №1
Женская гимназия №1

Русско-японская война нанесла Суворову сильнейший удар — его основные предприятия располагались в Маньчжурии — и поставила его перед финансовым крахом. Чтобы спастись от надвигающегося банкротства, Суворову пришлось заложить все приморские предприятия. Но дела шли все хуже и хуже, и весной 1912 года, будучи уже тяжело больным, предприниматель отправился в Москву искать необходимые кредиты, где и умер от сердечного приступа. В благодарность за заслуги, после его смерти, улица Набережная, где Михаил Иванович проживал, была переименована в набережную имени Суворова (Партизанский проспект).

Восточный институт (главный корпус ДВГТУ)
Восточный институт (главный корпус ДВГТУ)
Народный дом Пушкина
Народный дом Пушкина
памятник адмиралу Невельскому
памятник адмиралу Невельскому

Начальная школа для мальчиков была названа его именем, а воспитанницы Алексеевской женской гимназии получали стипендию имени Суворова. В городской больнице одно койко-место сделали бесплатным для неимущих. Его библиотека с уникальными изданиями (всего около 2400 экземпляров), которая оценивалась в 30 тыс. руб., была передана в ОИАК и заняла достойное место в музее. Напоминали в дореволюционные годы о Михаиле Суворове и географические точки: гора в районе б. Горностай и ещё при жизни (с 1912 г.) мыс в Амурском заливе в районе ст. Спутник. Сам же меценат все заработанные тяжелым трудом миллионы отдал людям и ушёл в мир иной совсем нищим.

Знаете ли вы авторов зданий в центре города?

Эти архитекторы в начале XX века сформировали облик главных улиц Владивостока, какими мы их видим сейчас.

Так кто же это был? Одним из самых плодовитых архитекторов начала XX века был Владимир Плансон. Выпускник Института гражданских инженеров Императора Николая I с 1900 по 1921 года построил во Владивостоке немало зданий, которые сейчас являются архитектурными памятниками. Давайте вместе пройдёмся по некоторым из них.

Доходный дом Бабинцевых на Светланской, 20 (сейчас музей Арсеньева) был сооружён по собственному проекту в 1903 году. Дом стал одним из основных градоформирующих акцентов центра Владивостока. В здании находились роскошные квартиры, а на первом этаже - магазины и Сибирский банк.

Доходный дом Бабинцевых на Светланской, 20
Доходный дом Бабинцевых на Светланской, 20

Сам Плансон жил на Светланской, 18 (сейчас это флотский универмаг). Строительство своего дома он совместил со стройкой для Бабинцевых. Удачно «вписался» в огромную оптовую закупку стройматериалов, да и на большой площадке легче строить. Подвал и первый этаж он сдавал в аренду, а на втором была небольшая квартира.

Светланская, 18
Светланская, 18

В 1902 году Плансон строит ещё один доходный дом для купца Готлиба Штейнбаха на Светланской, 55 (сейчас здесь находится библиотека БУК). На первом этаже была греческая булочная и магазины, а верхние занимали представительства и квартиры крупных компаний. Здесь часто проводились выставки местных художников.

Еще одно здание архитектора Плансона - Пушкинская, 39 (сейчас школа 9). Сюда после постройки в 1903 году переехала Мариинская женская прогимназия - старейшее учебное заведение на Дальнем Востоке. В ней училось около 130 девочек, которые носили коричневые форменные одежды, отчего горожане и называли гимназию «коричневой».

На основании документа из архива Владимира Плансона, дом на Светланской, 38/40 был построен в 1903 году под его личным руководством. В здании для торгового дома «Кунст и Альберс» были столовая для сотрудников фирмы, гостиные, бальный зал, бильярдная и библиотека для служащих. Это был своеобразный закрытый клуб для элиты Владивостока. В этом же доме была квартира семьи Даттан.

Дом на Светланской, 38/40
Дом на Светланской, 38/40

По проекту Плансона была выполнена кардинальная реконструкция железнодорожного вокзала, построенного в 1894 году.

Добавьте описание
Добавьте описание

Проект Госбанка на Светланской, 71 тоже принадлежит ему. Открытие банка состоялось 2 апреля 1907 года. Построен он в стиле ренессанс и ампир, характерном для государственных зданий. Также он спроектировал и дом для проживания служащих банка (Пушкинская, 8).

Добавьте описание
Добавьте описание

Лютеранская кирха, католический собор и ещё много других сооружений были построены этим талантливым архитектором.

Ещё один известный архитектор города, который более 70 лет создавал «эталонный город».

Николай Степанович Рябов родился 6 ноября 1912 года в Яранске. Окончив в 16 лет школу-семилетку, поступил в художественно-промышленное училище им. М. А. Врубеля в Омске по специальности «Архитектура».

Добавьте описание
Добавьте описание

Сам он называл себя живым музейным экспонатом и «архитектором счастливой судьбы». По его проектам во Владивостоке было построено более ста зданий.

Добавьте описание
Добавьте описание

Во Владивостоке Николай Степанович закончил строительный факультет ДВПИ.

С архитектором «Серой лошади» Александром Порецковым Николай Рябов работал на возведении Домов специалистов (Суханова 6, 6а и 6-б) и жилого дома сотрудников Облсвязи (Фонтанная, 47).

Добавьте описание
Добавьте описание

По проектам Николая Рябова были построены пять школ: № 6 на Эгершельде, № 13 на Набережной, № 28 на остановке «Дальзавод», № 75 на Океанском проспекте, 40 (теперь в этом здании расположена налоговая инспекция), № 14 на Шепеткова (сейчас здесь работает единственная в городе психиатрическая больница).

Добавьте описание
Добавьте описание

После окончания ДВПИ, в 1938 году, Николай Рябов стал руководителем архитектурно-строительной группы в проектном бюро отдела капитального строительства Дальзавода. В 1944 году перешёл работать в университет на кафедру архитектуры, которой заведовал 30 лет.

Добавьте описание
Добавьте описание

На Новоивановской, 3 красуется высотка, построенная по проекту Николая Рябова, в народе её прозвали Пентагоном.

Добавьте описание
Добавьте описание

Дом на Светланской, 209 достраивался уже после войны японскими военнопленными. А 205-й возвели быстро, за полтора года, сдали его в 1940. В нём и жил знаменитый архитектор Николай Рябов. Свою квартиру он любил и прожил в ней 63 года, всю оставшуюся жизнь, с 1941 года. На фасаде в память о знаменитом жильце висит памятная табличка.

Добавьте описание
Добавьте описание

Помимо жилых домов, он построил стадионы «Авангард» и «Динамо», центральный корпус МГУ им. Г. И. Невельского, ряд промышленных объектов на территории Дальзавода, Николай Рябов спроектировал трамвайную линию Луговая – Сахалинская.

Добавьте описание
Добавьте описание

Когда в городе появилось электричество?

История электрификации города и появления первого освещения в домах и на улицах Владивостока - оказывается этот процесс был не быстрым. Даже в статусе города, в 1880 году, не было ни улиц ни фонарей.

К 25-летию города по заказу Владивостокской управы из Германии привезли 100 керосиновых и дуговых фонарей, которые установили по нечетной стороне Светланской и на примыкающих перекрестках.

Первое электричество появилось в торговом доме «Кунст и Альберс» в ноябре 1893 года. Владельцы ГУМа построили и ввели в строй небольшую частную электростанцию на 125 кВт. для освещения торговых залов и квартир работников в доме напротив (на Светланской, 38/40).

Добавьте описание
Добавьте описание

В 1896 году в городе насчитывалось 30 улиц и 200 фонарей. На одну улицу приходилось 6 фонарей. На Светланской светило 75, а большинство оставалось вообще без освещения вплоть до 20-х годов.

В 1898 году в торговом доме «Чурин и Ко» тоже появилось электричество. С 1900 года электричество появилось и в управлении Уссурийской железной дороги, на вокзале, в коммерческом порту, Русско-Китайском банке, флотском госпитале и т.д.

Добавьте описание
Добавьте описание

Летом 1910 года по решению местной Думы торговый дом «Кримптон и Швабе» начал строительство городской электростанции «для нужд трамвая». С 1912 года она обеспечивала электричеством казенные здания и частных абонентов, а позже и потребности трамвая, который стал курсировать в центре Владивостока.

Добавьте описание
Добавьте описание

С 1915 года начались работы по расширению возможностей городской станции. С её запуском началась электрификация центральных улиц Владивостока. Процесс этот затянулся на долгие годы, и к осени 1922 года только около 1/3 улиц города имело электроосвещение.

Добавьте описание
Добавьте описание

Источник: https://t.me/Nkotphoto