Найти тему
otzov_vl

Первые фотографы Владивостока

В новой статье расскажем про городских фотографов, которые оставили след в истории Владивостока, сохранив его облик и быт на первых снимках. Узнаёте места на фото?

Первым фотографом Владивостока в 1869 году был Владимир Ланин. Выходец из семьи забайкальских купцов, он был разъездным торговцем на Амуре в 1850-е годы, а в 1860 стал купцом второй гильдии. В 1862 году открыл первое на Дальнем Востоке фотоателье.
Долгое время он был единственным фотографом Приамурского края.

Объездив почти весь Хабаровский край и Приморье, Владимир Ланин запечатлел пейзажи и быт местных аборигенов - гольдов, гиляков, айнов и других.

-2

Его альбом фотографий Дальнего Востока России с удовольствием раскупало местное офицерство, купечество, литераторы, путешественники и гости Владивостока.

-3

Писатель Чехов, пребывая во Владивостоке, также приобрел у него несколько видовых фотографий Владивостока и Сахалина и стал его поклонником.

-4

В юбилейном фотоальбоме в честь 50-летия города среди почётных жителей есть и его имя. До сих пор один из переулков центра Владивостока носит название Ланинского.

-5
-6

До 70-х годов XIX века о Владивостоке знали лишь по редким публикациям в печати и рисункам офицеров, побывавших в этих краях, но вскоре в городе стало стремительно развиваться фотодело.

Следующий фотограф – Карл Шульц. Карл Шульц прибыл во Владивосток в 1868 году вместе с семьями финских переселенцев, когда ему было 18 лет. Попробовав себя в разных профессиях, остановился на фотоделе и открыл фотоателье и фотолабораторию в собственном доме.

-7

Известно, что дом его находился на месте здания по Трудовому переулку, 1 а. Замок с башенками в мавританском стиле построили через 10 лет после отъезда Шульца. В советское время его сильно изменили, надстроив и убрав сами башни.

-8
-9

Среди лучших работ Карла Шульца можно назвать портреты Шкипера Гека, генерал-губернатора барона Корфа, автопортреты, а также фото его невесты и будущей жены – Марии Луизы Барк. Кстати, одной из достопримечательностей салона Шульца был альбом невест с портретами всех местных барышень. Почтенные жители города, желающие найти себе спутницу жизни, обращались к нему за помощью.

-10

Помимо портретной фотографии, Карл Шульц сделал много пейзажных снимков Владивостока. Помогал он и первым краеведам. Фотографировал в бухте Стрелок, где жили прибывшие с Фридольфом Геком финские колонисты, и на острове Аскольд, где они намеревались заняться золотодобычей.   В конце 1889 года, незадолго до отъезда, он решил сделать для себя своеобразную фотолетопись города, в котором прожил более 20 лет. Архитектура первых построек была скромна, но эти здания появились на его глазах и были дороги как память. Так он запечатлел новенькую гостиницу Тупышева на Светланской, первую русскую телеграфную станцию и многое другое. Теперь этот альбом с фотографиями хранится в семье его потомков в Финляндии.

-11

Владимир Мацкевич - Дворянин по происхождению, он прибыл во Владивосток из Екатеринослава на пароходе Добровольного флота «Россия» в июле 1892 года. В свои первые летние месяцы на Дальнем Востоке фотографировал каторжан, занятых в строительстве Уссурийской железной дороги, охотников на островах Аскольд и Путятин. Совершил плавание в Императорскую гавань, где запечатлел место гибели знаменитой «Паллады». После этого он вернулся в родной город, но через три года переехал во Владивосток окончательно со своей семьёй.

-12

В конце XIX века фотодело в нашем городе было достаточно развито. Здесь насчитывалось более 30 фотопавильонов. Несмотря на большую конкуренцию, Владимиру Мацкевичу удалось добиться успеха.

-13

В октябре 1895 года он открыл фотомастерскую в доме Соллогуба на улице Пушкинской. Здесь он работал над фотоальбомом о строительстве Транссибирской магистрали по заказу управления Уссурийской железной дороги. За него мастер был удостоен золотой медали.

Владимир Мацкевич стал лауреатом многих выставок. В 1900 году был признан лучшим фотографом нашего города. Работал во Владивостоке до 1921 года.

-14

Фёдор Подзоров - «Придворный Его Королевского Высочества наследного принца Сиамского фотограф Фёдор Подзоров из Владивостока» - так он подписывал свои работы.

-15

Это звание он получил после приезда наследного принца Сиама - Чакрабона и принцессы Екатерины. Они остановились во Владивостоке в 1911 году по пути в Великобританию на коронацию Георга V. В честь этого события сфотографировались у одного из лучших местных фотографов - Подзорова.

-16

В 1909 году фотограф получил за свои работы Гран-при и Большую золотую медаль на Международной выставке в Милане, а в 1910 году отмечен медалью выставки в Ростове-на-Дону.

-17

-18

Последние снимки Подзорова датируются 1926 годом. Он стал рекордным долгожителем владивостокской фотографии. В 1927 году на фотографиях уже стоял другой штамп: «Фот. М. А. Тамм, быв. Подзорова».

-19
-20

На заре XX века в нашем городе было много фотоателье, которые держали иностранцы. В основном китайцы, корейцы, но большей деловой хваткой отличались японцы.

-21

По данным анкетного исследования 1903 года, японцы, составлявшие всего 3,2% местного населения, владели 32,7% городских ремесленных и фабрично-заводских заведений. Не исключением были и фотоателье, которых насчитывалось за десяток. Расскажем и покажем некоторые из них.

На первой фотографии фотоателье Икеда. Находилось оно на Светланской, 86, в районе Мальцевского базара. Сейчас этого здания уже нет. В советское время в «гармошке» на Ленинской, 143 размещались: Гастроном, Овощи-Фрукты, Салон одежды, Комиссионка, Аэрофлот, Мелодия.

-22

На втором кадре – фотоателье Хирано. На рекламной вывеске слева от его входа можно, при увеличении, прочитать: «Принимаются вследствие увеличения портреты (затем неразборчивая надпись) Быстрое изготовление карточек для пропусков. Военным чинам и учащимся скидки». На нижнем рекламном щите также просматриваются инициалы владельца Э. Хирано. Оно, предположительно, находилось между зданиями по современным адресам: улица Светланская 155 и 157.

-23

На третьей фотографии – фотоателье Мори на улице Пекинской. На следующем кадре можно посмотреть фотографию из этого ателье и обратную сторону фотокарточки с вензелем Мори.

-24

-25

На следующей фотографии фотоателье «Золотой Рог». В городе было два отделения: на Пологой, 39 и Светланской, 64. Здесь же можно посмотреть на визитку владельца.

-26

-27

На пожелтевшей от времени фотографии - кадр из японского фотоателье Наито.

-28

-29

На улице Китайской, 7 и на Светланской, 35 располагалось ателье Хосита.

-30
-31

На Миссионерской улице находилось фотоателье Ямагучи.

-32

-33

Было в городе и фотоателье Ческих на Алеутской, 36, принадлежавшее торговому дому Нанива.

Однако, не просто так Владивосток был привлекателен для японцев. В начале XX века наш город был полон японских шпионов.

Некоторые из таких шпионов перед отправкой в город, проходили лишь пятидневные курсы, где их учили русским буквам и умению различать по погонам военные чины. Другие же оканчивали специальные агентурные школы.

Прибывая во Владивосток, японцы могли представиться кочегарами, прачками, поварами, официантами, сторожами, парикмахерами, мелкими торговцами или фотографами.

Так, например, фотограф Нарита специализировался на групповых снимках преимущественно военнослужащих. А тогда такая услуга была ну очень популярна. Он брал за снимки меньше, чем другие фотографы, и военных, желавших сниматься у него, всегда было хоть отбавляй.

Примерно за две недели до начала войны Нарита исчез из Владивостока, имея весьма точные сведения об офицерском составе здешних частей. На некоторых увезенных им фотографиях офицеры собственноручно подписывали свои фамилии, очарованные деликатным обращением и мастерской работой Нариты.

-34

В результате японский Генеральный штаб получил весьма точные сведения о командном составе частей войск, расположенных на территории крепости, обогащенные к тому же фотографиями и образцами подписей офицеров.

-35

Для передачи секретных сведений агентурой, как правило, использовались шифрованные письма, телеграммы, почтовые открытки. Например, на почтовой открытке черточками или точками делались отметки, показывавшие направление продвижения русских войск: вверху открытки – продвижение на север, внизу – на юг, справа – на восток, слева – на запад. Численность войск обозначалась количеством черточек на краях открытки: | - батальон, ||- дивизия, |||- корпус.

Источник: https://t.me/Nkotphoto