Вокруг все говорят о лени подрастающего поколения. Родители сетуют, что дети не хотят убираться в своей комнате, мыть посуду, их приходится заставлять делать уроки. Объяснение этому простое – однажды мы, взрослые «отменили» их право на труд.
За последние 30 лет произошло обесценивание самого слова «труд». Идеи «гуманизации» и «индивидуализации», где вместо молотка и дерева, нам вручили клей ПВА и бумагу, стали во главе российского образования. И родители всецело это поддержали, оберегая своих чад, не давая им возможности пробовать, спотыкаться и в итоге всё-таки решать поставленную задачу. Что происходит сейчас с включением трудового воспитания в школьный образовательный процесс, каким образом на него могут повлиять родители и зачем ребёнку прививать любовь к труду, разбирался Горсайт.
Трудовое воспитание возвращается в школы
4 августа 2023 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесли изменения. Одно из них – это увеличение значимости трудового воспитания в школе. Разговоры об этом чиновники завели ещё в ноябре 2022 года. Председатель Госдумы Вячеслав Володин тогда обратил внимание на то, что депутаты уделяют много времени продвижению отдельных школьных предметов, но не говорят об «уважении к труду и трудолюбии», поэтому «ситуация порой доходит до абсурда».
– Для того чтобы ребёнок помыл доску, надо получить разрешение родителей. Чтобы он принимал участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью программ, – рассказал Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Согласно новым правилам трудовое воспитание осуществляется во всех образовательных структурах. Теперь оно стало неотъемлемой частью учебного процесса и в первую очередь знакомит учеников с правами и обязанностями работников в современном мире. При этом дети вовлекаются в социально важную работу посредством выполнения несложных дел.
– Мы под воздействием какой-то ложной демократии в своё время избавили детей от этого, а зря. Конечно, нельзя забывать, что главный труд ребёнка – в первую очередь учебный, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя – всё это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемленным, – отметил директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессор Александр Савенков в интервью «Российской газете».
Обучение основам трудовой деятельности, следуя законодательству и охране труда, поможет подготовить ребят к будущему. Поэтому важно, чтобы школы могли позволить себе оборудованные для этого классы, необходимые инструменты для осознания современного рынка труда.
– Труд – это такая ценность и одновременно правильный воспитательный механизм. Конечно, нельзя от него было избавляться много лет назад, когда из школ исчезли мастерские, потому что оборудование устарело, а нового просто не было. Сейчас это такой виток – мастерские возвращаются, появляются станки с ЧПУ, возрождаются небольшие школьные заводы и прочее. Самое важное, эту работу нужно организовывать правильно, – обратила внимание директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
«А может детей рановато привлекать к труду, успеют ещё наработаться»
Мнения о трудовом воспитании в школах разделились среди родителей учеников. С такими нововведениями в образовании согласны далеко не все.
– То, что сейчас происходит, мне кажется, не соответствует нашей Конституции. Когда обучение профессии происходит в учреждениях профессионального образования, мы сами выбираем профессию. То, что сейчас вводят – это бесплатный, принудительный труд. Крепостное право во всей красе, – посетовала мама одного из школьников.
Педагоги считают, что сейчас как раз подросло то поколение родителей, которое уверено, что трудовое обучение в школах никому ненужный архаизм. «Зачем забирать у детей ресурс и время и отвлекать от подготовки к поступлению в вуз». Одни современные родители отказываются понимать, для чего их ребёнку трудиться в школе и почему это совершенно не нарушает его права. Другие всеми руками за введение трудового воспитания в школы.
– Когда учился я, дежурство в классе или столовой и дружные субботники были привычной практикой. Мы даже любили это делать. Никаких мыслей ни у нас, ни у наших родителей не было про эксплуатацию. А строгать, обрабатывать дерево и видеть, что у тебя получилось – вообще было наградой. Особенно, когда после урока, нас девчонки приглашали на свою «стряпню». Потому что у них параллельно шли уроки труда, где они учились готовить, – рассказал папа ученика 8 класса Илья Березин.
Выживать? Удовлетворять амбиции? Ощущать свою значимость?
Когда-то советский педагог-новатор Василий Сухомлинский написал: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». Известные педагоги прошлых столетий часто обозначали важность труда в развитии и обучении детей.
– Помните все эти истории Антона Семёновича Макаренко о трудовом воспитании. Колония беспризорников, детей «отвязных» и абсолютно необразованных. И вдруг или не вдруг они становятся правильно организованным коллективом. Педагоги, которые работали с Макаренко, нашли такие подходы к ним, что те увлеклись производством фотоаппарата ФЭД. Представляете, в те годы стало возможным наладить такое производство. Всё это коллективный труд – ответственность не только за себя, но и за товарища. К тому же они понимали, что, производя фотоаппараты, которые будут проданы, они потратят заработанные деньги на еду. Позже эта колония стала выезжать в Крым, чтобы отдохнуть целый месяц на море, – пояснила Анна Шмакова.
На заре цивилизации человеку необходимо было работать, чтобы выжить – он добывал себе пищу, оберегал огонь и сооружал жилище. С дальнейшим развитием его труд стал разнообразнее и уже приносил ему некую одухотворённость.
Простые люди трудились всегда и везде, начиная с малых лет помогали родителям в хозяйстве. После революции 1917 года, руководство страны признало важность привлечения школьников к трудовой деятельности. Уроки труда появились лишь в 1952 года. Тогда при школах для совместной трудовой деятельности были созданы мастерские и учебно-опытные участки. Старшеклассников тех времён обучали сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике.
Воспитывает и облагораживает
– Вот этот труд совместный, мой и твой, воспитывает лучше всего. Ничто так не формирует чувство взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за себя и другого. Не зря в 1958 году по примеру Советского Союза в Китае провозглашается приоритет трудового обучения в образовании. У них до сих пор техника и труд – обязательные предметы в каждой школе. Пусть звучит банально, но труд на самом деле облагораживает и развивает человека. В первую очередь работа руками. Нужно что-то делать, вкладывать часть себя, получать оценку, отдачу и прочее, планировать свою работу, ставить цели, – отметила директор школы.
По словам специалиста, к труду не нужно приучать, как кота к лотку. Необходимо выращивать личность готовую работать.
– Пусть это будут даже дежурства в столовой. Воспитательный эффект от этого отличный. Ещё в нашей школе есть психолого-педагогический десятый класс. Вот они ходят трудиться в начальную школу. Организуют там перемены. Эти 10 минут в начальной школе их так «выматывают». Они приходят с мокрыми спинами, потому что по-настоящему потрудились. Они теперь и на учителя смотрят по-другому, отчасти понимая, как нелёгок труд педагога, – сообщила Анна Шмакова.
«До чего дошел прогресс – труд физический исчез…»
Чтобы привить своему ребёнку вкус к труду, нам родителям с самого раннего детства нужно давать возможность действовать самостоятельно. Если вы стараетесь многое делать за малыша, у него формируется чёткая убеждённость в том, что за него всё и всегда будут делать другие.
– Родителям нужно начинать с малого. Сначала учим следить за порядком в комнате – собирать игрушки после игры, заправлять кровать, самостоятельно одеваться, ухаживать за питомцами и другое. Учим мыть за собой посуду – свою чашечку, ложечку, потом можно и за мамой с папой помыть. Вот так и продолжаем с постепенным наращиванием трудовых обязанностей, с пояснением того, почему это важно и нужно. Самое главное, чтобы это было системно и контролировалось. Ну, а совместный труд вообще на 100% работает. Я помню, как меня брали на картошку. Они «погибали», а я обожала её копать, – рассказала директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
Нейропсихологи утверждают, что во время трудовой деятельности, даже физической, активно работает наш мозг – мы думаем, воображаем, желаем и действуем. В это нужно вовлекать ребёнка с первых его шагов.
Страшно, когда современная молодёжь считает, что трудиться – это немодно, что можно быть успешным, снимая «пустые», отлично набирающие просмотры видеоролики. Они не осознают, что жизнь блогера лишь со стороны напоминает сказку.
– Сложно обвинять в этом родителей, хотя это напрямую относится к ним. Они создают условия чтобы их ребёнок ни в чем не нуждался. Конечно, малыш привыкает к этому. Поэтому обесценивает труд в целом, родительский в том числе. Такие молодые люди – поколение потребителей, к сожалению, не имеющих никаких жизненных ценностей, – пояснила практический психолог Ольга Баженова.
Эксперты утверждают, что трудовое воспитание школьников – глубинная нравственная основа жизни и сознания каждого человека. Многое для этого должно быть заложено в семье. Возможно сейчас введение в образовательные программы трудовой практики поможет наладить «здоровое» отношение молодого общества к труду.
Ранее Горсайт писал о том, почему важно сохранять и развивать у детей возможность писать от руки.
Автор: Ника Алексеева
Агентство новостей ОТС-Горсайт