"Прогулки по Васильевскому острову". Новосмоленская набережная.

426 прочитали
Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями». Ну то есть – есть у меня на Васильевском несколько особенно любимых мест, каждое любимо по-своему и за что-то своё особенное. И вот Новосмоленская набережная – как раз из «особенно».

Как так получилось? Как вообще полюбить Васильевский остров? Тут я могу предложить свой личный рецепт.

Выберете зимний вечер. Желательно снежный. И приезжайте на Васильевский, и попробуйте просто пройти его целиком, от края до края! Да, сначала вам покажется, что это непросто, особенно зимой и в снег, но Васильевский – место удивительное. Здесь и время течет по-своему, и пространство как-то не вполне линейно устроено, так что на самом деле идти с каждым шагом будет всё легче и легче, и всё интереснее и интереснее!

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-2

Вот у нас с Васильевским именно так и получилось. Вышел на «Василеостровской», зимой, вечером, в снег – и просто пошёл куда глаза глядят. И в итоге – здорово вышло: я еще не дошел до станции «Приморская», а уже понял: да, мне очень нравится на Васильевском! Да, я обязательно приеду сюда снова, и буду просто гулять и рассматривать всё вокруг, здесь всё такое волшебное! Даже называется очень поэтично: Васильевский остров!

Вот, и в итоге ноги сами вынесли меня к «Приморской», и там картина глаза предстала прямо мистическая. Вот представьте: почти уже зимняя ночь, снег – и вот эта прямая как стрела набережная речки, буквально указывающая вдаль... Даже не просто «вдаль», а именно что – к морю, к Финскому заливу. Питер ведь морской город, и вот на Васильевском это сразу чувствуется... Вот, и снег продолжает сыпаться, но что удивительно: вот над тобою – снег, а смотришь вдаль – и там над заливом внезапно чистое ночное небо, и всё усыпанное звёздами... На Васильевском особый микроклимат, там так бывает: вот прямо над тобою – снег, а вдали – звёзды... Волшебство как оно есть.

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-3

Вот. Так что для меня площадь у метро «Приморская» - место, где мы с Васильевским островом подружились окончательно. Хотя и летом Новосмоленская набережная – тоже отлично смотрится!

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-4

Ну хорошо: это лирика. Теперь для тех, кто тоже хочет проникнуться волшебством Васильевского острова и тоже подружиться с ним – немножко практической информации об этом моем любимом месте.

Речка Смоленка. «Неужели это само ровно у неё получилось?» - этот вопрос я задал себе в самый же первый вечер дружбы с Васильевским островом. «Чудо?»

Да, чудо. Но рукотворное. Когда-то давно Смоленка называлась Черной речкой, а еще иногда Глухой. Это не считая ее еще «допетровских времен» финского названия Ямаккайоки, которое в 18 веке русифицировалось в очень милое имя «Маякуша». И только уже в середине 19 века речка стала сначала Смоленской, а затем и Смоленкой: в общем, по Смоленскому кладбищу, мимо которого она протекает.

Так вот изначально «Маякуша» тоже вытекала из Малой Невы, как и сейчас, но до Финского залива она не доходила, а обратно в Малую Неву и впадала, отделяя от Васильевского остров Голодай. И, кстати сказать, в то время рядом с Васильевским был не только Голодай, но и еще один остров, Вольный. Про Вольный я впервые прочитал в одном из рассказов замечательного писателя-василеоостровца Вадима Сергеевича Шефнера, и тоже призадумался: «Васильевский знаю, остров Декабристов – это бывший Голодай, а где же Вольный?»

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-5

А уже нигде. В 1960-х годах началась такая «реконструкция географии» Васильевского острова, причем на самом деле не первая (и не последняя, как мы теперь знаем). Вот в итоге и образовалась та «география», к которой мы уже привыкли: Смоленка «по прямой» отправилась в Финский залив, а остров Вольный стал частью острова Декабристов. Но во всяком случае в части Новосмоленской набережной – на мой взгляд, очень красиво получилось.

Наличный мост. Открыт в 1975 году, как раз когда Смоленку «спрямили и продлили». Я когда этот мост впервые увидел и рассмотрел – то показалось, что спроектирован он немножко «под старину» (на мой личный непросвещенно архитектурный взгляд), и довольно удачно. А потом почитал хорошие книжки-путеводители по Петербургу-Ленинграду – оказалось, так примерно и есть: и была задача «под старину», и в целом архитекторы и инженеры с ней справились хорошо. И замечательно! Как и многое на Васильевском – даже звучит поэтично: Наличный мост, так и просится в какое-нибудь стихотворение!

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-6

Дома на Новосмоленской набережной. Да, это тоже Поэзия, на мой взгляд!

На левом берегу – «Дома на курногах», тут метафора совершенно очевидная, но от этого не менее поэтичная. Первый из домов был построен в 1987 году, затем появились и остальные. Ныне технология «монолит» для нас привычна, а в то время – считалась весьма «продвинутой и прогрессивной». Можно сказать – первые ленинградские «небоскребы», ведь традиционно Санкт-Петербург был городом не слишком «высотным», так что вот. Ну а «курьи ноги», то есть опоры – такой вариант борьбы со знаменитыми Наводнениями, ведь от наводнений Васильевский остров страдал сильнее всего, он же «на переднем крае».

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-7

Ну а на правом берегу – настоящий Дом-Поэма, самый длинный дом Ленинграда, по крайней мере на момент постройки в 1986 году. Это реально один дом числится, дом №1 по Новосмоленской набережной! Пять корпусов, 1483 квартиры, и вроде как по переходам можно, не выходя на улицу, пройти от первой «лестницы» до последней! «Уступчатая линия стен и выразительные объемы пяти башен (высотой до 16 этажей) придают общей композиции пластическую экспрессию» (Путеводитель по Ленинграду). И внизу – огромный ЦФТ, «Центр Фирменный Торговли», на открытие которого в свое время приезжал сам Генеральный секретарь М.С.Горбачев, о чем все старожилы непременно сообщают, и я тоже эту художественную деталь сообщу.

В общем, на мой взгляд – хорошо всё это смотрится. Такой в том числе «символ ушедшей эпохи», и при этом «во-первых, это просто красиво».

Я люблю Васильевский остров. Я люблю его «целиком и полностью», и я люблю его «частями».-8

Вот такое вот оно, одно из самых моих любимых мест на Васильевском острове.

К чему я это рассказал?

Да очень просто: хотите подружиться с Васильевским островом – просто приезжайте и приходите.

И вы подружитесь, и у вас с Васильевским тоже появятся свои «особенные места».

Обещаю.

Потому что Васильевский остров – удивительное место!

Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/