Найти в Дзене

Русская тема в творчестве Н. К. Рериха

Обратимся к русской теме, одной из ключевых в творчестве Н. К. Рериха, на основе выставочного и экспозиционного опыта Музея-института семьи Рерихов. В многогранном образе отчизны, который формирует художник, можно выделить следующие аспекты: национальный пейзаж, трансформирующийся от документального изображения природного мотива к эпическому символу, полотна и монументальная живопись исторического жанра, метафорические картины, обращающиеся к идее высшей правды. При этом Н. К. Рериха занимают вопросы сохранения художественного наследия, своеобразия языка, в котором воплотились разнородные влияния. Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно

Обратимся к русской теме, одной из ключевых в творчестве Н. К. Рериха, на основе выставочного и экспозиционного опыта Музея-института семьи Рерихов. В многогранном образе отчизны, который формирует художник, можно выделить следующие аспекты: национальный пейзаж, трансформирующийся от документального изображения природного мотива к эпическому символу, полотна и монументальная живопись исторического жанра, метафорические картины, обращающиеся к идее высшей правды. При этом Н. К. Рериха занимают вопросы сохранения художественного наследия, своеобразия языка, в котором воплотились разнородные влияния.

Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.
И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий – в науке, Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? И «Александр Невский», и «Ярослав», и «Святогор», и «Микула», и «Настасья Микулишна» прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И «Сергий Радонежский», и «Древний Новгород» и «Нередица», и «Открываем врата», и «Вестник» – всё напомнит о братском народе, о неделимой, дружной великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения.
Н. К. Рерих. Четверть века. 1942

Выставка в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов в 2021 году

Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов с 24 марта по 23 мая 2021 года проводил выставку «Чаша неотпитая. Русь», посвятив её 800-летию высокочтимого русского святого преподобного князя Александра Невского. Выставка раскрывает тему русской культуры в изобразительной, педагогической и общественной деятельности русского мастера.

Презентация автора
Презентация автора

Художник последовательно обращался к национальной идее в художественном и литературном творчестве, исследовал материальные свидетельства минувших эпох как археолог и этнограф, отражал обобщённые архетипические образы как живописец и художник театра. Синтез различных форм народного и религиозного искусства и духовных исканий русского народа характерен для художественного поиска Н. К. Рериха на протяжении всего его жизненного пути[1]. Он посвящает русской теме студенческие работы и символические произведения зрелого периода, обращается к образам русских святых – св. Сергия, св. Николая и свв. Бориса и Глеба – как к светочам мировой культуры, носителям вечных знаний. В США и Индии он пристально следит за судьбой Родины, чутко откликаясь на повороты её исторического пути. Русская идея была одной из центральных в широком спектре художественных, научных и философских интересов мастера.

Презентация автора
Презентация автора

В пространстве экспозиции соединение исторического сюжета и начало духовной истории русского народа происходит в картине «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (1900, Государственная Третьяковская галерея), когда ладьи будущего святого князя отправляются в Корсунь-Херсон[2] для принятия крещения и символического приобщения к Высшему миру.

Презентация автора
Презентация автора

Н. К. Рерих, изучая историю в философском и этическом аспектах, развивает тему государственности в художественных образах. В собрании Музея-института семьи Рерихов хранится автолитография «Царь» (1905), изображающая царя как воплощение абсолютной власти. Прихотливый орнамент, формирующий фигуру царя справа, склонённых поданных и стену стражи на дальнем плане, становится, наряду с образом государя, полноправным действующим лицом композиции. В сущности, правитель царит над волнами богато декорированных спин, изгибающихся в форме полумесяцев, ритмически повторяющихся голов. Удлинённый прямоугольник листа заполнен овалами щитов, служащих фоном действу, и щитом на первом плане, справа от царя, завершающим композицию. Согбен и правитель, но его фигура на глазах у зрителя словно поднимается по вертикали, противореча основному движению, склонённым слева направо дугам. Монохромный колорит построен на контрасте прежде всего чёрных плоскостей и белых арабесок орнамента, а также среднего кирпично-красного тона, более звонкого в сочетании с прозрачным зелёным.

Презентация автора
Презентация автора

Пристальное внимание к орнаменту в работах Н. К. Рериха неслучайно. Следует отметить, что период конца XIX – начало XX вв. ознаменован изучением уникального языка национального искусства историками, археологами и искусствоведами под патронатом царской семьи[3]. Орнаменту как воплощению декоративного искусства старины, украшавшему рукописи и произведения прикладного и народного искусства, уделялось особое внимание. В 1887 году В. В. Стасов, художественный критик, архивист и общественный деятель, опубликовал труд «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». Это издание, охватывающее обширный материал, оказало значительное влияние на развитие русского прикладного искусства. Обращение к орнаментальной традиции в творчестве Н. К. Рериха мы видим в станковых работах («Звериный орнамент», Музей-институт семьи Рерихов) и оформлении книг[4].

Своеобразным антагонистом «Царя» выступает св. Александр Невский, мудрый правитель, собравший свой народ в борьбе с иноземными захватчиками. Для русской и советской культуры образ святого князя был символом искусной дипломатии и несгибаемой воли. Н. К. Рерих обращается к нему неоднократно – как к историческому персонажу, «поражающему ярла Биргера» (1904, Государственный Русский музей), и как к воплощению русского духа – «Александр Невский (Русская война)» (1942, частное собрание Х. К. Кеджривала, Бангалор). В первом случае Н. К. Рерих детально прорабатывает кольчуги и вооружение воинов, сбрую лошадей, которые предварительно изучал в археологических экспедициях в Новгородской и Санкт-Петербургской губернии[5]. Образ Александра Невского, написанный в годы Великой Отечественной войны, более символичен, огромная роль в композиции отведена небу, на котором алыми знамёнами полыхают облака. Движение направлено справа налево, что противоречит традиционному развитию сюжета и передаёт нам чувство глубокой скорби, с которой святой князь склоняется к поверженным врагам. Но и на картине «Александр Невский поражает ярла Биргера», по сути, эскизе для неосуществлённой мозаики,[6] Н. К. Рерих создаёт образ святого, об этом говорит и нимб над его головой, и трактовка его профильного силуэта, отсылающая к иконографии св. Георгия.

Презентация автора
Презентация автора

Художник обращается к национальной традиции как к источнику декоративной красоты, он отмечает, что неисчерпаемые богатства художественной выразительности нашла и пронесла через века забытья русская иконопись. Впервые обратившись к истории Древней Руси в конкурсной работе «Гонец. Восстал род на род» (1897)[7], художник рассматривает артефакты русской старины как неиссякаемый источник выразительных средств современного искусства в критических статьях «Иконный терем» (1899), «По старине» (1903), «Радость искусству» (1908), «Иконы» (1910)[8].

Н. К. Рерих пишет: «Как магически декоративны Чудотворные лики! Какое постижение строгой силуэтности и чувство меры в стеснённых фонах. <…> Только недавно осмелились взглянуть на иконы, не нарушая их значения, со стороны чистейшей красоты; только недавно рассмотрели в иконах и стенописях не грубые, неумелые изображения, а великое декоративное чутьё, овладевшее даже огромными плоскостями»[9]. Живописная традиция X–XVII вв., прерванная обращением к формам академизма, рассматривается историками, искусствоведами и художниками[10] как феномен духовной и художественной жизни. Анализ иконописи даёт художникам не только нравственные ориентиры, но и новые живописные возможности. Условность, декоративность и аскетизм выразительных средств, глубокий символизм образов обогащают художественный язык, став новым источником вдохновения и предпосылкой экспериментов модернизма.

Презентация автора
Презентация автора

На протяжении всей своей жизни Н. К. Рерих обращался к религиозному творчеству, он создавал эскизы росписей и мозаик, проекты храмов, руководил росписью Пермского иконостаса[11] (1907, Пермская государственная художественная галерея). Художник широко использовал декоративные приёмы русской иконописи и в своих станковых работах, что мы увидим в картине «Святой Сергий» (1932, Государственная Третьяковская галерея), но возрождение традиционной иконы было для него одной из первоочередных задач. Став в 1906 году директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, он учреждает в ней иконописную мастерскую, которая начала работать с начала 1909/10 учебного года[12]. Именно допетровская икона становится источником художественных поисков. В 1934 году в статье «Спас» Н. К. Рерих вспоминал: «Помню, как при создании иконописной мастерской, благословлённой тогда архиепископом Антонием в школе Императорского Общества поощрения художеств, иконописец Тюлин не сразу мог уловить, какой именно характер в этой новой мастерской должен быть сохранён.

После долгих разъяснений, наконец, мне удалось найти для него подходящее слово: "Творите под старину", и лицо иконного иконописателя вдруг прояснилось и он воскликнул: "Понял, понял".

А через год с небольшим посетители уже изумлялись высокому качеству икон нашей мастерской»[13].

Источником духовных сил для возрождения русской государственности стал св. преподобный Сергий Радонежский[14]. Но как св. Франциск стал для европейского Возрождения светочем культуры и основой пластических поисков, так и св. Сергий открыл для русского искусства эпоху национального самоопределения. Новая страница в русской иконописи – знаменитая «Троица» А. Рублёва – продолжение духовных заветов св. Сергия Радонежского. В семье Рерихов почитание св. Сергия Радонежского было личной традицией, но оно связано также с национальной самоидентификацией, особенно значимой для русской эмиграции. В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке была создана часовня св. Сергия; часовня по проекту Н. К. Рериха, посвящённая любимому русскому святому, была построена в общине русской интеллигенции Чураевке (совр. г. Саутбери) в штате Коннектикут. Для русской православной общины Харбина художник создаёт проекты часовни в Бариме (1934)[15].

Программным произведением для Н. К. Рериха является триптих, объединяющий святых Сергия и Франциска с мадонной Орифламмой посередине (1932). Центром композиции становится Знак Знамени Мира, иконографию которого Н. К. Рерих прочитывает и в «Троице» А. Рублёва, вдохновившей художника и общественного деятеля на знаменитый символ культуры. Вершиной культуроохранной деятельности Н. К. Рериха становится Пакт Рериха, международный договор, призванный охранять памятники и учреждения культуры в мирное и военное время. А вершина национальной идеи художника – собирательный образ, заимствующий черты святых князей, подвижников, богатырей, показывающий, по сути, духовный облик русского народа – былинный, песенный, героический.

Богатырь Святогор (1942, Государственный музей Востока) у Н. К. Рериха связан с концепцией Белого града, Звенигорода, мира, существующего по заветам совести и добра, но объединяет также духовные искания русской культуры и Востока. Н. К. Рерих писал: «В языке русском столько санскритских корней. Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, Алтай-Гималаидва магнита, два равновесия, два устоя. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт. В каких горах жил Святогор?»[16]

Художник обращается к образам богатырей во время Второй мировой войны, Великой Отечественной, поскольку никогда не прерывал духовной связи с Родиной. Они символизируют силу духа, преодолевающую земные преграды. Так же, как и Святогор, поднимается над горами монументальная «Настасья Микулична» (1938, Новосибирский государственный художественный музей), так же оберегает родную землю и русских воинов. Поднимаются из векового сна, из каменного плена богатыри («Богатыри проснулись», 1940, Академия искусств и культуры им. Бирлы, Калькутта).

Но самым ярким, самым мощным образом в богатырской серии встаёт «Александр Невский» (1942), живой и человечный. К силе и подвигу русского народа, современных художнику богатырей, обращается он в своих статьях: «В оксфордский словарь вошло несколько русских слов, получивших право иноземное. Так, включены "указ" и "совет". Следует прибавить ещё одно непереводимое многозначительное русское слово "подвиг". <…> Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совершенствует жизнь, учит именно человечности. Разве не чудесно, что именно русский народ породил это светлое, преуспевающее понятие? Великую ношу возлагает на себя подвижник. Берет он её добровольно. В таком добровольстве заключена любовь не о себе, но о ближнем, ради которого по всем каменистым путям идёт подвижник. Труженик он! <…> Не только в великих наставниках народных проявлен подвиг. Подвижников много. Все они трудятся, вечно учатся и двигают просвещение. В подвиге — движение, зоркость, терпение и знание, знание, знание!»[17] (24 февраля 1942 г.). «Развернулись блистательные крылья Победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений. Неудержимо стремится славное воинство через все вражеские препоны. Так много побед сообщает московское радио каждое утро, что весь день ходим в высоком подъёме и шлём от Гималаев сердечные мысли богатырям Русского Народа»[18] (20 сентября 1943 г.).

Презентация автора
Презентация автора

Название выставке дал очерк Н. К. Рериха «Чаша неотпитая». Художник завершает его словами:

«Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждёт»[19].

Примечания

[1] Подробнее: Савкина А. А. Об университетском выпускном сочинении Н. К. Рериха, посвящённом художественным древностям Руси // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». – СПб.: Издание СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», 2014. – С. 206–211.

[2] Древнерусское название византийского города Херсона (современный Херсонес).

[3] Савкина А. А. Вклад династии Романовых в возрождение русских художественных традиций // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 1. (28) – С. 78–83.

[4] Летописный и лицевой изборник дома Романовых. – М., 1913. – Т. 1–2; Под благодатным небом. Издание её Императорского высочества Великой княгини Елисаветы Фёдоровны. – М.: Московская художественная печатня, 1915.

[5] Петербургский Рериховский сборник: Вып. II–III. – Самара: Издательский дом «Агни», 1999; Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего: К 125-летию начала археологической деятельности академика живописи, археолога, коллекционера и путешественника Н. К. Рериха: альбом // авт. ст., сост. Т. С. Матехина, В. Л. Мельников. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2018.

[6] Короткина Л. В. Н. К. Рерих. – СПб.: «Художники России», «Золотой век». – 1996. – С. 19.

[7]Савкина А. А. «Славянская симфония» Н. К. Рериха // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». – СПб.: Издание СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», 2014. – Т. XII. – С. 45–48.

[8] Глаз добрый. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 32–41; С. 53-66; С. 88–114; С. 155–158.

[9] Рерих Н. К. Радость искусству / Глаз добрый. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 92.

[10] Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII в. – СПб., 1856; Комитет попечительства о русской иконописи. Петербург. – СПб., 1902, 1903, 1907; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконографии с итальянскою живописью раннего Возрождения. – СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911; Русская икона. СПб., 1914. – Т. 1.

[11] Маточкин Е. П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. – Самара: Издательский дом «Агни», 2005.

[12] Подробнее о возрождении иконописных традиций в Рисовальной школе: Боровская Е. А. Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. К вершинам профессиональной зрелости. – СПб.: Астерион, 2012. – С. 165–175.

[13] Соболев А. П. Николай Рерих: Молитва Земли Небу: сборник. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2020. – С. 77.

[14] Савкина А. А. Выставка «Свет неугасимый» // «Свет Неугасимый»: Каталог / Сост.: А. А. Савкина, В. А. Шуршина. – СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2015. – С. 13–23.

[15] Маточкин Е. П. Николай Рерих: мозаики, иконы…

[16] Рерих Н. К. Русь – Индия // Листы дневника. – М.: МЦР, 1996. – С. 149.

[17] Рерих Н. К. Подвиг // Зажигайте Сердца. – М.: Молодая Гвардия, 1975. – С. 137.

[18] Рерих Н. К. Крылья Победы // Листы дневника. – М.: МЦР, 1996. – С. 112.

[19] Рерих Н. К. Чаша неотпитая // Зажигайте Сердца. – М.: Молодая Гвардия, 1975. – С. 52.

Опубликовано: Савкина А. А. Чаша неотпитая. Русь // Держава Рериха. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 12-16.