мои педагогические практики
Общая «теория» проста. Проще валенка.
Тщательная подготовка, продуманная логистика, приобретение заранее всех билетов, и капитальный инструктаж родителей и детей перед поездкой.
Увы!
Всё это разумеется важно, но…
Но на небесах часто решают какие-то абсолютно неведомые нам силы.
Сейчас я могу подвести итог своей маленькой скромной педагогической жизни.
За десятки лет проведенных мною с детьми (своими и чужими) не пострадал ни один ребёнок!
Всегда и всех я «ложил там же, где и брал» до поездки.
И тем не менее случаи случались разные.
И сегодня я попытаюсь описать один, по существу «классический» для того тезиса, который я сформулирую в самом конце этого повествования.
1986-ой год. Март. Каникулы. Было задумано вывезти наших юных шахматистов, наш шахматный класс в Свердловск и показать там детям… нет не шахматную школу – шахмат и в Качканаре у них было с избытком, а зоопарк, дендрарий и центр города и сводить в театр оперы и балета и в театр музыкальной комедии.
Подготовились. Заранее купили билеты на поезд. Организованно погрузились в плацкартный вагон. Двадцать три ре5бёнка – четырнадцать мальчиков и девять девочек. В этом шахматном классе учился и мой сын Володя так что я вёз одновременно и своего ребенка и двадцать два «чужих». Понятно, что все девочки были «моими» а вот с мальчиками в шахматном классе работал Геннадий Некрасов, но в поездку он не попал. В качестве помошника я взял старшеклассника тогда Диму Дрямина (ныне уже зрелый шахматный мастер). В Свердловске мы разместили детей в художественной школе-интернате и в целом все что задумано нам удалось но…
Но сначала был поезд Качканар-Свердловск. Вечером садимся в вагон, утром выходим на Свердловском вокзале! Проще не придумаешь.
Мы скоренько заправили матрасы простынками, проследлили чтобы все уютно устроились байки-байки и состав тронулся. Плацкарт есть плацкарт, но в принципе ничего не предвещало.
Доехали без приключений до Кушвы и тут… И вот тут ОНО и началось!
Ночь.
Обычно тихий перрон Гороблагодатской забит народом.
Суета. Все бегают, суетятся, кричат.
Глядя в окно я вдруг осонаю что на перроне цыгане!
Много цыган.
Очень много!
Наверное под тысячу. А может и две.
Не знаю.
Они ломятся в вагоны!
Проводники их не пускают.
И тогда они идут на штурм состава!!!
Я был внутри вагона и могу очень подробно описать захват нашего конкретно вагона.
Первое и самое важное: у цыган были ключи от всех замков в составе!!!
Они открывали двери своими ключами!
Потому они вломилоись в вагон сразу с двух сторон!
Одновременно они атаковали и все другие вагоны и то, что происходило у нас, происходило во всех вагонах состава.
Первым ломились молодые силоьные гибкие энергичные женщины с огромными черными и коричневыми мешками совершенно невероятных размеров. Они кричали: «С дороги!» и проталкивали свою ношу впереди себя стремительно продвигаясь по вагону. Их было много!
За первыми тремя или четырьмя цыганками двигалась кучка детей а за ними молодой бородатый цыган с кривым ножом, подготовленным для «цыганского удара».
Опишу вам этот удар на всякий случай.
Встаньте лицом к условному партнеру (просто представьте что он стоит перед вами), возьмите нож в руку, поднимите руку над головой так, словно собираетесь ударить ножом сверху вниз, как бы втыкая нож в плечо противнику. А теперь стремительно ведите руку по дуге сверху вниз на двести семьдесят градусов и при этом одновременно поворачивайтесь на носке одной ноги и на пятке другой на 180 градусов по часовой стрелке. В финале ваш нож будет бить предполагаемого соперника под углом снизу вверх под рёбра! Защититься от такого страшнеого и коварного удара неподготовленный специально человек не может!
Итак разъярённая толпа с такими активными ноженосцами рассекала вагон и угроза ранения была именно реальной. Пассажиров загнали на одну сторону и буквально вдавили в их «полукупе». Мои двадцать три ребенка расположились в двух поллукупе на вторых полках по пять -шесть детей на полке. Они реально тряслись от страха и не смели пикнуть. Внизу сидели толпой цыганки с детьми и с вооруженными ножами мужиками. Вагон был набит ими как бочка селёдками. Запах стоял непередаваемый. Стало понятно, что цыгане натурально оокупировали состав и решили на нём доехать до Свердловска. И вот состав тронулся и началась первая и последняя цыганская ночь в моей жизни. Задача была простая: каким-то чудом выбраться с детьми живыми из этого ужаса.
Нижний Тагил состав проплывал на самом тихом ходу не останавливаясь. Весь перрон был заполнен расставленными в цепь солдатами с автоматами и собаками. Состав не остановился а на чей-то окрик с перрона один цыган неожиданно ответил:
-А не надо было Хрущёву в шестьдесят первом отнимать у нас лошадей!!
Более никакого общения у нас с цыганами не было. Свердловск мы также миновали и высадились уже на моей родной станции Шарташ. Тут, кстати до интерната было уже близко-близко пешком!
Как выгружалась цыганская масса я не видел. Мне было необходимо максимально быстро увести детей как можно дальше от…
А всю дорогу у меня было только одно средство самозащиты: мне оставалось только молиться!