Приветствую читателей канала vetLIFE! И всех мимо проходящих в общей ленте статей. Я ветеринарный врач-диетолог Быкова Анастасия, с детства опекун котов и обожатель всех животных.
Подробнее обо мне см. в статье (тык на синий текст).
Сегодня на обсуждении немаловажная базовая тема. Особенно актуально для начинающих кото- и собаководов.
У нас есть целых 4+ опции при покупке кормов, давайте рассмотрим каждую. С их неочевидными плюсами и минусами, которые важны и для меня как ветеринарного врача, не только как для потребителя.
1. Зоомагазины
Есть как очные учреждения, так и уже опытные онлайн-магазины (дистрибьюторов по типу Валты включаю сюда же) с налаженным товарооборотом. Вторые отличаются тем, что у кормов и продукции в целом нет наценки за аренду торговой площади. Все зоомагазины разные, отсюда и их плюсы/минусы.
Плюсы
✅ Близость к дому
Иногда это безусловно важный критерий при покупке корма и выборе его бренда. Но об этом еще поговорим ниже: насколько в настоящее время это важно.
У меня, например, ближайший зоомагазин в ~25 минутах ходьбы от дома... Не критично, но кормом особо не закупиться в таких условиях. К счастью, с доставкой напрямую из него же у нас всё хорошо.
✅ Стандартизированные закупки кормов
Крупные зоомагазины сотрудничают только напрямую с производителями. Закупать у посредников зачастую просто не выгодно, но и такая опция есть: в этом случае просто удлиняется путь корма от завода до полки в магазине.
✅ Правильные условия хранения и транспортировки
Специализация в любом деле — огромный плюс. Опытные зоомагазины знают, как работать с кормами: особенности расстановки в магазине (не поставят под солнечные лучи, например), хранения и перевозки. Этому еще стоит учиться маркетплейсам и некоторым неопытным бизнесменам.
Также важно, что никогда уважающий себя магазин не будет торговать кормами НА РАЗВЕС.
К сожалению, не каждый магазин идеален. Многое зависит от сотрудников. А "текучка" персонала в зоомагазинах колоссальная. Иногда не можем предугадать, где будет лучше: в небольшом зоомагазине, или представителе крупной сети.
✅ У ряда магазинов налажена поставка эксклюзивных продуктов.
Например, Ownat найдем только в 4Лапы. Carnica есть только в Зоозавре. Это те два варианта, когда магазин стал заказчиком кормового бренда.
Бренд Oasy в нормальном количестве и с достаточным ассортиментом есть только в зоомагазине "Старая ферма". Очень радуют сейчас лечебные диеты Vitalcan Therapy, их вижу только в "Кот Матрос" (ряд ветклиник тоже их закупили).
Конечно, не могу учесть наличие во всех возможных магазинах. Но имею возможность оценить ассортимент наиболее развитых. А Вы замечали какие-либо полезные эксклюзивы, где их находили?
✅🛑 Эти же магазины зачастую торгуют и на маркетплейсах
Это отчасти минус, потому что получается двойная логистика. Частично продукт хранится на складе маркетплейса, его путь до покупателя может быть удлинен. Но тогда и покупка будет по факту через маркетплейс...
Минусы
🛑 Надоедливые неквалифицированные консультанты
Зачастую считают, что они стоят выше рекомендаций специалистов. Да, периодически даже фармацевты нарушают этику и назначают препараты (не полные аналоги).
Тут нечего говорить о простом продавце, приставленном к ветеринарной аптеке. Таких людей много: сотрудников в магазинах вечно не хватает, а персонал не чувствует ответственности, если уже готов уйти через пару месяцев с момента трудоустройства.
Есть крайне неприятный пример, когда владелица магазина (по совместительству продавец-консультант) возомнила себя вет. врачом: группа о ней.
Конечно, соседствуют с таковыми и крайне ответственные, знающие круг своих обязанностей сотрудники. Также есть и очень опытные заслуживающие внимания продавцы, иногда с профильным образованием. Но прежде чем таких найдём, всем подряд доверять не можем.
🛑 Часто рядом с домом нет зоомагазинов
Спасает машина или бесплатная доставка. В онлайн зоомагазинах бывает бесплатная доставка от определенной суммы. Также, например, 4Лапы вообще в ряде регионов всё и всегда возят.
🛑 Ассортимент зоомагазинов ограничен
Относительно маркетплейсов. Поэтому часто мы заходим на страницы последних... Но они в моем рейтинге не следующие.
🛑 Не все явно хорошие бренды могут позволить себе сотрудничество с зоомагазином
Из-за этого достаточно тяжело достать ряд консервированных кормов, приходится лезть на страницы маркетплейсов. Иногда бывает, что совсем не все вкусы определенного бренда выставлены в зоомагазине. А у нас ведь те еще гурманы...
🛑 У части зоомагазинов серьезная накрутка цен из-за содержания помещения магазина
🛑 Риск необдуманных покупок...
2. Напрямую у бренда
✅ Самый короткий путь от завода до миски
✅ Прямая ответственность бренда за доставку
Это может стать минусом, если представитель бренда совсем неопытный. И если он не соблюдает правила тестирования консерв.
Консерва не может быть выпущена в продажу на следующей день после закатки, т.к. есть срок, в течение которого она лежит на производстве, тем самым тестируется на загрязнение клостридиями: бомбажная партия (с банками, которые сами вскрываются) не может быть выпущена в продажу.
А может стать и огромным плюсом. Например, даже возврат товара и средств за него в этом случае проще.
✅ Чаще правильные условия хранения и транспортировки
Ведь виновника в случае чего найти будет слишком просто...
✅ Удобнее всего для оптовых и почти оптовых закупок
Но это чаще актуально для питомников и приютов. Остальным это не нужно (помним, что даже сухой корм не так уж и долго хранится, особенно во вскрытой пачке).
🛑 Бренду удобнее коммуницировать напрямую только с оптовыми закупщиками
Поэтому часть компаний откажется организовывать доставку корма обычному покупателю с парой собак. Максимум, до какого-нибудь пункта самовывоза. Бывают исключения, если заказчик готов оплатить доставку.
🛑 Менеджер бренда может замучить покупателя из-за жажды закрыть свой план продаж
Именно у бренда самые заинтересованные сотрудники. Так что тут Вам присядут на уши похуже, чем в зоомагазине.
🛑 Относительно долгая доставка
С планированием такой закупки особо не затянешь. Всё надо делать заранее, или останемся с тьмой голодных ртов.
Если говорить о закупках для нескольких крупных собак: в случае опоздания можно на пару дней тот же корм и из магазина взять. Но если питомник или корм, которого нет в магазинах — плохи наши дела.
3. Маркетплейсы
✅ Рядом с домом
Сейчас они есть почти везде. Если и не пункт выдачи, то хотя бы чей-нибудь постамат. Или курьер привезет почти бесплатно.
Совсем недавно курьеры Озона перестали бесплатно возить наш наполнитель для лотка... В итоге мы с мужем возим 20 кг на тележке из пункта самовывоза 😂
✅ Цена почти всегда выгоднее
Брендам удобнее сотрудничать с маркетплейсами, чем с зоомагазинами. Меньше условий и обязательств (пока?).
✅ Очень широкий ассортимент
Есть почти всё! И даже то, чего лучше бы там не было...
✅ 🛑 Быстрая доставка
Но только если в регионе есть склады конкретного маркетплейса. Также будет зависеть от количества этих складов и отгрузок конкретного бренда. Обычно: чем дальше от центра страны, тем дольше едет корм. Последнее является острой проблемой при всех способах покупки. Ведь, например, завод ближе к Владивостоку не подвинуть.
🛑 Несоблюдение условий хранения
Маркетплейсы не учитывают, что это еда. Корма доставляют в общей массе бытовых товаров. Очень малое количество кормов хранится и продается в продуктовых доставках по типу OZON fresh и Самокат (всё оттуда — в большинстве своём жутко экономные корма).
🛑 🛑 Обращение с товарами при доставке
Персонал не заинтересован в том, чтобы всё доехало в сохранности. Продавцам приходится выкручиваться и крайне сложно упаковывать свои посылки (невероятное количество коробок и пластика). Иначе слишком велики риски, что ничего не доедет.
🛑 Есть сомнительные продавцы
Перекупщики, непонятно какой серый импорт... Даже есть возможность нарваться на мошенников. Никогда не общайтесь в переписке с продавцом, если он просит оплатить покупку где-то вне маркетплейса. Никакого общения быть там не должно. Кроме обсуждения, например, доставки.
Если и заказывать там, то только у проверенных юр. лиц.
4. Ветеринарные клиники
✅ На экстренный случай
Когда прям совсем больше негде купить корм, а переходить на него надо уже начали (экстренный переход с корма на корм занимает 4 дня).
✅ Иногда в клинике есть то, чего нет почти нигде
Причем в клинике будут стабильные поставки этого редкого покемона. Например, в ряде клиник уже есть корма Vitalcan. Не всем подходят, но уже приятно.
10-15 лет назад... Почти нигде у нас не было кормов Pro plan и Royal canin. Закупала их как раз в магазинах ветклиник. Маленькими пачками. Так было в ближайшем Подмосковье, дорогие друзья... Неблагополучный район и сейчас не отличается наличием ветклиник и зоомагазинов :)
🛑 Очень ограниченный ассортимент
Никто не будет подбирать наиболее подходящий корм из того, что есть при магазине. Там есть только то, что можно взять на крайний случай. А диетотерапия, всё-таки, в большинстве случаев не требует изменений здесь и сейчас. Экстренные меры чаще требуются только при очень острых состояниях по типу: послеоперационное/посттравматическое восстановление. И это уже будет кормление в условиях клиники влажными кормами.
🛑 Дороже обычного
🛑 Корма стоят там будто только для того, чтобы поднять авторитет бренда
У нас сейчас: выставить свой корм в ветклинике = сотрудничать с ветврачами. Это своего рода маркетинг, т.к. ветсообщество более критично относится к кормам.
5. Серый импорт
✅ Для кого-то это единственный выход (ветдиеты)
В свете событий последних 2+ лет. И есть реально хорошие поставщики, понимающие весь градус ответственности. Часть из них консультировалась даже у меня когда-то давно. Но теперь даже не знаю, возят ли корма после обсуждения всех сложностей и круга потребностей наших потребителей.
🛑 🛑🛑 Актуальны все минусы маркетплейсов
При этом логистика очень усложнена, что увеличивает риски несоблюдения условий хранения.
🛑 Вероятность подделок
Чтобы исключить подделку, придется связываться напрямую с производителем.
❓ Что же делать, если пришлось брать корм таким образом ❓
- Оценить ситуацию, правда ли нет других вариантов. Пожалуйста, если у Вас здоровый молодой питомец — не рискуйте. Для этого нет причин. К счастью, наши крупные производители уже научились кормить здоровых животных.
- Пытаться искать альтернативу. К сожалению, среди влажных кормов вообще почти нет альтернатив ветдиетам, с ними так не получится.
Все ветдиеты-аналоги ищем совместно со специалистом или с лупой, не поднимаясь от изучения не мелкого текста, а не приятных глазу маркетинговых крупных надписей. Должно соответствовать почти всё с учетом доступных погрешностей согласно состоянию конкретного пациента. Например, одним почечникам мы можем поднять белок рациона, а другим — уже нет. Комплексно оцениваем пациента перед сменой корма.
- Если выхода нет, быть очень внимательными. Сверять упаковку с примерами в интернете.
Конечно, подделывать корма тяжело, но это не невозможно. Понятия не имею, решил ли кто-то в РФ так заработать на бедных опекунах питомцев... Влажные корма подделывать тяжелее, чем сухие. Нужно налаженное производство. Как думаете, кто-то занимается таким, выдавая корма за импортные?
- Рассмотреть возможность перехода на домашний рацион с ведением его ветдиетологом.
6. Самостоятельные закупки за рубежом
Это делают не люди, а супер-люди. Давайте просто похлопаем им. Лишь бы в этом был реальный смысл. А он есть, когда:
✅ Выход, когда аллергику больше ничего не подходит
Но, как по мне, проще перевести аллергика (с доказанной пищевой аллергией) на новые для него источники углеводов и белков. Не стесняйтесь обратиться по этому поводу к ветдиетологу. Это сильно сэкономит ваше время, силы, нервы и деньги. А мясо страуса/конину/нутрию/разную рыбу найти сейчас реально. Тем более, большинству вообще подойдет термически обработанная свинина (нежирные части).
Где я приобретаю корма?
Ваш ветдиетолог радуется относительной близости зоомагазина "4Лапы" (30 мин пешком). Также к нам дёшево/бесплатно возят и другие онлайн-зоомагазины. В благоприятные сезоны и в случае быстрой доставки — балуюсь маркетплейсами (один раз привезли просроченный сухой корм). Даже часто балуюсь...
Итоги
Лучше крупных специализированных зоомагазинов у нас пока ничего нет. Очень жду, когда же маркетплейсы начнут ответственнее подходить к хранению и доставке кормов.
По теме гигиены кормов есть очень взаимосвязанные с данным материалом статьи:
Достаточно старые. Но актуализировала в них информацию (на 2024 год) согласно всему изученному уже после. Всё благодаря опытным пищевым технологам.
А где Вы приобретаете корма? Есть, чем дополнить этот список?
Сталкивались с неприятностями при покупке кормов? Кто был виноват?