Найти тему
Евгений Михайлов

Грандиозный взаимный просчёт

В последнее время ряд украинских деятелей – Арахамия, Чалый, выступили с воспоминаниями о Стамбульских соглашениях. Украинцы утверждают, что РФ реально хотела заключить мир на более чем выгодных для той ситуации условиях. От Украины требовалось всего лишь подписать обязательства по нейтралитету. Были ещё денацификация и демилитаризация, но никакой конкретики, насколько можно понять, не было, были общие декларации. То есть вопрос денацификации решался рядом политических жестов, а демилитаризация мыслилась по примеру Швеции, то есть вообще-то весьма милитаризованной страны. Впрочем, точного текста Стамбульских соглашений до сих пор нет, что навевает мысли о том, что текст как-то сильно не устраивает сразу обе стороны.

Украину понятно почему, так как после 2 лет боевых действий положение её хуже, чем могло быть при подписании перемирия. Правда, не совсем понятно, что было бы с границами ДНР и ЛНР, но, скорее всего, они оказались бы разделены по ЛБС на момент подписания. Вряд ли украинцы ушли бы из занимаемых ими тогда позиций. А вот части Херсонской и Запорожской областей, которые позже вошли в состав РФ, были бы несомненно сданы украинцам.

Тут возникает, помимо прочих, два неприятных вопроса. Первый к Кремлю, каким образом планировалась СВО, если практически сразу выяснилось, что нужно срочно заключать мирное соглашение на минимально приемлемых условиях. Как начало СВО, так и последующие боевые действия, с одной стороны, действительно, показали мощь РФ, но с другой стороны, практическая реализация этой мощи оставляет желать сильно лучшего. Даже более-менее успешное окончание кампании 2023 г. кардинально отличается от того, чего население ждало от ВС РФ 24.02 и что могло быть достигнуто при наличном потенциале.

К Киеву вопросы может быть даже более острые. Ведь, представить себе, что два года боевых действий привели Украину к менее выгодной позиции, чем была бы при подписании соглашений, означает по факту, что отказ от них был, как минимум, авантюрой, за которую страна уже расплачивается и, вероятно, будет расплачиваться и дальше. Зеленский тут выглядит кем угодно, но не ответственным национальным деятелем, что при сохранении текущих тенденций будет всё более пониматься украинцами. Одна надежда остаётся на очередные «непростые решения» Кремля, но надежда, надо сказать, довольно призрачная, хотя какие-то шансы, конечно, есть.

28.12.23.