Найти в Дзене
Библия и Жизнь

Предвозвестники Реформации

Оглавление

Реформация стала одним из важнейших событий в церковной истории. Откровение Лютера о спасение через веру, его знаменитые 95 тезисов, рождение протестантизма – все это оказало огромное влияние на христианство.

Однако Реформация возникла не на пустом месте. У нее были свои предпосылки и предвозвестники. Еще в долютеровскую эпоху были люди, которых не устраивало положение церкви. Официальное христианство находилось в удручающем состоянии. Средневековая церковь не только сильно отошла от первохристианства, но и погрязла в своих грехах и пороках. Имея огромное влияние в мире, церковь утратила свое основное предназначение – быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Потому находились люди, выражающие протест по поводу существующего положения вещей.

Это английский богослов 14 века Джон Уиклиф, чешский священник 15 века Ян Гус. Следует также упомянуть флорентийского монаха Джироламо Савонаролу, который служил в конце 15 века. Большую роль в истории сыграли и вальденсы – течение, сформировавшееся в конце 12 – начале 13 века.

Словом, Реформация стала событием, которое было подготовлено историей.

Элвелл справедливо заметил: «Это движение – не только след, прочерченный одинокой кометой Лютера, который увлек за собой другие, меньшие по величине светила».

В связи с этим справедливо говорить о предвозвестниках Реформации. Кто эти люди, каковы были причины их несогласия с официальной церковью, какова их роль и влияние на дальнейшую историю?

От вальденсов до Уиклифа

В первые века христианства церковь подвергалась частым гонениям, но во времена Константина ситуация резко изменилась. Христианство было признано государственной религией Римской империи. В итоге это вылилось в отступление от основ истинного учения. Постепенно церковь стала приобретать власть в мире. К сожалению, у этой власти было неправильное основание.

Беркхов пишет: «Развилась идея о том, что Католическая Церковь была Царством Божьим на земле и что поэтому Римский епископат был земным царством».

Это привело к серьезному кризису. Поскольку Папа Римский и другие высокие чины церкви не всегда отличались особым благочестием, это отразилось на их деятельности.

Ранней реакцией на духовную деградацию церкви стало отшельничество и монашество. Однако эти явления нельзя назвать предвозвестниками Реформации, поскольку такие люди в основном стремились к личному благочестию и почти не думали о церковных преобразованиях.

В 1170-1180 гг в Лионе зародилось религиозное движение вальденсов. Его основателем стал купец Пьер Вальдо. Он пережил глубокий личный духовный опыт, после чего раздал свое имущество другим людям и стал жить в простоте и бедности. Вальдо стремился соответствовать идеалам Евангелия. Многие мужчины и женщины были вдохновлены примером этого человека и стали его последователями. По сути, это движение объединяло инакомыслящих. Потому реакция официальной церкви на деятельность вальденсов была крайне негативной.

Элвелл пишет: «Лионские бедняки» не собирались подрывать авторитет Церкви, однако враждебное отношение местного духовенства, а впоследствии и папства вынудило их встать в оппозицию».

В 1184 году папа Люций III отлучил вальденсов от церкви, что послужило началом серьезнейших гонений на представителей этой религиозной группы. Преследования со стороны светских и церковных властей были жестокими. Однако это не помешало вальденсам распространиться по всей Центральной и Восточной Европе.

Они назвали свое движение «Истинной Церковью», объявив католические таинства недействительными. Вальденсы признавали наивысший авторитет Священного Писания, верили в божественную природу Иисуса и в спасение через Христа, осуждали клятвы, лжесвидетельства, смертную казнь, отказывались от воинской повинности. Они пытались ввести принцип всеобщего священства – когда каждый мог проповедовать и совершать евхаристию. Несмотря на активные преследования со стороны властей, это движение не было окончательно подавлено. По словам историков, вальденсы выжили и способствовали созданию той духовной атмосферы, в которой началось движение Реформации.

Геллей относит к предвозвестникам Реформации еще одно течение, зародившееся в 12 веке. Речь идет об альбигойцах. Однако это отнесение можно считать довольно условным. Хотя альбигойцы тоже не были согласны с учением официальной церкви и многие из этих людей пострадали за свои убеждения (вплоть до смерти), в учении этой группы содержались элементы дуализма. Безусловно, альбигойцев можно назвать предвозвестниками Реформации с точки зрения их протеста, но нельзя причислить к таковым из-за серьезного отклонения в учении.

Ян Гус и Джон Уиклиф
Ян Гус и Джон Уиклиф

Английский богослов Джон Уиклиф был выдающимся деятелем предреформационной эпохи. Он защищал право людей самостоятельно читать Библию и перевел Священное Писание на английский язык, а также стал автором многочисленных трактатов. Уиклиф утверждал, что всякая законная власть исходит от Бога. Но она должна строиться на примере Иисуса Христа. Власть, которая используется не в интересах людей, а в интересах самого правителя, не является истинной. Таким образом, Уиклиф выступал против власти, построенной на мирских принципах.

Естественно, что взгляды этого богослова не нравились Риму, однако Уиклиф нашел поддержку со стороны английских властей, которые не собирались подчиняться папской власти. Но все же радикализм взглядов этого проповедника привел к тому, что его назвали еретиком даже англичане. Уиклифа лишили права преподавать в Оксфордском университете.

Однако этот проповедник имел огромное влияние на современников. Взгляды Уиклифа стали проповедовать еще при его жизни. Последователей этого учения называли лоллардами. Многие идеи Уиклифа предвосхитили Реформацию. Его вклад в общее дело истории трудно переоценить. Этот человек не побоялся бросить вызов несправедливости, неправильным, по его мнению, догматам, церковному упадку и деградации.

Для Уиклифа и его последователей главным было не видимое послушание, основанное на страхе перед человеком, а послушание Богу, основанное на стремлении познавать Его волю и соблюдать Его Слово. То же самое можно сказать и про вальденсов. Для этих людей главным было послушание истине.

Служение Яна Гуса и Джироламо Савонаролы

Ян Гус и Джироламо Савонарола отстаивали свои убеждения даже до смерти. Эти люди навсегда вписали свои имена в церковную историю.

Проповедник и ученый Ян Гус служил в Богемии. В 1400 году он принял сан священника, а спустя 2 года был назначен ректором Пражского университета. Гус пережил настоящее обращение, которое заметно повлияло на его веру.

Он стал высказывать реформаторские идеи, в которых было ощутимо влияние Уиклифа. Гус выступал против поклонения Папе, обличал расточительность и безнравственный характер духовенства. Он стремился восстановить главенствующую роль учения Христа, делал акцент на Его безгрешной жизни, отстаивал важную роль проповеди и принцип всеобщего священства.

В 1410 году Ян Гус был признан еретиком, а в 1415 году его сожгли на костре. Влияние этого проповедника можно описать следующим образом: «Для чехов Гус — не только духовный лидер; в течение столетий после его смерти его воспринимают как пламенного борца за национальные права чешского народа и его самобытную культуру».

Однако Ян Гус был фигурой не только национального, но и мирового масштаба. Это один из мучеников христианской церкви, имя которого стоит в одном ряду со многими героями веры (Евр. 11:35-40). Он не побоялся пойти против течения. Гус следовал за Христом и стремился ходить перед Ним, а не перед людьми.

Другим мучеником, относящимся к предвозвестникам Реформации, стал флорентийский монах Джироламо Савонарола. Он начал свое служение в 1490 году. Геллей сравнивает его с еврейским пророком, который проповедовал большой толпе. Савонарола выступал против аморальности города и обличал пороки духовенства. Нужно отметить, что его проповедь достигла положительного результата. Служение этого монаха во Флоренции имело огромный успех.

Гонсалес изображает Савонаролу деятельным реформатором, чья программа принесла большие плоды. Кубинский историк не согласен с теми, кто изображал этого монаха фанатичным и невежественным.

По мнению Хусто Гонсалеса, против Савонаролы сыграли политические обстоятельства. Когда Папой стал Александр VI, флорентийский монах решил сохранить верность обещаниям, которые дал французскому королю Карлу VIII, и не встал на сторону Папы. Это было совсем не выгодно, ведь Александр VI заключил союз против Франции. Савонаролу начали обвинять многие флорентийцы.

Но этот монах не мог поступить иначе, поскольку был человеком слова. Он строил свою жизнь на принципах Священного Писания, которые не мог променять на какую-либо выгоду. Главным для этого священнослужителя был Христос и верность Ему. Савонарола имел пророческий дар и обладал способностью предсказывать будущие события. Когда его предсказания сбывались, это еще больше усиливало авторитет флорентийского монаха. Однако некоторые люди требовали от него чудес, дара совершать которые у него не было.

Савонаролу и двух его ближайших помощников объявили еретиками и казнили. Сначала этих людей повесили, а потом сожгли на костре[3]. Эти события произошли в 1498 году. Флорентийский монах совсем не много не дожил до Реформации Лютера.

Савонарола был казнен и потерял жизнь, но сохранил веру и честь. Вне всякого сомнения, это был великий человек, оставивший яркий след в истории церкви. Флорентийский монах считается последним предвозвестником Реформации.

Однако на этот счет имеются и другие мнения. Некоторые исследователи называют утренней звездой Реформации голландского ученого Эразма Роттердамского. На мой взгляд, такая точка зрения является достаточно спорной.

Эразм придерживался принципов гуманизма. С одной стороны, мы не можем отрицать его вклад в общее дело. С другой стороны, Эразм шел своим путем. Хотя голландский гуманист был старше Лютера, но все же оставался его современником. Потому мы уже по определению не можем назвать Эразма предвозвестником Реформации. К тому же ученый не принял протестантизм. Эразма Роттердамского не устраивало положение католической церкви, но он был не готов примкнуть к числу соратников Лютера.

Таким образом, предвозвестниками Реформации были вальденсы, Уиклиф, Гус и Савонарола.

Подводим итоги

Реформация была невозможна без социально-политических и духовных предпосылок. Она произошла именно в то время, в какое должна была произойти. Однако этот поворот церковной истории стал бы невозможен без людей, которые служили Богу до Мартина Лютера. В определенном смысле они подготовили почву для событий, произошедших в 16 веке. Их труд и служение стали примером для Лютера и других реформаторов. Благодаря вальденсам, Уиклифу, Гусу и Савонароле, появились люди, готовые сделать смелый шаг на пути к истине.

Хотя предвозвестники Реформации отличались в своих взглядах, их всех объединяло искреннее стремление служить Богу. Например, вальденсы не стремились отделяться от Католической церкви, но были вынуждены это сделать. Уиклиф и Гус тоже не собирались становиться основателями новых течений. Они лишь стремились освободить церковь от ненужных вещей и возродить авторитет Священного Писания.

Когда Лютер выступил против продажи индульгенций и других злоупотреблений католичества, он был первопроходцем. Однако главный идеолог Реформации пошел по тому пути, по которому пытались пойти до него другие. Однако, согласно Божественному Провидению, Гусу и другим суждено было умереть, а Лютеру – возглавить новое движение, основав Протестантскую Церковь.

Мы приходим к однозначному выводу, что между предвозвестниками Реформации и ее деятелями есть заметная связь. Эта связь не носила явный богословский характер, поскольку Лютер опирался на Библию и труды Августина, а не на Уиклифа или Гуса. Однако Лютер, Кальвин и Цвингли брали пример с реформаторов прошлого – людей, которые стремились принести в церковь настоящие евангельские идеалы.

Последовав примеру Уиклифа, который перевел Библию на английский язык, Лютер перевел ее на немецкий язык. Влияние английского предшественника в этом вопросе прослеживалось довольно четко.

В общем, Реформация стала возможной благодаря определенным событиям и служению многих людей. Все эти моменты были обусловлены Божественным Провидением и Его мудрым вмешательством в ход истории.

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки, делайте репосты!