Найти тему
6000 миль до Голливуда

Драйвер на распутье. Новая историческая драма от создателя "Схватки".

("Феррари", Ferrari, 2023, США / Европа)

Кабы в прошлом году 80-летний старче Майкл Манн не помахал нам ручкой в сериале "Полиция Токио", дав понять, что он еще не забил болт на режиссуру, мы бы, небось, сегодня о нём и не вспомнили. Потому что на большом экране он отсутствовал де-юре 8 лет, а по факту и все 14. Ибо последний его нашумевший фильм был снят аж в 2009-м - "Джонни Д" с Джонни Деппом. Ну а манновский "Кибер" (2015) прошел по миру так незаметно, что его не спасло от чудовищного кассового фиаско даже присутствие уже звездного тогда Криса Хемсворта. При этом сам "Кибер" был отнюдь не худшим экшен-триллером 2010-х, хотя и мусолил давно опостылевший в кино сюжет "Злые хакеры готовят конец света!".

Посмотреть "Феррари" Манна можно хотя бы ради того, чтобы увидеть внезапно седого, состаренного и почти не узнаваемого Адама Драйвера.
Посмотреть "Феррари" Манна можно хотя бы ради того, чтобы увидеть внезапно седого, состаренного и почти не узнаваемого Адама Драйвера.

У новой ленты Майкла "Феррари", снятой за 80 млн. $ на основе реальных событий, дела в кинотеатрах обстоят лучше, но ненамного.
Говорить о ее прокатной судьбе еще рановато, но пока результаты не шибко впечатляющие: за месяц отбита лишь половина бюджета, и хорошо, если в итоге повезёт вернуть его хотя бы с символическим приварком. Да и в интернет-эфире картина вряд ли вызовет ажиотаж. Историю на больно уж специфическую тему она рассказывает, и даже легендарная фамилия / автомобильный бренд в её названии не гарантирует, что вы увидите здесь именно то, что ожидаете.

Зато Национальный совет кинокритиков Америки, покивав многомудрыми головами, включил "Феррари" в десятку лучших фильмов 2023 года. После чего на Венецианской фестивале его даже номинировали на "Золотого Льва". И еще где-нибудь, надо думать, номинируют, а там, глядишь, и впрямь тот или иной приз обломится. Почему бы и нет? От киноакадемиков не убудет, а легендарному старичку Манну станет приятно, ведь уже давненько он никаких наград не получал; с "Соучастника" (2004), если быть точным.

О эти живые и прикольные мордахи старых машин! Нынче такая милота на дорогах встречается чрезвычайно редко.
О эти живые и прикольные мордахи старых машин! Нынче такая милота на дорогах встречается чрезвычайно редко.

Однако "Феррари" - тот случай, когда с занудами-критиками можно с чистой совестью согласиться.
При всей спорной для массового зрителя, интересности этой истории, снимал её матерый ветеран со всё еще ясным рассудком, не замутненным ни маразмом, ни излишней сентиментальностью. И там, где в картине надо дать "жесткача", Манн безо всякого стеснения его даёт. Равно как не осуждает своего героя Энцо Феррари (1898-1988) за его далеко не высокоморальную жизнь. Оправдываться за грехи которой Энцо перед зрителем тоже, кстати, не будет - не дождетесь! Дескать, ну вот таким был синьор Феррари, нравится вам его поведение или нет. Циничным, двуличным, коварным, порой несправедливым и заносчивым, но при этом и чисто человеческих качеств он не был лишен, и наследника воспитал достойного. Который, кстати, и поныне жив, и отцовское дело продолжает.

Занятный факт: несмотря на то, что Манн вынашивал эту идею аж с 2000 года, в 2018-м он стал одним из продюсеров фильма Д. Мэнголда "Ford против Ferrari". Того, где персонаж Энцо (Ремо Джироне) был, скажем так, условным главным злодеем, которого хорошим - опять-таки условно, - парням из компании "Форд" надо было побить на гонках "24 часа Ле-Мана". И тогда же, еще понятия не имея о дальнейших планах Манна, в обзоре на "Ford против Ferrari", я предположил; ну раз уж Мэнголд так "наехал" на Феррари прямо на годовщину его 120-летия, то вскоре надо ждать "ответочку" с итальянской стороны.

Как в воду глядел!
Правда, не предполагал я, что с "другой стороны" будет сидеть всё тот же Майкл Манн, только теперь вдобавок режиссер. Может, поэтому и на "ответочку" это не слишком похоже. Хоть "Форд" и его тогдашний босс Генри Форд II в "
Феррари" упомянуты, здесь они остаются за кадром, и никакого противостояния у них с итальянцами нет. А воюет Энцо (Адам Драйвер) в фильме лишь со своими земляками - компанией "Мазерати", и то, считай, на втором плане.
А кто же тогда у него тут враг №1?
Вы не поверите...

Дабы вы ненароком не забыли, что смотрите фильм от создателя "Схватки" и "Соучастника", две секунды боевика здесь тоже есть.
Дабы вы ненароком не забыли, что смотрите фильм от создателя "Схватки" и "Соучастника", две секунды боевика здесь тоже есть.

А хотя, почему не поверите? Очень даже поверите, ведь я уже об этом вскользь упомянул.
Да, как бы ни хотелось многим из вас получить очередную спортивную драму с эпичной судьбоносной гонкой, главную свою битву в "
Феррари" Энцо ведёт с собственной женой Лаурой (Пенелопа Крус). Потому что она - совладелица его бизнеса, держащая в руках половину акций компании. А поскольку и с женой у Энцо к 1957 году - время действия картины, - отношения вконец разладились, и у фирмы дела шли не ахти, ему кровь из носу требовалось стать единоличным хозяином бренда. Затем, чтобы заключать все деловые сделки оперативно и по-своему, а не через долгие семейные дрязги и склоки, уж точно не идущие бизнесу на пользу.

Но главная бомба в и без того рушащиеся отношения Энцо с Лаурой в начале фильма еще не ударила. Ведь она до сих пор не знала, что у её муженька вот уж 10 лет была неподалеку вторая семья: любовница и еще один его сын. Тогда как единственный сын Лауры и Энцо год назад умер от тяжелой болезни, что лишний раз усилило вбитый между супругами клин. Но если обычные загулы мужа "налево" жена еще терпела, то как тогда она отнесётся к "постороннему" наследнику Энцо? А теперь к тому же еще и единственному наследнику его компании?
Натуральная шекспировщина, чес-слово - того и гляди, чтобы кого-нибудь в финале не придушили или иным способом не умертвили.

Впрочем, любителей автогоночного ретро. - а далее 1957 года сюжет не уйдет, - здесь тоже порадуют крутыми ревущими "тачками" и их лихими покатушками. И, разумеется, большой гонкой под названием Mille Miglia в качестве "финальной битвы" - этакий круг длиною более 1500 километров по Италии, со стартом и финишем в Брешиа, Ломбардия. Правда, чересчур азартного крышесноса, как в том же "Ford против Ferrari" или "Гонке" Ховарда, от показа Манном Mille Miglia не ждите - кино всё-таки не об этом. Но после всех разборок в семействе Феррари картине отчаянно требовалось под конец именно что-то такое, драйвовое, и оно тут, к счастью, не забыто.

Комфортная всё-таки машина, этот ваш кабриолет. Постояла или прокатилась под проливным дождем - вот тебе и кайфовая прохладная ванна под открытым небом.
Комфортная всё-таки машина, этот ваш кабриолет. Постояла или прокатилась под проливным дождем - вот тебе и кайфовая прохладная ванна под открытым небом.

***

В общем, немного странным казался выбор творцов "Феррари" на главные роли Адама Драйвера и Пенелопы Крус. Но поди ж ты - оба отработали на совесть, куда выше своего привычного уровня. Особенно вторая: стареющая мегера Лаура с сокрытым где-то в глубине ее души благородством получилась у Крус насколько порой отталкивающая, настолько иногда и трогательная.
40-летний Драйвер тоже играл не привычного для себя, унылого Адама Драйвера, а циничного 59-летнего мужика со сложным характером. И тоже в целом преуспел. Любое появление его героя в кадре тотчас добавляет сцене энергетики и непредсказуемости - в хорошем драматическом понимании этого слова.
Ну а в сухом остатке у нас, возможно, и правда участник Топ-10 фильмов 2023 года. Или как минимум Топ-10 серьезных фильмов для взрослых дяденек и тетенек-зрителей, на кого эта подчеркнуто жизненная история от дедушки Манна и рассчитана.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):