Найти тему

Айвар Саттаров: «Когда я вижу Кул Шариф, мне не стыдно за свою работу...»

Айвар Саттаров – художник, ученый, архитектор, лауреат государственной премии им.Тукая. В первой публикации мы рассказали о детстве Айвара, прошедшем в деревне Молвино Зеленодольского района. Сегодня он вспоминает о том, как зарождался интерес к архитектуре.

Айвар Саттаров
Айвар Саттаров

Заглядывая в окна к архитекторам

Защитив диссертацию, мой отец стал работать на кафедре татарского языка, перевёз всю семью в Казань. Мы снимали комнату в подвале деревянного дома на улице Груздева. Татарских школ не было и я, не зная ни слова по-русски, пошёл в русскую школу. Естественно, ничего не понимал. Дёргал за косичку соседку по парте и просил, чтобы она переводила мне, что говорит учительница.

Сначала учиться было тяжело, но постепенно втянулся, окончил школу с единственной четверкой по русскому языку, остальные пятерки. Как это получилось? Во втором классе мама сказала мне, что ей стыдно, мол, она учительница, а её сын так плохо учится. Тогда я стал усердно заниматься русским языком и освоил школьные знания по всем предметам.

По дороге из школы домой я проходил мимо института «Татгражданпроект», в цокольном этаже которого находились архитектурные мастерские, где допоздна светились окна. Я часто смотрел, как там создают проекты различных зданий. Наверное, тогда у меня и родился интерес к архитектуре. В старших классах я окончил художественную школу.

За успехи перевели в Москву

— По совету друзей после школы я поступил на архитектурный факультет КГСИ. После второго курса за хорошие успехи меня перевели в Московский архитектурный институт. Это стало большим событием в моей судьбе. Тогда это был головной архитектурный вуз Советского Союза. Большая разница между недавно созданным провинциальным вузом и имеющим давние традиции МАРХИ, который ещё помнил преподавателей старой дореволюционной закалки. Это оказало большое влияние на моё профессиональное становление как архитектора.

Фото 1979 год. Студент Московского архитектурного института
Фото 1979 год. Студент Московского архитектурного института

После института я три года преподавал в КИСИ. Наверное, под влиянием отца, который стал уже доктором наук, я тоже пошёл в науку, поступил в аспирантуру МАРХИ. Защитил диссертацию и вернулся в Казань.

Сумасшедший, влюбленный в Италию

Мне посчастливилось познакомиться с Паоло Портогези — это известный итальянский архитектор, который спроектировал в Риме мечеть. Было удивительно, что в центре католического мира строится мечеть, и я отправился на её строительство. Именно тогда у меня зародилась задумка спроектировать большую мечеть в Казани. В комнате, которую я снимал в Риме, делал зарисовки будущей мечети.

Как я оказался в Риме? Попал в число советских стажеров, поехавших в Италию. Стажировка стала для меня подарком Всевышнего. Для архитектора попасть в Италию и изучать все шедевры архитектуры — это дар! Это Мекка для архитекторов, учиться там большое счастье.

Пришлось пройти множество инстанций, проверки соответствующих органов, сдать иностранный язык. Из Союза было 16 стажеров (из них только я архитектор). Сначала в Перуджо мы усиленно осваивали итальянский язык, потом разъехались по своим вузам. Прожил в Италии около года, проходя стажировку на архитектурном факультете римского университета la Sapienza.

Я исходил пешком весь Рим. Влюбился в него сразу и, чтобы узнать его получше, купил карту города и разбил её на квадраты. Изучению каждого посвящал целый день. И с тех пор в голове у меня живой учебник истории архитектуры.

Объездил многие города Италии, делал зарисовки. Все архитектурные памятник эпохи античности, барокко были на моей карте. Это формирует вкус и понимание пропорций, которые отражены в архитектуре величайших мастеров. Вспомните, в царской России выпускники Императорской академии художеств и архитектуры направлялись в Италию в качестве «пенсионеров», которых содержала российская казна. Примерно такую же годовую «пенсионерскую» стажировку прошёл и я.

Один из моих итальянских друзей назвал меня pazzo innammorato in Italia — сумасшедшим, влюбленным в Италию.

Новый этап в биографии

После стажировки в Италии вернулся в Казань, на следующий день случился ГКЧП, что вернуло меня с небес на землю. Года три-четыре я был в состоянии некоего шока, для архитекторов были не самые лучшие времена. Только в 1995 году объявили конкурс на создание мечети Кул Шариф. Я с радостью погрузился в работу на три года. В итоге моя творческая проектная группа выиграла этот конкурс. Наш проект был принят за основу.

Начался новый этап моей биографии. Наверное, это был самый трудный и самый интересный период в моей жизни, который предопределил мою дальнейшую творческую судьбу. Я стал заниматься проектированием храмов, посвятил этому всю свою жизнь.

Р. Минниханов вручил Государственную премию РТ имени Габдуллы Тукая лауреату А. Саттарову. 2012 год
Р. Минниханов вручил Государственную премию РТ имени Габдуллы Тукая лауреату А. Саттарову. 2012 год

Комплекс сложных задач

В 90-е годы идеологические запреты на строительство храмов были сняты, общество стало возвращаться к истокам. Мечеть Кул Шариф — моя самая сложная работа, все было впервые. И не только для меня — не было построено ни одной соборной мечети. 70 лет храмы только разрушались, поэтому не было специалистов.

-4

Начались поиски образного, планировочного и композиционного решений. Сделали массу вариантов, множество согласований, тем более что мечеть была не простая, а соборная. Первая, строящаяся на территории России. Она должна была расположиться в Казанском кремле в окружении памятников архитектуры. Важно было соблюсти все требования ЮНЕСКО.

Ещё одна сложность — в воссоздании облика мечети. Она была разрушена при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, достоверных ее описаний не сохранилось. Мы представили, что мечеть должна быть красивой, легкой, уютной. А композиционно-планировочное решение должно отвечать современным нормам проектирования и традиционным канонам исламского культового сооружения. Проектирование длилось почти девять лет, и девять лет она строилась, это происходило параллельно.

В качестве обмена опытом мы ездили за рубеж в Египет, Турцию, Арабские Эмираты. Перед нами была задача построить уникальную мечеть — в первую очередь татарскую, чтобы она не была похожа ни на арабскую, ни на турецкие храмы, ни на какие другие храмы. Все сложности были преодолены. Мне кажется, с этой задачей мы хорошо справились. Спустя годы, когда я вижу мечеть Кул Шариф в центре Казани, мне не стыдно перед людьми за свою работу.