- В этой статье вы узнаете:
Как один человек изменил все порты мира? Зачем понадобились суда размером с небоскреб? Кто такие современные пираты? Почему самый опасный из них сомалийские? И как это связано с тем, что люди на планете стали выглядеть одинаково? - Вы когда-нибудь задумывались, что у нас бананы-то не растут? И почти половина всех продуктов проплыли полмира, чтобы попасть к вам в рот.
Манго - Бразилия,
Бананы - Эквадор,
Груша - Аргентина,
Кокос - Таиланд,
Виски - Ирландия.
Эти продукты есть в России не потому, что у нас такое не растет, поэтому нам необходимо, чтобы кто-то привез нам ананас. Нет, не поэтому. Все супермаркеты мира типа Walmart, Tesco продают товары, привезенные из других частей света. При этом цены примерно одинаковые. То есть груша из Аргентины в России и груша из Аргентины в Ирландии будет стоить одинаково. - Это называется глобализация. Но так было не всегда.
60 лет назад ничего такого не было. Решающим событием в глобализации можно считать одно гениальное изобретение. Ровно 60 лет назад произошла незаметная для всех революция, о которой вы даже не слышали.
Но еще совсем недавно, в первой половине 20 века, доставка по миру была проблемой. Товары грузились в мешки, ящики и бочки. Все это вручную перекладывалось, перекатывалось и поднималось на грузовое судно. Медленно, дорого, и опасно для груза. Это легко было повредить или украсть. Но больше проблема была то, что суда находились в море только половина времени, а остальную половину они стояли в порту и не приносили денег. Это еще и одна из главных причин, почему все заморское стоило гораздо дороже. А все изменил один человек в 1956 году. Благодаря ему у нас есть теперь телефоны, повербанки, свежие овощи, фрукты, продукты и напитки со всех точек мира. А понадобилось одно простое изобретение. - Железные ящики - контейнеры. Итак, представьте, 30-е годы. Подходит к концу Великая Депрессия. Малком Маклин, водитель грузовика, сутки ждет своей очереди в порту, наблюдая за работой грузчиков. Ему в голову приходит простая мысль, что если грузовик поднять на судно, целиком не разгружая отдельные ящики? Только трейлер с грузом, без кабины и колес. И не один, а десятки, сотни трейлеров. Ему потребовалось 20 лет, чтобы накопить денег,заложить все свое имущество и купить танкер времен Второй мировой войны.На нем он и протестировал свою идею. И в 1956 году произошло событие, определившее мировую глобализацию. Судно с 58 контейнерами на борту отправилось из Ньюарка(город на северо-востоке США) в Хьюстон(крупнейший город в штате Техас). По прибытии контейнеры были перегружены на грузовики и доставлены получателю.
- Если раньше погрузка одной тонны груза стоила 6 долларов, то теперь она стала стоить 16 центов. Экономия в 37 раз. Профсоюзы, конечно, были в ярости. Сотни лет грузчики зарабатывали честные деньги за свои мозоли, а теперь их просто заменили какие-то краны и контейнеры. Представьте стройку, на которой рабочие поднимают по одному кирпичику на 10-й этаж. А потом строят грузовой лифт и поднимают сразу сотню кирпичей. А рабочих увольняют.
Ни один другой вид транспорта не позволял доставить так быстро и дешево что-нибудь из точки "А" в точку "Б". Стало понятно, что за контейнерами будущее. Осталось выбрать только один для всех стандарт. Им стал 20-футовый контейнер. В таком поместится две машины, 168 шин от них, 200 матрасов, 400 LCD-телевизоров, 4000 коробок с найками, почти 10 тысяч бутылок вина и полмиллиона яиц. Каждый порт мира забит контейнерами "Evergreen" и "Mayersk". Есть еще специальные контейнеры для насыпных грузов с шлюзом в нижней части, и для жидкости и газов в виде цистерны.
А в рефрижираторных контейнерах, нам привозят фрукты из дальних стран. На судах для них есть специальные розетки. Но сами по себе металлические ящики на больших кораблях не могли изменить экономику. Её изменила интермодальность. Интермодальность - это идея, на которой строится вся логистика перевозок. Как только груз прибывает в порт, его снимают краном и сразу же ставят на поезд или грузовик, не распаковывая и не разгружая. Во всем мире одни и те же стандартные крепления.
Как на кубиках LEGO, поставил, закрепил, отвез. Контейнеры подвозят к порту, складывают друг на друга, как конструктор, трюм закрывают крышкой и загружают контейнерами палубу. Завод, поезд, судно, трейлер, магазин. - Это принесло индустрии столько же, сколько переход от парусных лодок к стальным пароходам. И все благодаря Малкому Маклину. В день его похорон контейнеровозы по всему миру дали протяжной гудок, отдавая дань уважения своему отцу. Отныне доставляют не автомобили, бананы или бутылки. Доставляют контейнеры. Что внутри не важно. Задача сводится к одному. Доставить контейнер из точки "А" в точку "B" максимально быстро. Глобализация началась. И размеры судов стали расти с сумасшедшей скоростью. За 60 лет их вместимость увеличилась в 200 раз. Так, мы пришли вот к этому гиганту. OOOCL Гонконг. Почти 400 метров в длину. Если его поставить вертикально, он будет выше небоскребов Москва-Сити. Один его двигатель размером с 5-этажный дом. Как думаете, сколько он сможет перевести контейнеров? 21 тысячу 413 контейнеров и каждый весит как танк чтобы разгрузить и вести это добро на земле потребуется 50 поездов длиной два с половиной километра или 10 тысяч грузовиков 21 тысячи 413 контейнеров
- Почему бы не сделать еще больше, почему бы не 40 тысяч? Что вообще ограничивает их размеры? Чтобы это выяснить, давайте взглянем на карту. Нас интересуют самые узкие места, через которые пробираются суда. Это Панамский канал, соединяющий две Америки, Малакский пролив в Индонезии, самый важный в Азии и Суетский канал, главная транспортная артерия планеты и кратчайший путь из Европы в Азию. Это своего рода бутылочные горлышки, через которые приходится пробираться судну, если транспортная компания хочет сэкономить. Если контейнеровоз будет шире 77 метров, он не влезет в Суетский канал и ему придется делать длинный крюк вокруг Африки. А если он погрузится глубже, чем на 20 метров оно сядет на мель в Малакском проливе.
- Контейнерам снаружи везет меньше. Иногда они выпадают в океаны. Так, в 92-м году по всему мировому океану плавали резиновые уточки, контейнеры с которыми упали в воду. Но штормы не единственная опасность. Проплывая мимо Восточной Африки, Центральной Америки или Индонезии, легко нарваться на пиратов. Сегодня это не прожженные морские волки на парусниках.
Пиратство это бизнес. Этим ребятам из Сомали терять уже нечего. Они пользуются удобным для пиратства расположением своей страны, захватывая танкеры и пассажирские суда, потому что те проплывают прямо у них под носом, а они ведут себя как разбойники, контролирующие это ущелье. А у капитана корабля есть установка. Беречь людей и не оказывать сопротивления. Вместо этого нанимают 4 человека охраны. Этого хватит, чтобы отбить атаку пиратов на надувной лодке. В самых опасных зонах периодически дежурят корветы и фрегаты России и США. С этими парнями лучше не шутить. Но это экстремальные ситуации. 95% груза по всему миру доставляют вот так. Это самый дешевый способ. - Глобализация стерла границы. Доступность товаров сильно повлияла на мировую культуру. Все вещи и одежду, что вы заказываете в интернете, доставляют одинаково, поэтому по всему миру мы видим одинаковые сообщества в одинаковой одежде и с похожими культурными взглядами. Почему? Да потому что доступность и цена на массовые товары по всей планете одинаковая. Если раньше морем доставляли редкий шелк или кофе, то сегодня, на место "Великого шелкового пути" пришли магистральные линии контейнеровоза. Континенты связаны. Компания производит товары там, где это получается лучше всего, и мы получаем их где бы мы ни находились. Неизменным остается только одно. Люди, которые уверены, что всё отечественное, гораздо качественнее, стоят дешевле, потому что вести никуда не нужно. Нет, это не так. Просто всё стоит в мире уже одинаково.
- Глобализация началась с одной простой идеи. Идеей использовать один металлический ящик на всей поверхности планеты. Вот так простой металлический ящик изменил мир. Сегодня нам доступен опыт всех стран. Традиции, возможности, развлечения, товары, мир превратился в огромный супермаркет.
Глобализация и что это такое?
6 минут
6 прочтений
31 января