В моём последнем посте на стенах зданий можно увидеть причудливые и необычные геометрические узоры. Некоторые из них — действительно просто симпатичные узоры, но часть представляют собой не просто завитушки, а буквы арабского алфавита.
Почему же стены украшают буквами? В исламе есть запрет на изображение образов любых животных и людей. Этот запрет строится на том, что, создавая рисунок живого существа, человек пытается исполнить роль творца, пытаясь уподобиться самому Аллаху, что у мусульман считается делом не особо правильным.
Из-за этого в искусстве и украшениях сооружений (в том числе стен, ранее упомянутых медресе Регистана, и прочих древних зданий Узбекистана) в избытке встречается декоративный орнамент, созданный из абстрактных геометрических узоров. Особо сильную популярность имеет каллиграфия.
Такую каллиграфию именуют арабеской. Её основа — многократное повторение и расположение под разными углами и симметрией одних и тех же элементов; в условно "правильной арабеске" важно использование именно букв арабского алфавита.
Среди надписей в Узбекистане чаще всего естественно встречались слова "Аллах" и "Мухаммед", а также разного рода обращения к ним и восхваление этих двух значимых в исламе персон.
Но все запреты существуют для того, чтобы иной раз их обходить. В исключительных и очень важных случаях возможно нарушить правило ради красоты. Ярким примером выступает тигр с гривой льва на фасаде медресе Шердор. Всё-таки уж слишком многое потеряло бы сооружение без этого прекрасного зверя.
Кстати, кроме необычного тигрольва, можно заметить, что он находится в лучах восходящего и очеловеченного солнца. Мифический представитель семейства кошачьих не просто праздно греется под небесным светилом, он охотится на газель. Но здесь не обошлось и без скрытого смысла! Солнце представляет собой учителя, который несёт свет знаний и следит за успешным выполнением задания его учеником. Эта композиция является одним из национальных символов Узбекистана.
Но некоторым хочется обходить ограничения чуточку чаще. Чтобы не делать это слишком нагло и открыто, придумали следующий выход: животных изображают с помощью всё той же каллиграфии или абстрактных узоров, которым придают легко узнаваемую форму.
Всю эту информацию нам сообщила замечательный гид Азиза. Пожалуй, Самарканд один из тех редких городов, где я бы однозначно рекомендовал брать экскурсовода для лучшего погружения в исторический и культурный контекст. Значительная доля услышанного уже давно стёрлась из памяти, но ведь гораздо важнее в ходе путешествия эмоции и ощущения, полученные в моменте. Ну и забыл я далеко не всё, будет чем поделиться в дальнейших постах. Благодарю всех за внимание! Тут части про Ташкент: первая (про такси и плов), вторая (про то, куда интересно зайти), третья (про то, где погулять), четвёртая (про ЖД музей), пятая (про единственный метрополитен страны).