А
Акростих (прием) – первые буквы строк образуют слово или словосочетание.
Различают:
Мезостих – буквы образуют слово или словосочетание в середине строки
Телестих – буквы образуют слово или словосочетание в конце строки
Александрийский стих – французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой (см) после 6-го слога и парной рифмовкой: – –́ / – –́ /– –́// – –́/ – –́/ – –́
Амфибрахий – трехсложный размер с ударным слогом между двумя безударными: – –́ –
Анакруза (прием) – 1) безударный слог в начале строки; 2) метрически слабое место в начале перед первым ударным слогом, возможно сверхсхемное ударение (см).
Анапест – трехсложный размер с ударением на последний слог: – – –́
Б
Белый стих – стихи с размером (метрической организацией), но без рифмы
Брахиколон – односложный размер, в котором все слоги ударные
В
Верлибр – стихи без размера, рифмы, строф. Ритм организуется делением речи вольно при помощи межстрочных пауз (синтаксическая организация с повторяющейся интонацией)
Вольный стих – строфы могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп
Выделяют: вольный смешанный стих – чередование строк различных размеров
Г
Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии, шестистопный дактиль (с возможной заменой спондеями или хореями первых четырех стоп)
–́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – –
Грегерии – короткие стихи (часто из одного предложения), которые представляют собой образ-исключение, не лишенный юмора и случайности, — придумал испанский писатель Рамон Гомес де ла Серна.
Д
Дактиль – трехсложный размер с ударным первым слогом в стопе: –́ – –
Дольник – десятый размер в русском языке, который образуется отсутствием одной или нескольких гласных в строке любого размера (из основных девяти)
Л
Лимерики – пятистишия, написанные анапестом. Рифма: аабба, первая и последняя рифмы повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Логаэд – стихотворный размер античной песенной (хоровой) лирики. В нем сочетаются неодинаковые стопы других размеров (например, дактиль + ямб; анапест + хорей). Их последовательность повторяется из строфы в строфу.
Дактиль и двустопный ямб:
–́ – – / –́ – –/ –́ – –
– –́ /– –́
П
Пентаметр (прием) — вспомогательный метр античного стихосложения, гекзаметр (см.) с усечениями в середине и в конце стиха
Пентон – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Пентон – размер народных песен, разработан А.В. Кольцовым. Рифма, как правило, отсутствует:
– – –́ – –
Пеон – четырёхсложная стихотворная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Различают:
Первый пеон: –́ – – –
Второй пеон: – –́ – –
Третий пеон: – – –́ –
Четвертый пеон: – – – –́
Пиррихий (прием) – пропуск ударения в стопе ямба иди хорея, два безударных слога в стопе или на стыке стоп
С
Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра
Сиджо – древнекорейские трехстишия, прерывающиеся паузой. (В русском языке шесть строк вместо трех).
Спондей (прием) – два ударных слога подряд в стопе ямба или хорея (или на стыке стоп)
Стихи в прозе – произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (с возможным сохранением размера)
Сэнрю – разновидность хокку, юмористические трехстишия
Т
Трибрахий (прием) – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге
У
Усечение — неполная стопа в конце строфы, или в середине стиха, или в конце стиха при чередовании рифм из слов с ударением на различных слогах от конца
–́ – – / – –́ –
–́ – – / – –́
Х
Хайку – 17-сложное японское стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. В русском языке часто записывается в три строки
Хокку – японский стих, состоящий (в русском языке) из трех строк. Первая и третья строки содержать пять слогов, вторая – семь. Трехстишия делятся на части при помощи кирэдзи (режущее слово), в русском языке его заменяют знаками: тире, восклицательным
Хорей – двусложный размер, сочетание ударного слога с безударным: –́ –
Ц
Цезу́ра – ритмическая пауза в стихе, разделяющая строку на части, смысловая граница
Я
Ямб – двусложный размер, сочетание безударного слога с ударным: – –́
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.