Найти тему

Самые распространенные стихотворные размеры, особенности

Оглавление

А

Акростих (прием) – первые буквы строк образуют слово или словосочетание.
Различают:

Мезостих – буквы образуют слово или словосочетание в середине строки
Телестих
– буквы образуют слово или словосочетание в конце строки

Александрийский стих французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой (см) после 6-го слога и парной рифмовкой: – –́ / – –́ /– –́// – –́/ – –́/ – –́

Амфибрахий – трехсложный размер с ударным слогом между двумя безударными: – –́ –

Анакруза (прием) – 1) безударный слог в начале строки; 2) метрически слабое место в начале перед первым ударным слогом, возможно сверхсхемное ударение (см).

Анапест – трехсложный размер с ударением на последний слог: – – –́

Б
Белый стих
– стихи с размером (метрической организацией), но без рифмы

Брахиколон – односложный размер, в котором все слоги ударные

В
Верлибр
– стихи без размера, рифмы, строф. Ритм организуется делением речи вольно при помощи межстрочных пауз (синтаксическая организация с повторяющейся интонацией)

Вольный стих – строфы могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп
Выделяют: вольный смешанный стих – чередование строк различных размеров

Г

Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии, шестистопный дактиль (с возможной заменой спондеями или хореями первых четырех стоп)
–́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – – / –́ – –

Грегерии – короткие стихи (часто из одного предложения), которые представляют собой образ-исключение, не лишенный юмора и случайности, — придумал испанский писатель Рамон Гомес де ла Серна.

Д

Дактиль – трехсложный размер с ударным первым слогом в стопе: –́ – –

Дольник – десятый размер в русском языке, который образуется отсутствием одной или нескольких гласных в строке любого размера (из основных девяти)

Л
Лимерики
– пятистишия, написанные анапестом. Рифма: аабба, первая и последняя рифмы повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Логаэд – стихотворный размер античной песенной (хоровой) лирики. В нем сочетаются неодинаковые стопы других размеров (например, дактиль + ямб; анапест + хорей). Их последовательность повторяется из строфы в строфу.
Дактиль и двустопный ямб:
–́ – – / –́ – –/ –́ – –
– –́ /– –́

П
Пентаметр (прием)
— вспомогательный метр античного стихосложения, гекзаметр (см.) с усечениями в середине и в конце стиха

Пентон – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Пентон – размер народных песен, разработан А.В. Кольцовым. Рифма, как правило, отсутствует:
– – –́ – –

Пеон – четырёхсложная стихотворная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Различают:
Первый пеон: –́ – – –
Второй пеон: – –́ – –
Третий пеон: – – –́ –
Четвертый пеон: – – – –́

Пиррихий (прием) – пропуск ударения в стопе ямба иди хорея, два безударных слога в стопе или на стыке стоп

С

Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра

Сиджо – древнекорейские трехстишия, прерывающиеся паузой. (В русском языке шесть строк вместо трех).

Спондей (прием) – два ударных слога подряд в стопе ямба или хорея (или на стыке стоп)

Стихи в прозе – произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (с возможным сохранением размера)

Сэнрю – разновидность хокку, юмористические трехстишия

Т

Трибрахий (прием) – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге

У
Усечение
— неполная стопа в конце строфы, или в середине стиха, или в конце стиха при чередовании рифм из слов с ударением на различных слогах от конца
–́ – – / – –́ –
–́ – – / – –́

Х
Хайку
– 17-сложное японское стихотворение, записываемое в один столбец (строку) и состоящее из трёх ритмических частей по 5-7-5 слогов. Хайку делится, как правило, на две смысловые части 12+5 или 5+12. В русском языке часто записывается в три строки

Хокку – японский стих, состоящий (в русском языке) из трех строк. Первая и третья строки содержать пять слогов, вторая – семь. Трехстишия делятся на части при помощи кирэдзи (режущее слово), в русском языке его заменяют знаками: тире, восклицательным

Хорей – двусложный размер, сочетание ударного слога с безударным: –́ –

Ц
Цезу́ра
– ритмическая пауза в стихе, разделяющая строку на части, смысловая граница

Я
Ямб
– двусложный размер, сочетание безударного слога с ударным: – –́

Статья в ВК
Все статьи в подборке
"О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.