Фэнтези бывает разное. Бывает высокое с доблестными героями, прекрасными принцессами, высокопарным слогом, похожим на эпическую поэму, такую, которая вполне могла бы быть написана во времена короля Артура и Владимира Красно Солнышко. Такие истории рассказывают о бессмертных подвигах, патетическом превозмогании, противостоянии Великому Злу и Великой Тьме, как это, например, было мастерски и органично показано у Толкина, и менее оригинально и органично у многих других его последователей. Как например, у того же Г.Г. Кея, которым я в своё время зачитывался, но, потом сильно разочаровался. Пока, конечно, я это не отрефлексировал, но, в его историях для меня зазвучала какая-то высокопарная фальшь, что-то, что не позволило мне принять историю и персонажей. Но не суть, сейчас речь пойдёт не о нём, а о другом писателе, с которым я познакомился совсем недавно.
Кея я вспомнил не просто так, потому что именно с него у меня началось знакомство с псевдо-историческим фэнтези, в котором реальная история описывается в декорациях вымышленного мира, максимально по своим реалиям приближенному к нашему. Это именно тот жанр, который привлекает меня больше всего, а особенно если в этом фэнтези рассказывается о нашем мире, но в котором ожили все его легенды, мифы и предания. В котором можно встретить как реальных исторических деятелей, так и представителей вымышленных народов: цвергов, гномов, дивьих людей, эльфов, волшебников, фавнов. Где в древнем городе под толщей вод спит Ктулху, а на тёмной стороне луны обитают боги, желающие вернуться на Землю. Где в ночных тенях скрываются призраки, а маги, колдуны, чернокнижники и некроманты вызывают демонов, которые раскрывают им удивительные и ужасающие тайны бытия и мироздания.
Этим меня привлёк Яцек Комуда. И своё знакомство с его творчеством я хотел начать с "Имени Зверя", про альтернативно-хоррорно-фэнтезийный средневековый Париж, в котором живёт и претерпевает разные приключения французский поэт, жизни которого позавидовал бы любой фэнтезийный приключенец, а именно - Франсуа Вийон.
Но сложилось так, что моё знакомство с творчеством писателя у меня началось с "Якса. Царство железных слёз".
Аннотация звучит зело завлекательно:
"Королевство Лендия пало на колени перед дикой ордой кочевников. Предатели становятся победителями, а останки великих воинов гниют в полях. Те же, кому удалось уцелеть, прячутся в лесах как дикие звери. Всеобщей сумятицей пользуются колдуны, призывая старых богов. И опьяненные пролитой кровью, на разоренную землю выходят настоящие чудовища, а демоны с иной стороны овладевают душами людей и целыми городами. Посреди хаоса и кровопролития начинается история о Яксе, обреченном на смерть воине, проклятом с рождения из-за деяний отца и матери. Кажется, что у него нет шансов в этой бесконечной погоне, но судьба снова и снова благоприятствует ему. Только он еще не знает, что удача никогда не дается бесплатно и за цепочкой счастливых случайностей стоит нечто куда страшнее любого преследования"
Радостно потирая руки я предвкушал добротное псевдо-историческое фэнтези в суровых реалиях раннего средневековья с его бурными событиями становления первых королевств, укрепление феодального строя, переселения народов, и так далее, и так далее.
И, стоит сказать, ожидания и оправдались, и не оправдались.
Но обо всём по порядку...
Композиционно, книга состоит из нескольких повестей, которые переплетены единым сюжетом и рассказывают историю одного из последних наследников древнего господарского рода. Его история органично вплетается в историю мира, и служит, скорее, одной из иллюстраций к сложному, страшному и тяжёлому времени, в котором ему довелось существовать. История рассказывает о вторжении огромной кочевой орды хунгуров, которые очень напоминают Золотую Орду Чингис Хана в земли, Лендии, которые напоминают славянские земли и княжества, впитавшие в себя черты Руси, Польши и Сербии. Чего стоит упоминание о битве на Рябом Поле, которая является отсылкой к битве на Косовом Поле и подвигу Милоша Обилича. И героя тут даже зовут Милош Дружич. Правда, тут, семья героя страдает. За ними охотятся мстительные хунгуры, а свои... Свои презирают за то, что лендийский рыцарь убил своего врага не по-рыцарски.
Что мне понравилось...
Понравилось то, что повести читаются относительно легко. Историю вполне можно осилить за выходные. Язык приятный, легкий, но за это, скорее, спасибо не только автору, но и переводчику, который сумел выплести словесную связь так, чтобы сохранить дух книги и чтение ни на чем не спотыкалась.
Отдельный интерес представляют персонажи. Вот, тут и задумаешься о роли личности в истории. И, кстати, о роли народных масс тоже. Но, поскольку на дворе становление и укрепление феодализма, то и внимание уделяется тем, кто, так сказать, суетился больше всего в те времена, а именно, первым феодалам, которые завоёвывали власть, славу и богатство честными и не совсем методами.
Герои, которые предстают перед нами на страницах повести представляют собой сложных, противоречивых личностей. Для них важна честь, но, при этом, если этого требует необходимость, или интересы своей семьи, рода, общины, они будут предавать, будут убивать, не взирая на пол и возраст.
Те же феодалы здесь показаны ровно такими, какими обычно их рисуют в суровых реалистичных исторических произведениях. Уважают силу и хитрость, суровые и непреклонные, полные презрения, и в лучшем случае, снисхождения к простым людям, к "черни". Сочетают в себе как отталкивающие черты (как, например, мать главного героя, которая ради себя и своего сына по головам пойдёт и даже предаст любовника), так и такие, которые располагают к ним (тот же рыцарь, лишённый чести, окрещённый трусом, друг матери главного героя, который готов жизнь отдать за неё и её сына).
Вообще, характеры, показанные на страницах романа показались мне очень интересными. Противоречивые, порой, порывистые, импульсивные, но... какие-то понятные и живые, что ли, выгодно отличаются от рефлексирующих псевдо-интеллектуалов Кея (хотя, конечно, и в кейских персонажах есть своё очарование).
И, что ещё важно отметить... Так это то, что Комуда по количеству "вотэтоповоротов", которые приводят, в том числе, к смерти, в том числе и ключевых персонажей, переплюнет самого Джорджа нашего Мартина с его "Песнью"...
Из вопросов к книге, хотелось бы отметить, что история кажется мне незавершенной и представляет собою нечто вроде сборника картин и эпизодов, которые живописуют мрачные реалии хунгурского нашествия и раннего средневековья псевдо-раннесредневековой Восточной Европы. Это, скорее, не история о каком-то определённом герое, это как будто бы сборник исторических заметок, главной целью которого является показать общую картину эпохи, описать жизнь, быт и атмосферу того времени, и то, как попавшие в такую эпоху люди будут действовать, что предпримут, как будут бороться за жизнь и счастье своё и своей семьи. Это является, на мой вкус, как плюсом, так и минусом книги.
Сама история показалась мне интересной, но... Как будто чего-то не хватает. Человечности что ли? Потому что даже в том же "Ведьмаке", несмотря на жестокость и мрачность мира, всегда оставался выбор между меньшим и большим злом. Здесь же все куда мрачнее. Человечность? Не, не слышали... Выбор меньшего зла? Не смешите меня... Защита людей, ну или старание хотя бы не умножать в мире дерьма, которого и без того хватает? Да трубу шатали!
Не знаю, можете считать меня идеалистом-слюнтяем, но, мне кажется, что это именно тот слабый момент как в этой книге, так и во многих других. Посыл о том, что человек является самым страшным зверем, который получает удовольствие (в лучшем случае, ему безразлично) от гибели и страданий себе подобных, в общем-то, не нова. И, пожалуй, даже набила оскомину. Как бы, понятное дело, что мы не среди розовых пони живём, что в реальности нет чёткого деления на чёрное и белое, есть куча полутонов, сочетание добра и зла в различных пропорциях, потому что они неотделимы друг от друга, но, всё же, как мне кажется, сила литературы, как раз, в том, что она может стать той магической силой, которая, по крайней мере, может - ХОТЯ БЫ! - поставить вопрос так: да, в мире полно дерьма, да, в нас есть ненасытное, бешеное зло... но, может быть, мы попробуем что-нибудь сделать с этим?
И, честно, очень удручает то, что смакование самых отвратительных сторон человеческой натуры принимается как норма и настоящий реализм.
Мне же кажется, что для настоящей литературы простой констатации того факта, что в человеке скрывается зверь, мало. Мне кажется, настоящая литература вполне себе в состоянии хотя бы поразмышлять над тем, а что с этим можно сделать, как это исправить, как приручить этого зверя, ну, и/или, хотя бы, поставить нужные вопросы.
Но это всего лишь моё мнение.
Что думаете вы, дорогие читатели, делитесь в комментариях.
На этом пока всё...
С уважением, искренне ваш,
Василий Московский.