Найти тему
Ясно Понятно

Эксперимент стоимостью 2,6 млрд долларов призванн скрыть «грязную привычку» Европы

Дюжина блестящих резервуаров на продуваемом всеми ветрами острове в Северном море являются одним из немногих видимых признаков дорогостоящего эксперимента, направленного на устранение крошечной доли промышленного загрязнения Европы.

Являясь частью сети стоимостью 2,6 миллиарда долларов, установка на норвежском Бломойне предназначена для перекачки углекислого газа, вызывающего потепление климата, с производственных площадок в Нидерландах и других местах в водоносный горизонт глубоко под морским дном, пишет Bloomberg. Первые "инъекции" могут начаться уже в следующем году и проложить путь к новому способу международной торговли промышленными выбросами.

Но это случится, если загрязняющее вещество можно будет аккуратно улавливать в дымовых трубах, законно транспортировать по непроверенной транзитной сети и надежно хранить в значительных объемах. Это сереьзные «если», но отчаянное желание Германии поддержать производителей помогает усилить импульс для реализации нового проекта.

«Морское хранение в Северном море по своей сути обходится дороже, чем наземное, — сказал Йенс Бурхардт, берлинский партнер Boston Consulting Group — Решения, которые сейчас обсуждаются, создают угрозу того, что технология станет непомерно дорогой».

Но подобные опасения не останавливают сторонников развития европейской сети по улавливанию и хранению углерода (или CCS), в том числе и Германию. Крупнейший загрязнитель региона, который производит больше выбросов, чем две следующие страны вместе взятые, теперь рассчитывает на эту технологию.

Отказавшись от предыдущих возражений, правительство в Берлине теперь поддерживает эту инициативу при условии, что она будет использоваться только для промышленных секторов, таких как цемент, удобрения и сталь, а не при сжигании большего количества нефти и газа, сказал Ингрид Нестле, депутата от правящая партия зеленых.

«Мы открыты для использования этой технологии в трудно поддающихся сокращению выбросов секторах», — сказала 46-летняя Нестле, которая ранее присоединилась к протестам против планов по хранению углекислого газа под землей в своем избирательном округе на севере Германии. Сейчас она помогает переписывать законы, позволяющие транспортировать углерод через границы, а затем закапывать его под водой.

В то время как Германия, возможно, захочет ограничить использование технологии, Европейский Союз поддерживает ее более широкое использование. Согласно предложению исполнительного органа блока, к 2050 году необходимо будет ежегодно улавливать до 450 миллионов тонн CO2, чтобы достичь нулевых выбросов, включая 100 миллионов тонн от генераторов, работающих на ископаемом топливе.

Из-за проблем со стоимостью и технико-экономическим обоснованием текущие планы даже близко не соответствуют этим объемам. Это делает проект в Норвегии важным испытанием, имеющим последствия для Германии, а также для мировой нефтегазовой отрасли.

Технология включает в себя сложные системы , которые изолируют CO2 от заводских выбросов. Затем загрязняющее вещество сжимают, сушат и охлаждают до жидкого состояния, чтобы его можно было погрузить на корабль или отправить по трубопроводу на терминал хранения, подобный терминалу на Бломойне.

По данным BloombergNEF, во всем мире планируется построить около 30 крупных центров улавливания углерода, предлагающих транспортировку и хранение. Большинство из них связаны с компаниями, занимающимися добычей ископаемого топлива, но лишь немногие из них строятся или находятся в стадии разработки.

Норвежский проект Longship стоимостью 27 миллиардов крон (2,6 миллиарда долларов) должен стать первым действующим центром CCS. Приемный терминал в Бломойне будет хранить углекислый газ в 12 резервуарах — каждый высотой примерно с 10-этажный дом, а вместе они способны вместить 8000 кубических метров. Затем сжиженный газ будет перекачиваться по трубопроводу в резервуар на глубине 2,6 км (1,6 мили) под дном Северного моря.

Этот план, две трети которого финансируется норвежским правительством, является частью поворота страны от ископаемого топлива к более чистым товарам, таким как водород.

По словам Ингвильд Омбудстведт, генерального директора базирующейся в Осло компании IOM Law, которая специализируется на вопросах CCS, проект также отражает решение Норвегии отделить свою стратегию CCS от нефти и газа. После неудачной попытки успешно внедрить эту технологию на двух объектах по добыче природного газа более десяти лет назад «норвежские власти вернулись к чертежной доске», — сказала она.

Компания Northern Lights, транспортный и складской оператор хаба CCS, контролируемая Equinor ASA , Shell Plc и TotalEnergies SE , стремится соединить терминал Бломойна и его резервуар в Северном море при помощи с производителями по всей Европе при помощи судоходства. Первое из четырех судов должно быть сдано в следующем году.

«Я думаю, что люди раньше представляли CCS как сеть, но это было невозможно, потому что варианты хранения и транспортировки были недоступны», — сказала Грете Твейт , руководитель отдела низкоуглеродных решений Equinor

Норвежский нефтяной гигант закачивает CO2 в морское дно на своем месторождении Слейпнер-Вест с 1996 года. Второй резервуар на месторождении Снохвит в Баренцевом море был добавлен в 2008 году. Оба проекта столкнулись с проблемами на этапе становления Но сторонники утверждают, что такие проблемы решаемы.

«Мы знаем, что технология работает, но нам все равно следует ожидать проблем в первый год», — сказал Филип Рингроуз , профессор Норвежского университета науки и технологий. Существует множество механизмов, которые перенаправляют CO2 из атмосферы на дно океана. «Все должно совпасть», — сказал геолог, работавший над проектами Equinor Sleipner и Snohvit.

На Бломойне работы завершены на 90%. Во время недавнего визита рабочие, готовившиеся заливать свежий цемент, стояли по щиколотку в снегу и смотрели на туннель, прорытый через остров и ведущий во фьорд. В марте к водохранилищу будет проложена последняя нитка 100-километрового транспортного трубопровода. Проект привлек внимание: с 2021 года его посетило 6400 человек.

Но в этом секторе полно неудачных инициатив, а затраты для пользователей остаются большим препятствием. Бельгийский производитель извести Lhoist SA , который работает над различными проектами по улавливанию углерода, утверждает: его модели показывают, что цена на углерод должна будет удвоиться, если не утроиться, по сравнению с недавним диапазоном, чтобы создать экономическое обоснование для хранения без государственных субсидий.

Тем не менее некоторые производители готовы пойти на решительный шаг. В начале прошлого года британская INEOS Group Holdings SA и немецкая Wintershall Dea AG первыми начали транспортировать углерод через национальные границы — из Бельгии в Данию.

Гигант по производству удобрений Yara International ASA и датская ветроэнергетическая компания Orsted AS недавно подписали долгосрочные контракты с Northern Lights. Около 100 компаний обратились к немецкому сетевому оператору OGE с просьбой подключить их к сети трубопроводов CO2.

Heidelberg Materials AG должна стать первой, кто направит выбросы через сеть Longship, планируя ежегодно выбрасывать около 400 000 тонн CO2 со своего цементного завода в Бревике к западу от Осло в Бломойн. Удалив углерод, немецкий производитель цемента может создать эксклюзивную, более экологичную его версию.

«Это будет единственный в своем роде продукт с уникальными характеристиками, который потребует совершенно другой цены», — сказал генеральный директор Доминик фон Ахтен .

Если все получится, Норвегия рассчитывает оказаться в центре самоподдерживающегося рынка в течение десятилетия, а промышленные загрязнители Европы получат спасательный круг в эру низкоуглеродных технологий.