На эти работы противопоказано смотреть тем, кто сидит на диете и хочет похудеть. Во-первых, на них чаще всего изображены кондитерские изделия. Во-вторых, по определению итальянского критика Клаудио Мальберти, все картины написаны в жанре «экстремального реализма». То есть они не просто выглядят как роскошные фотографии, а практически пахнут – выпечкой, свежими фруктами и ягодами, взбитыми сливками, шоколадом и коньячной пропиткой коржей. Вся эта пищевая роскошь хотя и не содержит калорий, но зато вполне способна прибавить пару-тройку лишних килограммов тем зрителям, кто не сможет совладать с искушением после просмотра работ итальянца и побежит в ближайшую кондитерскую.
Вау-эффект гиперреализма
Луиджи Бенедиченти родился в Кьери в 1948 году. Он окончил школу искусств Турина и с самого начала знал, что будет работать исключительно в жанре гиперреализма: ему нравилось добиваться вау-эффекта, когда зритель до последнего не верит, что смотрит не на фотографию, а на картину, написанную маслом.
Когда гиперреализм только развивался как отдельный жанр живописи, поклонников у него было немного. Зрители, как правило, недоумевали: зачем тратить столько сил и времени на то, чтобы превратить картину в фотографию? Ведь предназначение настоящего художника не в том, чтобы старательно что-то копировать, доводя сходство до совершенства, а дарить спектр различных эмоций, воздействовать на чувства.
Dolce Vita
Луиджи Бенедиченти начал впервые выставляться в 70-х годах, однако «сладкая» нота в его творчестве появилась только в середине 90-х. С друзьями Бенедиченти частенько захаживал в кофейню в Кьери, воздавая должное любимому напитку и превосходной выпечке. Там-то его и осенило: что если сделать кондитерские изделия своей новой темой? И он начал покупать различные десерты, чтобы дома тщательно рассмотреть их и проанализировать форму, фактуру, цвет.
«Наблюдая за такими шедеврами прошлого, как, например, работы Караваджо, я думал о создании натюрмортов в стиле, отличном от традиционного, и помещении их в другой контекст, – признавался Луиджи Бенедиченти. – Пирожные, желе и слойки с кремом вполне можно уподобить плодам земли… Моя задача – передать те же ощущения, которые зритель мог бы испытать, только проживая или прикасаясь к вещам, которые я изображаю. Таким образом, моя выпечка, блюда из макарон или фрукты стимулируют вкус. Я хочу с помощью своих картин вызвать у зрителя тактильное ощущение, чувственное ощущение, которое полностью способно его захватить».
И надо сказать, ему это великолепно удавалось. Вместо свежей рыбы, моллюсков и мясных окороков, красующихся на полотнах старинных мастеров живописи, он стал изображать панеттоне, эклеры, тарталетки, слойки с кремом и мороженое. И достигал эффекта «лучше, чем фотография» за счёт великолепной работы со светотенью и выделением отдельных деталей: крошек на выпечке, застывшего прозрачного сиропа на консервированных фруктах, выступивших капель сока и т.д.
«Я надеюсь передать ощущения и эмоции от маленьких ежедневных радостей, которые я испытываю, живя в итальянском городе в окружении своих друзей и семьи», – признавался художник.
Более того, Бенедиченти старался, по его словам, «улучшить реальность» и сделать натюрморт чем-то большим, наполнив свои аппетитные картины красотой и вкусом. Он также много работал в стиле ню, и изображённые им женщины, обещавшие сладость и наслаждение, неизменно производили фурор на выставках. Сегодня работы художника известны во всём мире и находятся во многих частных коллекциях. А поклонники его творчества вспоминают почившего мастера добрым словом, учась у него не просто любить, а смаковать жизнь как вкусный десерт.