Найти тему
Рисую в 50

Аж слюнки текут! Сладкий гиперреализм Луиджи Бенедиченти

Оглавление
Художник на фоне картины, которую он назвал «Последний кусочек»
Художник на фоне картины, которую он назвал «Последний кусочек»

На эти работы противопоказано смотреть тем, кто сидит на диете и хочет похудеть. Во-первых, на них чаще всего изображены кондитерские изделия. Во-вторых, по определению итальянского критика Клаудио Мальберти, все картины написаны в жанре «экстремального реализма». То есть они не просто выглядят как роскошные фотографии, а практически пахнут – выпечкой, свежими фруктами и ягодами, взбитыми сливками, шоколадом и коньячной пропиткой коржей. Вся эта пищевая роскошь хотя и не содержит калорий, но зато вполне способна прибавить пару-тройку лишних килограммов тем зрителям, кто не сможет совладать с искушением после просмотра работ итальянца и побежит в ближайшую кондитерскую.

Вау-эффект гиперреализма

Луиджи Бенедиченти родился в Кьери в 1948 году. Он окончил школу искусств Турина и с самого начала знал, что будет работать исключительно в жанре гиперреализма: ему нравилось добиваться вау-эффекта, когда зритель до последнего не верит, что смотрит не на фотографию, а на картину, написанную маслом.

-3

Когда гиперреализм только развивался как отдельный жанр живописи, поклонников у него было немного. Зрители, как правило, недоумевали: зачем тратить столько сил и времени на то, чтобы превратить картину в фотографию? Ведь предназначение настоящего художника не в том, чтобы старательно что-то копировать, доводя сходство до совершенства, а дарить спектр различных эмоций, воздействовать на чувства.

Dolce Vita

Луиджи Бенедиченти начал впервые выставляться в 70-х годах, однако «сладкая» нота в его творчестве появилась только в середине 90-х. С друзьями Бенедиченти частенько захаживал в кофейню в Кьери, воздавая должное любимому напитку и превосходной выпечке. Там-то его и осенило: что если сделать кондитерские изделия своей новой темой? И он начал покупать различные десерты, чтобы дома тщательно рассмотреть их и проанализировать форму, фактуру, цвет.

«Наблюдая за такими шедеврами прошлого, как, например, работы Караваджо, я думал о создании натюрмортов в стиле, отличном от традиционного, и помещении их в другой контекст, – признавался Луиджи Бенедиченти. – Пирожные, желе и слойки с кремом вполне можно уподобить плодам земли… Моя задача – передать те же ощущения, которые зритель мог бы испытать, только проживая или прикасаясь к вещам, которые я изображаю. Таким образом, моя выпечка, блюда из макарон или фрукты стимулируют вкус. Я хочу с помощью своих картин вызвать у зрителя тактильное ощущение, чувственное ощущение, которое полностью способно его захватить».

И надо сказать, ему это великолепно удавалось. Вместо свежей рыбы, моллюсков и мясных окороков, красующихся на полотнах старинных мастеров живописи, он стал изображать панеттоне, эклеры, тарталетки, слойки с кремом и мороженое. И достигал эффекта «лучше, чем фотография» за счёт великолепной работы со светотенью и выделением отдельных деталей: крошек на выпечке, застывшего прозрачного сиропа на консервированных фруктах, выступивших капель сока и т.д.

«Я надеюсь передать ощущения и эмоции от маленьких ежедневных радостей, которые я испытываю, живя в итальянском городе в окружении своих друзей и семьи», – признавался художник.

Более того, Бенедиченти старался, по его словам, «улучшить реальность» и сделать натюрморт чем-то большим, наполнив свои аппетитные картины красотой и вкусом. Он также много работал в стиле ню, и изображённые им женщины, обещавшие сладость и наслаждение, неизменно производили фурор на выставках. Сегодня работы художника известны во всём мире и находятся во многих частных коллекциях. А поклонники его творчества вспоминают почившего мастера добрым словом, учась у него не просто любить, а смаковать жизнь как вкусный десерт.