Найти тему

Крах либеральных иллюзий. Образование и наука.

За годы советской власти в стране сложилась система образования, которая имела несомненные достоинства. «Демократические власти» немедленно принялись её крушить – в частности, была нарушена системность образования - вместо единых программ и учебников их появилось великое множество. Появилось огромное количество частных лицеев, колледжей, гимназий, платное обучение в которых привело к полной его профанации.

Издание школьных учебников в начале 90 – х годов было отдано на откуп «Фонду Сороса», возглавляемому шефом – ярым русофобом. В 1992 – 1994 годах этим фондом было издано 200 новых учебников, учебных пособий и хрестоматий по всем гуманитарным дисциплинам. В этих новых «учебниках» грубо искажалась, фальсифицировалась русская история, очернялись выдающиеся её деятели.

Сильнейший удар народному образованию был нанесен слепым копированием западной системы в виде ЕГЭ. Вместо того чтобы дать развернутый вопрос на любом экзамене, выпускники мучительно подбирают вопросы на ответы тестов. Такая «лотерея» приносит свои негативные результаты: в первый год действия ЕГЭ на максимальную оценку в 100 баллов его сдали только 496 человек, что составляет 0,05 % от всех его сдававших. Но это ещё не весь вред от ЕГЭ – он сам по себе является фактором, стимулирующим коррупцию. Фактов, когда преподаватели за деньги «быстренько» проставляют правильные ответы на тесты ученикам – детям богатых родителей - за последние годы вскрылось великое множество. Трагикомическая ситуация вскрылась на Северном Кавказе: абитуриенты московских вузов оттуда, получившие высшие оценки ЕГЭ по русскому языку, писали заявления о принятии на учебу … с грубейшими грамматическими ошибками. Заверения высокопоставленных чиновников в том, что они наведут в этом деле порядок, вызывают лишь горькую усмешку…

Но даже это не самое страшное в ЕГЭ. Порочна сама суть Болонской системы, отменившая единые стандарты обучения и фактически направленная на разделение народа уже в период обучения. Вот как видит ситуацию Сергей Кара – Мурза:

  • Смысл школьной реформы – заменить культурный и социальный тип русской школы на тип западной школы, выработанный в ходе Великой Французской революции. Западная модель производит не народ, а классы. Это «школа двух коридоров» - один для производства «элиты», другой – для «массы». Выходят из школы люди двух разных культурных типов.

Всем заинтересованным сторонам – и родителям и учителям - порочность ЕГЭ давно очевидна, но чиновники от образования не привыкли слушать мнение населения – демократия во всей своей красе!

Почему же чиновники от образования с маниакальным упорством продвигают болонскую систему, которая страшна не только введением пресловутого ЕГЭ, а полным уничтожением воспитательной, нравственной роли школы? Все просто – оказывается, одним из условий вхождения России в ВТО являлось признания образования исключительно товарной услугой.

В области образования свои социальные позиции государство сдает с пугающей стабильностью – число бесплатных мест в ВУЗах уменьшается с каждым годом. В стране отсутствует система поддержки одаренных детей – никакой даже очень талантливый ребенок сейчас не сможет получить высшее образование, если живет в деревне. Времена ломоносовых, когда любой одаренный ребенок, несмотря на «темноту и бесправие» царской России, мог выбраться на самый верх общества, безвозвратно прошли.

Программа компьютеризации школ с треском провалилась - для нормальной эксплуатации закупленных компьютеров нет специалистов. Да что там отсутствие специалистов – некоторые школы даже за электричество заплатить не в состоянии, не говоря уже о найме программистов.

Сегодня в России на образование тратится примерно 3,5 процента ВВП. В странах Европы расходуется 7 – 8 процентов. В Чехии, например, расходы на образование достигают 8,2% и, кроме того, у них есть так называемое развивающее обучение. Каждый ребенок во второй половине дня обязан посещать на выбор занятия музыкой, изобразительным искусством, иностранными языками, программированием.

Такая же система существует и в США. С 2010 года в Японии перешла к всеобщему обязательному бесплатному высшему профессиональному образованию и расходы на образование там составляют 14% от ВВП. Бывшая окраина Российской империи - Финляндия - тратит на образование 16,4 % ВВП. Больше всех тратит на образование Южная Корея – целых 23% ВВП. Именно этим обстоятельством и объясняется феномен «корейского чуда».

В области высшего образования так же царит полный хаос. Функционирует огромное количество «институтов» и «академий», не имеющих собственных площадей и преподавателей. Обучение в них профанировано полностью; получение высшего образования сводится, фактически, к покупке диплома.

Настоящий разгром претерпела и наука страны. Её финансирование по сравнению с советскими временами сократилось в 10 раз и в настоящее время в 200 раз ниже, чем в США и в 40 раз ниже, чем в Китае.

«Утечка мозгов» приобрела невиданные масштабы. По мнению ректора МГУ академика В. А. Садовничего, к 2000 году страну покинуло около 1,5 млн. ученых и специалистов: «Россию покидают целые кафедры, лаборатории, сложившиеся коллективы».

В этом аспекте все усилия, направленные на поддержку талантливых детей, становятся бессмысленными. В самом деле, зачем содержать элитные школы и гимназии, зачем выделять на это огромные деньги, если талантливые дети все равно уедут за рубеж? Убытки страны огромны - по данным ООН, отъезд за границу специалиста с высшим образованием приносит ущерб стране от 300 000 до 800 000 долларов.

По словам академика РАН С. Глазьева, количество ученых в России за двадцать лет «демократии» сократилось более чем наполовину – с полутора миллиона человек до 700 000.

Потеряв большинство квалифицированных кадров, лишившись большинства научных школ, Россия понесла практически невосполнимый урон. Попытки правительства в начале третьего тысячелетия возродить российскую науку, по словам Олега Платонова, выглядят попытками «пришить человеку отрубленную голову».

В стране продолжается производство ненужных стране специалистов. Из 7 млн. российских студентов 800 тыс. учатся на юридических факультетах, а приборостроение изучают всего чуть более 50 тыс., около 100 тыс. – учатся на физико – математических факультетах, примерно столько же – изучают электронику.

Если учесть ещё «утечку мозгов», то становится понятно, почему Россия получает столько же патентов на изобретения в год, сколько один американский штат Вирджиния.

Доля США на мировом рынке высоких технологий составляет 60%, Сингапура – 6%, доля России – 0,5 – 0,8%.

Число научных публикаций в России уже меньше, чем в Индии, а по сравнению с Китаем – меньше в несколько раз. Ученые – патриоты бьют тревогу: нынешнее состояние науки и образования в стране дает полное основание говорить ни больше, ни меньше как об интеллектуальной деградации нации.

Если срочно не изменить ситуацию в сфере образования и науки, то через двадцать – тридцать лет Россия превратится в страну сплошного непрофессионализма: учителя не смогут хорошо учить, врачи не смогут хорошо лечить, строитель – строить и т.д. Жить в такой стране будет не только страшно, но и – невозможно.

Впрочем, страшно уже сейчас – страну постоянно сотрясают технические потрясения: регулярно терпят неудачу запуски российских ракет, с такой же пугающей регулярностью падают самолеты, через год после постройки разваливаются дороги, у российских автопроизводителей получается только отверточная сборка. Именно поэтому специалисты иронично улыбаются при вопросах о перспективах Сколкова. Обещанный несколько лет тому назад рывок в области нанотехнологий так и остается бумажной декларацией, несмотря на огромные средства, которые эта «черная дыра» поглощает.