Здраствуйте, дорогие читатели!
Сегодня поговорим о нереализованных проектах Замоскворецкой линии метро.
О самой линии читайте здесь:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
Первоначальные планы 1930-х годов предусматривали строительство двух диаметров: Таганско-Тверского и Дзержинско-Замоскворецкого. Оба диаметра частично напоминали трассировку нынешней Замоскворецкой линии.
Первый должен был обозначаться зелёным цветом. На нём планировалось сооружение следующих станций:
Завод АМО - Кожухово - Велозавод (Угрешская) - Крутицкий Вал - Крестьянская Застава - Таганская Площадь - Яузские Ворота - Площадь Ногина - Красная Площадь - Охотный Ряд - Моссовет - Страстная Площадь - Садово-Триумфальная Площадь - Белорусско-Балтийский Вокзал - Бега - Стадион Динамо - Академия Воздушного Флота - Аэропорт - Всехсвятское
Как мы видим, северный участок должен был идти от Белорусского вокзала до Всехсвятского (прежнее название Сокола), что совпадает с трассировкой северного радиуса нынешней линии.
На юге диаметр должен был дойти до завода АМО (в последующим "ЗИЛ", то есть район современной станции Автозаводская), однако сам участок больше походил на трассу нынешней Люблинско-Дмитровской линии.
При этом центральный участок линии напоминает трассировку современной Таганско-Краснопресненской линии (станции Крестьянская Застава (Пролетарская), Таганская площадь (Таганская), Площадь Ногина (Китай-город), Страстная площадь (Пушкинская)).
Что касается Дзержинско-Замоскворецкого диаметра, он должен был обозначаться синим цветом и проходить через такие станции, как:
Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова - Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино
Некоторые станции на центральном участке радиуса примерно соответствуют нынешним станциям Замоскворецкой линии: Кадашевская слобода —Новокузнецкая и Площадь Свердлова — Театральная.
Планы 1934 года
В 1934 году планы по строительству линий изменились.
Замоскворецкий радиус теперь должен был идти от Охотного ряда до станции Павелецкий Вокзал с пересечением Москвы-реки тоннелем, а в центре иметь станции: Площадь Свердлова, Москворецкая, Климентовский Переулок и Вешняковский переулок.
При этом, Горьковский (Тверской) радиус уже предполагалось строить от Площади Свердлова (Театральной) до Белорусско-Балтийского вокзала (Белорусской) через станции Пушкинская площадь (Тверская) и Триумфальная площадь (Маяковская). Далее радиус был продлён до станции Бега, "посаженной" на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Башиловкой.
Таким образом, трассировка линии стала максимально напоминать построенную в итоге.
Были и другие проекты:
- один из них предлагал строительство Замоскворецкого радиуса в сторону Даниловского рынка и Загородного шоссе, а другой - строительство Таганского радиуса до станции Крестьянская застава, а от неё на юг до станции Завод Сталина через Дубровский проезд и Симоново
- второй — предлагал увести линию от Павелецкого вокзала в Черёмушки
Только в 1937 году окончательно стало ясно, что Замоскворецкий радиус будет продлён до станции Завод имени Сталина и уже не пойдёт ни в район Нижних Котлов, ни в Черемушки, а во-вторых, Таганский радиус не будут вести до Завода имени Сталина, как планировалось ранее.
1935 год
В 1935 году на Горьковском радиусе отказались от промежуточной станции Пушкинская Площадь (она будет построена лишь в 1979 году под названием Тверская).
Планы 1938 года
В 1938 году на пущенном первом участке Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкой линии) было предусмотрено строительство ещё двух станций: Советской и Бега.
Станция Советская
Станция должна была быть построена между Театральной и Маяковской. Располагаясь бы под Советской площадью (ныне Тверская) примерно под памятником Юрию Долгорукому с выходом к Тверской улице, Тверскому проезду и Столешникову переулку.
От её сооружения отказались в целях экономии и ускорения строительства линии и ввиду сложности сооружения ввиду сложной гидрологической обстановки, делавшей невозможным подвод подъездных тоннелей к станции в срок к сдаче линии.
По личному распоряжению Иосифа Сталина на месте предполагаемой станции был построен бункер штаба Гражданской обороны Москвы.
Станция Бега
Вторая станция под проектным названием Бега планировалась на перегоне между станциями Белорусско-Балтийский вокзал (ныне Белорусская) и Стадион Динамо (ныне Динамо).
Она должна была находиться на пересечении Ленинградского проспекта, Беговых улиц и аллеи. Предназначалась для обслуживания находившегося рядом Московского ипподрома, по которому и получила своё название.
Отказ от постройки станции привёл к улучшению скоростных характеристик Замоскворецкой линии, а на перегоне Белорусская — Динамо находится единственный участок в метро, где поездам разрешено разгоняться до конструкционной скорости 100 км/ч (при максимально допустимой 80 км/ч).
В 1972 году была открыта станция Беговая Таганско-Краснопресненской линии, находящаяся неподалёку от предполагаемого места расположения станции Бега и Московского ипподрома.
Продление в посёлок ЗИС
Некоторыми проектными схемами метро 1930-х годов предусмотрена трассировка Замоскворецкого (южного) радиуса линии через Коломенское до посёлка ЗИС. Станция могла находиться в районе современной станции Варшавской Большой кольцевой линии.
Например, на генеральной схеме 1938 года предусмотрена именно такая трассировка линии:
Поселок ЗИСа - Каширское Шоссе - Нагатино - Завод имени Сталина - Павелецкая - Новокузнецкая - Площадь Свердлова - Маяковская - Белорусская - Динамо - Аэропорт - Сокол - Братцево - Северный Речной Вокзал - Химки
Название «Химки» на северном участке линии относится к московскому району, который назывался Химки-Ховрино (сейчас просто Ховрино), а не к подмосковному городу Химки.
К концу 1930-х годов было уже точно определено, что будущая линия соединит Северный речной вокзал (на севере) и район Нагатино (на юге), районы Останкино и Черёмушки теперь должен был связать Дзержинский радиус (будущая Калужско-Рижская линия).
Однако планируемая тогда станция в посёлке ЗИС построена не была.
В 1943 году линию довели только до станции Завод имени Сталина (современная Автозаводская), лишь в 1969 году на линии было организовано вилочное движение: часть поездов от станции Каширская ходили до станции Красногвардейская, а другие — до станции Каховская в соотношении 2:1. На участке Каширская — Каховская была открыта станция Варшавская, находившаяся как раз на территории посёлка (тогда уже носил название Волхонка-ЗИЛ).
Вилочное движение просуществовало до 2021, тогда участок Каширская — Каховская был включён в состав Большой кольцевой лини.
Планы 1943 года
Проект 1943 года предусматривал строительство трёх станций, которые в дальнейшем были исключены для экономии и ускорения сооружения метро. Станции имели проектные названия: Москворецкая, Вишняковский переулок и Дербеневская.
Станция Москворецкая
Станция предусматривалась на перегоне между станциями Площадь Свердлова (ныне Театральная) и Климентовский переулок (ныне Новокузнецкая).
Должна была быть расположена в историческом районе Зарядье у одноимённой набережной Москвы-реки, по которой и получила своё название.
От станции было решено отказаться ввиду сложности сооружения.
Станция Вишняковский переулок
Станция Вишняковский переулок должна была находиться между станциями Климентовский переулок (ныне Новокузнецкая) и Павелецкий вокзал (ныне Павелецкая).
Местом расположение станции предполагалось место пересечения одноимённого переулка и Новокузнецкой улицы.
Станция Дербеневская
Сооружение станции предусматривалось на перегоне Павелецкая и Автозаводская.
Станция должна была располагаться чуть севернее пересечения одноимённой улицы и Жукова проезда в Москворецком (ныне — Даниловском) районе. Строительство станции как таковой не было начато, но на этом месте, помимо сбойки между путевыми тоннелями, был также сооружён наклонный ход нестандартной ширины.
Станция Ленинградская
В 1950-1960-е годы на перегоне между станциями Сокол — Речной вокзал должна была находиться ещё одна станция — Ленинградская (название дано по бывшей платформе Рижского направления железной дороги (сейчас носит название Стрешнево) и Ленинградского шоссе). Другим проектным названием станции было "Окружная" (по проходящей рядом Московской Окружной Железной Дороге).
Должна была располагаться рядом с бывшей одноимённой железнодорожной платформой, на месте пересечения Ленинградского шоссе и улицы Константина Царёва.
Ответвление в Тушино
Согласно планам по дальнейшему строительству метрополитена 1940-х годов, от станции Сокол проектировалось вилочное движение в тогда ещё подмосковный город Тушино. Участок линии должен был идти вдоль Волоколамского шоссе.
На данном участке предусматривалось строительство трёх станций, они могли носить названия Стрешнево, Щукино и Волоколамская.
Станция Стрешнево могла находиться недалеко от нынешней МЦК и трамвайного кольца на улице Панфилова.
Станция Щукино располагалась бы на месте пересечения железной дороги Рижского направления и Волоколамского шоссе.
Станция Волоколамская была бы расположена рядом на Волоколамском шоссе рядом с каналом имени Москвы.
Конечная станция — Тушино находилась бы примерно на месте современной станции Тушинской Таганско-Краснопресненской линии, неподалёку от одноимённой ж/д станции Рижского направления.
План 1960-х годов
Летом 1964 года появились планы строительства ответвления длиной 4,1 км от станции Войковская в Тушино и создании вилочного движения. Тоннели перегона данного участка должны были строиться под Химкинским водохранилищем. Причём, согласно данному плану, станция Тушино находилась бы уже в другом месте — на пересечении нынешних улиц Лодочная и Свободы.
В начале 1960-х были построены заделы под съезды на ответвление, однако проект строительства был отклонён, скорее всего по причине его дороговизны.
В итоге, в Тушино была продлена Таганско-Краснопресненская линия, а идея соединения обоих берегов водохранилища будет воплощена в проектируемой канатной дороге.
Монорельс в Нагатино
В 1960-х годах появилась идея о сооружении монорельса в Нагатино. Монорельсовая дорога должна была соединить станцию Нагатино (Коломенская) с ж/д станцией Коломенское Павелецкого направления (сейчас Варшавская). Причём основная часть линии должна была идти от станции Нагатино в район Ленино (Царицыно) под землёй.
Однако было решено, что монорельсовая дорога не справится с таким большим объёмом пассажиропотоков, и вместо монорельса было построено метро.
Станция Левобережная (продление в Химки)
Ещё в 1960-х годах за северной конечной станцией Замоскворецкой линии планировалось строительство станции Левобережная. Она должна была находиться в Левобережном микрорайоне Химок около одноимённой платформы Ленинградского направления.
К идее ни раз возвращались и позже. Однако впоследствии от станции отказались по причине того, что техническая зона оборотных тупиков Ховрино, реализованная в 2017 году, не позволила безопасно спроектировать дальнейшее возможное продление.
На этом на сегодня всё. Благодарим, что дочитали до конца! Если было полезно и интересно, подписывайтесь и ставьте лайк. Оставайтесь с нами, впереди много интересного. Удачи и пока!