"Вырастет из сына свин, если сын - свинёнок", и "САМО" не станет иначе! Этим надо прям заниматься. С вас пять тыщ! Расходимся.
Ладно, ладно, давайте разбирать подробно, с примерами (какие вы душные!)
Итак, первую вводную усвоили: САМ ребёнок не вырастет и не примет решение быть трудолюбивым, презентабельным или благодарным. Сам не научится ценить вас и вашу заботу, знать цену честному заработку и капиталу, не познает радость создания пользы для "города и мира". Этим надо заниматься.
Но Антон, скажете вы, что именно делать-то, итить-колотить! Да что ж вам неймётся - отвечу я вам, но по делу всё-таки напишу.
Начнём с начала... Вводная два.
В 2000-х была такая передача в Штатах - "Ну и работёнка" ("Odd Jobs") о том, как проходит рабочий лень бурильщика на нефтяной платформе, специалиста по отрезанию "шариков" у баранов, ныряльщика за моллюсками, охранника АЭС, ветеринара по обработке и лечению копыт, охотника на крыс в Нью-Йоркском метро и т.д. И ведущий/автор программы вдвоём с оператором пробовали день проработать на этой работе.
Передача была ОЧЕНЬ популярной, и однажды автор/ведущий шёл по улице NY, к нему подошёл мужчина с тремя детьми и женой, пожал руку, глаза горят, благодарит за его передачу, мол, всей семьёй смотрим, очень вас любим, спасибо вам, что показываете достоинства каждой профессии, учите труду, показываете, что есть столько способов принести пользу, что каждый может найти своё место в мире и дело по руке и по душе! Поговорили, разошлись.
Через 10 мин подходит мужчина в очень дорогом костюме, золотых часах и с дипломатом. Жмёт руку, благодарит, мол, мы всей семьёй, с детьми смотрим, не пропускаем, очень любим. Спасибо вам, что показываете моим детям, какой х€рнёй им придётся заниматься, если они не будут слушать меня и не поступят в лучший колледж. Занавес.
И в первой семье, и во второй - есть свои семейные ценности. Но они разные. Интересно почитать в комментариях ваше мнение о том, какие они, какие они были в воспитавшей вас семье.
А теперь, от лирики - к делу.
Что такое вообще эти ЦЕННОСТИ ?
Семейные, материальные, общечеловеческие, гуманистические и все вот эти вот прочие? Семейные ценности = хотеть создать семью? Тогда общечеловеческие = хотеть создать своё человечество??? А материальные = создать материю из энергии???? Кхм...
ТИПЫ ЦЕННОСТЕЙ
Давайте условимся, что здесь и далее семейные ценности - это ценности, формируемые в процессе семейных отношений; материальные - в процессе взаимодействия с материальными благами; общечеловеческие - с людьми в целом (они же - гуманистические, от слова "human", т.е. человек).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ценность - это нечто (объект, процесс, явление), характеризуемое тем, что
- с этим мне хорошо (в семье, в обстоятельствах, в целом в мире)
- с этим хорошо многим другим людям
- без этого мне плохо
- я этим уже активно занимаюсь / совершаю усилия по созданию этого в моей семейной, личной, общественной жизни
- это окончательно недостижимо.
ПРИМЕРЫ ЦЕННОСТЕЙ
- Личная ценность - здоровье. Хорошо мне с этим? Да. Многим другим людям тоже. Без этого мне жёстко плохо - со сломанной ногой, с температурой 39, с лишним весом, с диабетом. Занимаюсь ли я этим активно или только рассуждаю и не совершаю ответственных (commited) действий? Да, я ограничиваю количество углеводов в пище после 16:00, убрал транс-жиры, тренируюсь 2 раза в неделю, прохожу раз в полгода check up. Могу ли я раз и навсегда стать здоровым? Нет.
- Семейная ценность - здоровье. Всё то же, вместе с женой и отношении детей.
- Общечеловеческая ценность здоровье - пишу об этом, говорю в медиа, помогаю знакомым, подаю пример.
ТО ЖЕ С ТРУДОЛЮБИЕМ И ЧИСТОТОЙ.
Но фокус в том, что ТА ЖЕ САМАЯ ПЕТРУШКА возможна, например, и с ценностью - эмоциональная несдержанность. Или презрение и гордыня. Саморазрушение и безответственная леность. На личном, семейном или общечеловеческим уровнем.
Вспомните пример из начала статьи.
И, если ещё не поделились своим мнением в комментах, сейчас самое время. А потом возвращайтесь - ведь дальше самое интересное!
Итак, если ценности не формирует семья, их сформирует масс-медиа, ибо живём в веке современных технологий и мгновенный доступ к помойке всей жести мира у большинства детей в руке по 6-8 часов в день. Ценности сформируются в любом случае. А вот какими они будут - это может определить семья.
Одним из ключевых аспектов воспитания является приучение ребенка к труду и передача ценности бытовой чистоты - в этом корни и самооценки, и личных границ, и здоровья, и психологической устойчивости, и профилактика депрессии, и залог успешности в делах, и главное поле для договорённостей с супругом/супругой. Эти навыки не только способствуют развитию личности, но и подготавливают подростка к самостоятельной жизни.
1. Раннее постепенное вовлечение в бытовые обязанности.
Постепенное включение ребенка в выполнение бытовых обязанностей – ключ к формированию трудовой этики. Адаптируйте поручения к возрасту, поощряя ответственность и участвуя в общих заботах о доме.
2. Создание положительного отношения к труду.
Стремитесь к тому, чтобы дети видели труд не как обязанность, а как возможность роста и развития. Подчеркивайте положительные аспекты труда, восхищаясь их достижениями и показывая, как их усилия вносят вклад в общее благополучие семьи.
3. Установление ролевого образца.
Родители, как образец, играют решающую роль в формировании ценностей. Покажите детям, что труд и чистота важны для вас. Совместные усилия семьи создадут обстановку, где эти ценности станут неотъемлемой частью общего уклада.
4. Участие в обучающих процессах.
Позвольте ребенку участвовать в принятии решений по организации быта. Обсудите с ними, какие обязанности им предоставлены и почему они важны. Это поможет ребёнку/подростку осознать, что его вклад имеет значение.
5. Постепенное увеличение ответственности.
Писал об этом сто раз и говорил сто тысяч: с возрастом дети ЗАХОТЯТ брать на себя более сложные обязанности, если это - путь к большей СВОБОДЕ, самостоятельности и независимости. Постепенно расширяйте их область ответственности, поощряя развитие навыков планирования, организации и "не-надо-я-сам-ости".
6. Обучение "управлению временем" (на самом деле - вниманием).
Научите детей распределять свое внимание во времени между учебой, отдыхом и обязанностями. Это не только поможет им справляться с бытовыми задачами, но и разовьет важные навыки самоорганизации.
7. Поддержка и поощрение.
Важно поддерживать детей в их трудовых усилиях. Поощряйте не только их достижения (в учёбе, спорте, пр.), поощряйте даже мелкие шаги и - главное - образ жизни в целом. Это укрепит у них убеждение в том, что их труд важен и ценен.
8. Разговор о ценности чистоты.
Объяснить подростку, что чистота вокруг – это не только эстетическое удовольствие, но и забота о собственном здоровье и благополучии - задача не простая. Разъяснить, как поддерживать чистоту и порядок в личном и общественном пространстве, - легко, но быть услышанным в этом - тяжелее. И это не значит что этого не нужно делать.
9. Передача опыта.
Делитесь с подростком вашим опытом в формировании навыков. 8 лет назад я набрал 10.000 дочитываний и 1000 комментов в мэйл-ответах с рассказом, как мыть пол. Расскажите о своих собственных ошибках, провалах и успехах, создавая таким образом доверие и авторитетность.
10. Привитие ценности уважения к труду.
А этот - лишь в случае, если они у вас самих есть. Проверить просто: хоть раз говорили "ДВОРНИКОМ ВЫРАСТИШЬ" в формате запугивания - нет у вас этого уважения. Презираете вы дворников и наводимую ими чистоту. Сформируйте у подростка уважение к труду медсестры, мусорщика, продавца-кассира, таксиста, тюремщика, а для этого сформируйте их у себя. Помогите им осознать, что любой труд несет в себе не только физические усилия, но и возможность личного роста и самовыражения.
Вот, теперь вы всё знаете, бросайте читать статейки в интернете и go-go-go детей трудолюбивыми воспитывать. Вы крутые, способные, у вас всё получится. Ну или вы получите опыт и всё получится в каком-то другом, следующем воплощении. В любом случае - продолжайте делать то, что вы делаете, если это приближает вас к вашим целям, согласуется с вашими ценностями и соответствует законодательству Российской Федерации или страны, где вы находитесь.
С вами был Антон Скобелев. Подписывайтесь, переходите на канал по ссылке в шапке, делитесь и комментируйте. Всем - пока!