Найти тему

День в истории. «Ну, погоди!»

Резчики по дереву лесопаркового хозяйства Измайлово, 1981 год. Волк в тельняшке и клёшах из 7-й серии «Ну, погоди!» — культовый персонаж. Фото Г. Шпунькина

30 января 1970 года получил прокатное удостоверение мультфильм «Ну, погоди!», ставший хитом советского анимационного кино семидесятых. Конечно, я вырос с этим мультиком, мне каждый Новый год в те годы клали под ёлку в качестве подарка одну или две новые серии этого мультфильма, вышедшие за прошедший год (на катушках для кинопроектора), и мне он уже хотя бы поэтому нравился. Но его ценность в анимационном кино вообще я как-то особенно ясно почувствовал уже позднее, в 90-е годы, когда один мой младший родственник, живущий лет с пяти в Америке (а тогда ему было уже около 15 лет), приехав в Россию, попросил в подарок не что-нибудь, а видеокассету со всеми сериями «Ну, погоди!». Он хотел её показать своим друзьям в США, как образец хорошего мультфильма...

С этим мультиком связаны чуть ли не самые первые мои воспоминания, которые я вообще могу датировать. Одно из них, очевидно, относится к 1973 году, когда мне было всего 4 года. Мне подарили вот такой точно значок:

-2

Я удивился:
— Это что они, на коньках катаются? Но ведь такой серии нету!
Уж в чём-чём, а в этом вопросе я тогда разбирался досконально! :)
— Да, действительно, нету... Ну, значит, скоро появится!
Серия и вправду появилась в январе 1974 года... Тогда я смотрел этот мультик в основном с помощью домашнего кинопроектора, который мне крутил отец. Для него продавали в 1970-е вот такие катушки:

-3
-4
-5

Цвета там были ошеломительно яркие, ярче, чем на тогдашних цветных телевизорах, а вот звука не было вообще. :( Вместо него были субтитры. Но зато были и занятные реплики, которых позднее на звуковых копиях мультфильма я вообще не встречал. Например, когда Волк и Заяц заходили в комнату смеха в парке аттракционов, и в одном из кривых зеркал Заяц расплывался в бесформенного толстяка, Волк одобрительно кивал, ковыряясь когтем в зубах: «Смейся, смейся! От смеха толстеют». А начало каждой из первых серий мультика предварял большой субтитр, который я потом нигде не встречал, и он довольно долго висел на экране. Авторы в нём как бы извинялись за то, что такого отрицательного персонажа, как Волк, сделали одним из главных героев. В нём говорилось, что сейчас, мол, вы сами увидите, как смелый и находчивый побеждает жадного и злого.
Помню возмущённую тираду, которую году в 1975-м произнёс по этому поводу один мой старший родственник (ему было лет 14). «Это Заяц смелый и находчивый? Да он же глуп... Ему просто всё время бессовестно везёт! А действительно смелый и находчивый — это как раз Волк...» Кстати, болельщиков Волка я встречал тогда неоднократно, а вот поклонников примерно-образцового Зайчика — ни разу. Очевидно, мультяшно-сказочное зло обладало тогда (а возможно, и не только тогда) особым обаянием...
Мне на Новый год аккуратно дарили по две катушки с мультиками. Выпуски «Ну, погоди!» выходили чуть реже, но дарили всё равно 2 фильма — просто вторым бывал какой-то другой мультик. Один раз подарили, например, очень забавный пародийный мультфильм «Шпионские страсти» 1967 года, с абсурдистским юмором, по сценарию Лазаря Лагина — про борьбу советских чекистов и иностранных шпионов, которые хотят украсть ценнейшее изобретение — зубоврачебное кресло, и присылают с этой целью, в частности, подводную лодку на Пионерские пруды.
Другой раз — выпуски выходившего с 1971-го мультфильма «Только для взрослых» — но это было совсем не то, что потом стали обозначать этими словами, а просто смешной мультфильм про детей и родителей. В этом мультике есть скрытая реклама «Ну, погоди!», поскольку его создавали те же самые режиссёры. Вот в таком виде:

-6

Кадр из мультфильма «Только для взрослых», выпуск 1. 1971 год

Хотя, по-моему, он уже не нуждался в рекламе... А мечты мамы ребёночка в этом выпуске серии весьма показательные для 1970-х: вырастить из сына знаменитого пианиста, побывать с ним на гастролях в Париже, Нью-Йорке и Лондоне, пообедать со знатной английской семьёй и быть приглашёнными на приём во дворец к самой английской королеве!..

-7

Кадр из мультфильма «Только для взрослых»

Даже немножко странно, что при таких дивных мечтах социализм и СССР продержались до самого 1991 года...
Но я отвлёкся... Возвращаясь к «Ну, погоди!».

-8

Было в «Ну, погоди!» и кое-что... как бы сказать, не совсем выдержанное с идейной точки зрения. Впрочем, как это и должно быть во всяком настоящем искусстве. Что именно? А вот то, что поведение главного героя — Волка — полностью соответствовало правилу homo homini lupus est. Уж тут так буквально lupus, что дальше некуда! :) А ведь это буржуазный принцип, а не советский. Между тем жил и действовал Волк в советских реалиях... Получалось противоречие. Возможно, Волк потому и выглядел таким ярким на экране, что резко контрастировал со всем окружавшим его миром добрых, дружелюбных, безобидных зверюшек, был «неправильным персонажем в правильном обществе». Расстёгнутая рубашка, живот наружу, папироска в зубах, бренчание на гитаре — все эти детали облика Волка были позаимствованы из внешности реальной подворотной шпаны 1960-х и 1970-х.
И «сделала» мультфильм именно идея поставить в его центр хулигана, курильщика, пижона и вообще нарушителя всех правил благопристойного поведения Волка. Сын Вячеслава Котёночкина — режиссёр Алексей Котёночкин вспоминал: «Народ рыдал от хохота ещё до того, как Волк что-либо делал в кадре. Романтический, приблатнённый герой оказался всем потрясающе близок… Я лично наблюдал, как тётенька в первом ряду в кинотеатре „Баррикады“ упала со стула и корчилась в конвульсиях от хохота».
А когда именно такое отношение — «человек человеку Волк» (и увы, совсем не мультяшный) — возобладало и сделалось всеобщей нормой в реальности, то образ Волка сильно поблек и потускнел на общем фоне. Впрочем, надо признать, что увядание «Ну, погоди!» началось ещё раньше.
Мне по-настоящему весёлыми и искромётными казались только первые десять серий — от первой, где хулиган Волк, размечтавшись о жарком из Зайца, лезет за ним на балкон и до десятой, где Волку снится сон, как на балкон за ним взбирается уже хулиган-Заяц. Потом начинаются повторы тем и несмешные гэги. Очевидно, фантазия авторов начала истощаться. В конце 1970-х я уже настойчиво допытывался у родителей, что случилось с «Ну, погоди!», почему серии стали не такими весёлыми и интересными, как раньше.
— А это Камов уехал, он для них сценарии писал. Помнишь, он всё по нашему посёлку гулял, когда подал заявление на выезд и без работы остался?
(Нет, я не помнил, никто не говорил мне, что это — Камов).
— Но Камов только в самых первых сериях в титрах значится, а у них и после него неплохо получалось.
— Значит, оставались его идеи, а потом они кончились.
Не знаю, насколько такая версия имела под собой почву, возвращение Феликса Камова в 19-й и 20-й уже постсоветские выпуски (в 2005—2006 годах) нисколько мультфильм не спасло и не воскресило. Он начал угасать в конце 1970-х, а вместе с СССР умер окончательно и бесповоротно.

Лайкните, если понравился материал!