Найти в Дзене
Андрей Востриков

Как начать импровизировать на фортепиано?

Оглавление

Большая часть тех, кто читает эту статью скорее всего знает меня в первую очередь как музыканта-импровизатора. И сегодня я буду этому образу соответствовать - расскажу, с чего начать, как продолжать, и вообще всё, что я знаю об импровизации. Рассказ будет именно о том, как научился я - возможно, не совсем академично, зато эффективно.

Поехали! 

Импровизация начинается.... с пения

Пение
Пение

Да-да. Первый шаг - это просто научиться петь песни, аккомпанируя самому себе. Найдите в интернете аккорды какой-нибудь песни, и пойте, просто нажимая указанный аккорд в каждую долю. Зачем это нужно? А для того, чтобы начать чувствовать и улавливать гармонию. Выучив с десяток песен одного жанра, вы запомните характерные для этого жанра гармонические обороты, и сможете слышать и узнавать их в других песнях, постепенно пополняя свой слуховой гармонический ассортимент (вот это сказанул). 

Следующий шаг - подбор мелодии и синхронизация рук.

Научиться подбору не сложно, важна лишь практика. Самый желательный вариант обучения - вы подбираете по слуху и запоминаете по небольшому отрезку, а затем соединяете уже выученное. Если не можете долго справиться со сложным отрывком - послушайте это место в песне ещё раз. Если и после этого не получается - гляньте в ноты.

Если что, фортепианные ноты есть практически для любой песни, просто забейте в гугл. 
Musescore - здесь есть ноты почти всех песен, что я знаю
Musescore - здесь есть ноты почти всех песен, что я знаю

Выучили мелодию? Пора соединять! Левой рукой просто долбите аккорды, восьмушками или четвертями, как удобно, не задумываясь над всякими сложными материями, типа баса, расположения, ритмики - просто ровно, трезвучиями - и одновременно пытаемся сыграть мелодию. Если вы хорошо знаете и аккорды, и мелодию - минут за 10-15 всё соединится. Вуаля! 

Вы научились играть песни. А при чем здесь импровизация? А вот при том. Только если вы наберетесь опыта в подборе гармонии и мелодий вы сможете сочинять что-то своё. От чужого - к своему. 

Если вы научились всему вышеперечисленному, наступает следующий шаг - импровизация на знакомую гармонию. Так же - играете левой рукой те же аккорды, но вместо мелодии придумываете свою - играйте гаммообразные ходы от одной ноты аккорда до другой, обыгрывания (типа соль-ля-фа#-соль), можно играть просто по терциям - прямо по нотам аккорда. Можно повторять ритмику изначальной мелодии, но заменять одни ноты на другие - один из самых простых, эффектных и эффективных приемов. Также имеет смысл задержаться на одном аккорде, и попробовать поиграть только на нём - даже так можно сочинить красивые мелодии.

Левая рука
Левая рука

Последний шаг в начальной школе импровизации - усложнение левой руки. Трезвучную долбежку можно заменить таким "перебором" по тому же трезвучию, чередованием бас-аккорд-квинта баса-аккорд или простыми октавными восьмушками - всё это внесёт разнообразия в вашу импровизацию.

Импровизация - это просто!

Хотя может я и описал сложно😁.

Не бойтесь начинать - всё мы начинали учиться с нуля, и не бросайте, если не будет результатов сразу - самое трудное - в начале.

И вот вам напоследок несколько советов:

  • Важно, чтобы вам это действительно нравилось, чтобы вы получали удовольствие. Это - лучшая мотивация!
  • Не бойтесь экспериментов! Пробуйте сами всё, что приходит в голову, делайте всё по своему. Лучший критик и учитель для вас - вы сами.
  • Слушайте новое! Откройте для себя новый жанр - классику, поп или рэп, и найдите для себя то новое, что вам понравится.

Конечно, в этой статье я не уместил и десятой части того, что мог бы вам рассказать. Импровизация - очень объемная тема, и говорить о ней можно очень долго. Скоро выйдут ещё статьи, подписывайтесь!

Если вы решили таки начать слушать классику - вот вам моя статья про пять лучших симфоний для начинающих

Ещё - если вам интересно то, что я делаю - вот мой телеграм

Спасибо за прочтение! Приходите ещё!