Вопрос, который будет рассмотрен в этой статье, является самым распространенным среди родителей и педагогов. И не зря, ведь любая деятельность без мотивации не имеет успеха.
Предлагаю начать с того, почему дети не любят читать, и уже от причины прийти к решению этой проблемы.
🧠В первую очередь, нежелание читать обусловлено энергозатратностью. Мозг всегда пытается обезопасить нас от лишней нагрузки, так как в любой момент нам могут понадобиться все силы для выживания. Безусловно чтение очень полезно для развития мозга, но эта функция для него новая. Человек научился читать лишь 5 тысяч лет назад, в то время как сам мозг формировался на протяжении 100 тысяч лет. При чтении задействуются практически все части мозга. Все вышесказанное является основной причиной отсутствия желания читать не только у детей, но и у взрослых.
🫂Преодолеть сопротивление, которое возникает на биологическом уровне, к такой сложной умственной деятельности может помочь социальная необходимость. Под этими словами я подразумеваю не только обязательное чтение школьных книг, но семейное чтение.
Русский историк С.М. Соловьёв, который добился всего, что имел именно благодаря своей начитанности и тягой к знаниям, писал: "Важное влияние на образование моего характера оказала тихая, скромная жизнь в отцовском доме, отсутствие всяких детских развлечений...целыми днями оставался один, вот почему , когда я выучился читать, то с жадностью бросался на книги, которые и составляли мое главное развлечение".
К сожалению или к счастью, сейчас наши дети редко могут почувствовать себя одинокими благодаря современным технологиям.
💻Зачем напрягаться чтением, если можно посмотреть видео?
И в этом тоже нет никакой вины ребёнка. Как говорится, дети учатся тому, что видят у себя в дому. Если ребенок видит, что родители после работы для расслабления берут в руки книгу, а не включают телевизор, то у него формируется устойчивое положительное отношение к чтению.
🙅Я категорически против того, что бы говорить ребенку, что книга лучше гаджета или Интернета. Сейчас дети "рождаются с телефоном в руках", для них это важно и необходимо, ребенок не знает какого это - отсутствие гаджетов. И когда мы обесцениваем его реальность, превознося книгу, то формируем негативное отношение именно к книге.
Также если у ребенка есть трудности в чтении, то ему это будет не интересно, потому что сложно.
Вот основные и очень важные для нас моменты.
Теперь перейдем к тому, как же решить эту проблему:
🗣️Формируйте культуру чтения в семье - минимум 30 минут в день семья читает
🗣️Показывайте пример
🗣️Обсуждайте прочитанное вместе (понимание - залог любви к чтению)
🗣️Выбирайте книги вместе с ребенком, основываясь на его (!) интересах
🗣️Заведите трекер чтения
🗣️Читайте вместе с ребенком по ролям, помогайте создать воображаемый мультик по прочитанному
🗣️Дочитывайте до самого интересного и останавливайтесь, подогревая интерес
🗣️Смотрите экранизации книг, сравнивайте с оригиналом
🗣️Если есть возможность используйте диафильмы и озвучивайте их вместе (можно просто отключить звук и включить субтитры)
🗣️Перед тем, как дать ребенку книгу, кратко расскажите о чем она
🗣️Делитесь теми книгами, которые сами любили в детстве, ведь дети так хотят быть похожими на нас
🗣️Регулярность – простой ключ к успеху.
Самое главное правило - не принуждайте, не заставляйте, а интересуйте чтением!