О вечере памяти Романа Виктюка «Театральный Роман». Театр Романа Виктюка, 29 января 2024
За свою блогерскую жизнь беседка привыкла к самым экзотическим местам работы. Но так высоко, как в театре Виктюка, она не забиралась никогда. Примостившись под куполом знаменитого Дома света, почти под театральными небесами, на балконе, она наблюдала действие с весьма необычного ракурса. Беседка везучая, и неожиданный этот ракурс открыл ей внутреннюю мистику вечера.
Итак, фотографировать актеров было весьма затруднительно, зато фотографии с мониторов, высвечивающие Маэстро, получились по-настоящему необычными. Такое ощущение, что Виктюк сам создал прелюбопытнейшую мизансцену, выписанную умозрительной светокистью.
В Доме света, шедевре архитектуры конструктивизма, Маэстро словно купался в лучах прожекторов, таявших в полутьме театрального зала. Свет озарял сцену, свет лучился в глазах тех, кто вспоминал и восторгался самым необычным режиссером нашего времени, свет словно лился из-под купола его театра сияющим лучом вечности, ради которой он жил и работал.
Художника характеризуют его мысли, облеченные в слова. Именно цитаты помогают постичь душу того, кто мыслит несоразмерно привычному и не вписывается в будничное. На вечере было много архивных кадров, на которых царил Виктюк, с его бешеным темпераментом, феерической энергией. Он проносился по залу и искрил, подобно бенгальскому огню, и искры затаенных мыслей отбрасывали ослепительные всполохи, пронзающие темноту, которую он так ненавидел: «Мое искусство можно понять, пережив страдание. Пережив страдание, на тебя нисходит озарение, и становится не так страшно жить». «Свет — энергетический нерв мира», «ночь рассеивают световые прозрения, которые приходят спасти этот мир».
Говорили много о доброте Романа Григорьевича, его экстравагантности и эксцентричности, о необычайном чувстве языка, тонкости, профессионализме, умении работать со словом и текстом, удивительной музыкальности, абсолютном слухе гения, творящего миры. Вздымающего сцену на дыбы и укрощающего внутреннее сопротивление косной, ханжеской системы, не терпящей свободу и свет.
Николай Коляда, Геннадий Хазанов, Людмила Петрушевская, Константин Райкин, Галина Стаханова, нынешнее поколение актеров ТРВ: Бозин, Неведров, Анна Терехова, Екатерина Карпушина вспоминали Романа Виктюка как человека выдающегося, абсолютно непосредственного и совершенно непредсказуемого.
Фрагменты репетиций, сцены из спектаклей, особые, светящиеся глаза выступавших свидетельствовали о выдающемся явлении, имя которому Роман Виктюк. Его особые отношения со временем, эпохами и талантами, не важно — живыми или усопшими, выдавали в нем человека, для которого не существует границ и преград в благородном деле эстетического вдохновения, которым он наполнял окружающую его тьму, не позволяя ей затмить свет.