41/1. Тема 38/1. Фонетика. Транскрипция. Фонетический разбор.

158 прочитали
Художник Полюшенко Андрей Петрович. на просторах Родины.
Художник Полюшенко Андрей Петрович. на просторах Родины.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция.

Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.

Для того, чтобы знать все правила записи слов в их устном звучании, познакомимся с ТРАНСКРИПЦИЕЙ.

Транскрипция в русском языкознании - это комплекс специальных знаков, при помощи которых передаются все тонкости произношения.

Запись слов звуками (буквами и другими знаками в квадратных скобках) называется ТРАНСКРИПЦИЯ (от латинского transcriptio «переписывание»).

Транскрипция помогает: - производить фонетический разбор слова; - понять основы правил орфографии;
- произносить слова по правилам орфоэпии;
-правильно произносить слова тем, для кого русский язык "не родной".

ТРАНСКРИПЦИЯ - это комплекс знаков, который в записи помогает человеку прочитать и понять, как это слово звучит в устном произношении, где каждый звук (аллофон) имеет свой значок для его изображения.

Существует ряд правил, которым надо следовать, записывая транскрипцию.

ИТАК,

ТРАНСКРИПЦИЯ слова показывает нам не как пишется, а как звучит (слышится) это слово в речи.

Например: ясень [йас’ин’], лесник [л’ис’н’ик], юг [й'ук].

Отметим, что ударение в транскрипции слов

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-2

Задание 2. Познакомимся с основными знаками русской транскрипции.

Рассмотрим Таблицу "Знаки русской транскрипции".

Когда мы изучали русский алфавит, мы уже познакомились с русскими буквами и звуками. Эта Таблица дополняет и расширяет наши знания о звуках нашей речи.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-3

Фонетическая транскрипция используется для записи звуков, которые не всегда могут быть точно переданы с помощью обычных букв алфавита. В русском языке может быть разное произношение одной и той же буквы. Транскрипция позволяет нам увидеть эти различия и правильно произносить слова единого для всех русского литературного языка.

Задание 3. Поисследуем, понаблюдаем, какие звуки обозначает буква Е в устной речи так же, как это делали учёные-лингвисты, которые определили основные законы русской фонетики и создали Таблицу знаков русской транскрипции.

Мы знаем, что звук, обозначаемый буквой Е, зависит от позиции в слове.

Лес [л’эс], пень[п’эн’] , белый[б’элый] , песня[п’эс’н’а].

Видим, что под ударением после парного по твёрдости-мягкости согласного Е обозначает звук [э] и мягкость произношения предшествующего согласного.

Поел [па’йэл], ехать [йэхат’], съел [с’йэл]. Действительно, после гласного звука, в начале слова, после Ъ и Ь знаков в ударной позиции буква Е обозначает двойной звук ( йотированный). Это сочетание [й] и [э].

Берлога [б’иэрлога], стекло [ст’иэкло]. В безударной позиции после парного по твёрдости-мягкости согласного буква Е обозначает что-то среднее между звуками [и] и [э]. В средней школе его допускается обозначать как [и], а на факультетах филологии в вузах как [иэ].

Шептать [шыптат’], жевать [жыват’], целовать [цылават’].
А вот после всегда твёрдых согласных Ш, Ж, Ц не под ударением буква
Е звучит как [ы].

Подтверждаем, буква Е может звучать как: [э], [йэ], [и], [ы]. Это зависит от позиции звука в слове.

И, как настоящие учёные-лингвисты, можем сказать: Буква Е в транскрипции обозначается фонемой [э], а у фонемы [э] имеются аллофоны [э], [йэ], [ы].

Задание 4. Потренируйся в в написании транскрипции некоторых слов.

Подруга, ваза, свеча, воробьи,герой, к ней, пошёл,щёки.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-4

Задание 5. Проверь правильность выполнения задания.

Подруга [пъдру’гъ], ваза [ва’зъ], свеча [св’иэч’а’], воробьи [върΛбйи’], герой [г’иэро’й], к ней [кн’эй], пошёл [пΛшо’л],щёки [щ:ок’и].

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-5

Термин и понятие "фонема", научное обоснование утверждёны Международной Фонетической Ассоциацией (МФА, IPA) в качестве абсолютной на все времена фундаментальной научной истины, не подлежащей критике, исправлению, совершенствованию.

Однако в среде учёных наличествуют научные споры о состоятельности данного понятия и его объяснения в лингвистике, в частности, в разделе языка - фонологии. Об антинаучной сути понятия "фонема", к примеру, в своей статье "В чём антинаучная суть классификаций согласных и гласных фонем?" пишет Александр Макеев

Это понятие всё-таки введено в школьную и вузовскую программы изучения. В школьной программе это понятие рассматривается, в целом, как различающееся со звуком, но приближенное к понятию буквы.

Это не первый случай, когда не признанные окончательно всеми учёными термины, понятия, формулировки в разделах наук, изучающих русский язык, вводятся в школьную программу. Тем самым не только увеличивая сам объём изучаемых материалов, количество часов на их изучение, но, что самое главное - увеличивая сложность изучения русского языка, уменьшая возможность учителю кратко и ясно объяснять ученикам основные понятия и правила, формирующие у них грамотность, уважение и любовь к русскому языку и русской словесности.

Бесспорно, что в классах углубленного изучения русского языка подобные научные сведения вполне приемлемы.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-6

Задание 6. Рассмотрим фонетический разбор слов.

Считается, что звуко-буквенный (фонетический) разбор слова нужен для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов.

Рассмотри Таблицу "Фонетический разбор слова" (Вариант для школьников).

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-7
Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-8

Задание 7.

Опираясь на основные звуковые законы русской фонетики и правила транскрипции, таблицу "Знаки русской транскрипции" и пример фонетического разбора слова", сделай фонетический разбор слов: отъезд, грамматика.

Запись возможна с сокращением слов.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-9

Задание 8.

Проверь правильность выполнения задания.

1. Отъезд [Λт-й’э'ст].

2. Отъ-е'зд (2 слога)

3.

о - [Λ] – гласн., безуд.; (в школьной программе возможен вариант [а]); т- [т] – согл., глух. парн., тверд. парн.; ъ – [–];
е - [й’э]: [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.; [э] - гласн., ударн.; з - [с] – согл., глух. парн., тверд. парн.; д - [т] – согл., глух. парн., тверд. парн. ________________________________________ 6 букв, 6 звуков.

*******

1.Грамматика [грам:ат'ика]

2. Грам-ма'-ти-ка (4 слога)

3. г – [г] – согл., звонк. парн., тверд. парн.;
р – [р] – согл., звонк. непарн., тверд. парн., сонорн.; а – [Λ] – гласн., безуд.; (в школьной программе возможен вариант [а])
мм – [м:] – удвоенн. звук, соглас., звонк. непарн., тверд. парн., сонорн.; а – [а] – гласн., ударн.; т – [т’] – согл.., глух. парн., мягк. парн.; и – [и] – гласн., безуд.; к – [к] – согл., глух. парн., тверд. парн.; а – [ь] – гласн., безуд. (в школьной программе возможен вариант [а]) ___________________________________________________ 10 букв, 9 звуков.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-10

Внимание!

Нужно понимать, что среди лингвистов нет единства по вопросу звукового написания слов. Да и одни и те же слова в разных уголках нашей большой страны мы произносим и слышим неодинаково.

Поэтому иногда можно напоминать об этом учителям школ, когда от этого зависит контрольная оценка ученика.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-11

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

Повторить все сведения по теме "Фонетика. Основные законы русской фонетики.

Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-12
Задание 1. Разберёмся, что такое транскрипция. Мы уже познакомились с основными законами русской фонетики, особенностями произношения слов на русском языке.-13

42. Тема 39. Фонетика. Контрольная работа по теме: "Фонетика."

Дорогие друзья!

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Благодарю за поддержку: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.