Расскажу-ка я тебе сегодня, мой слушатель, подробно о Хеймдалле, страже радужного моста, видевшем и слышавшем все на свете. Слушай.
Гулял как-то Один по морскому побережью, и увидел девять прекрасных дев-волн, великанш Гьяльп, Грейн, Эйстлу, Эйргьяву, Ангейю, Атлу, Ульврун, Имд и Ярнсаксу, прикорнувших рядком на песке берега. И так они были прекрасны, что воспылал старый одноглазый такой страстью, что все они стали его женами, – уж не знаю, разом ли, поодиночке ли, но родили они все вместе ему одного сына, которого назвали Хеймдаллем. У семи нянек, как мы знаем, дитя без глазу, а у девяти матерей с такими глазами, что аж завидно... Как мы знаем, ласковый теленок двух маток сосет, а тут у прекрасного Хеймдалля оказалось сразу кучища матерей, и все с любовью давай его кормить силой земли, мощью воды, жаром солнца, а Хеймдалль на такой диете пошел расти как на дрожжах и за очень короткое время в зрелый возраст вошел, достоинствами всяческими украсился и к отцу в Асгард поспешил. Шел он, и увидел богов, любующихся мостом радужным, Биврестом называемым, который боги, в качестве факультатива, только что сварганили из огня, воды и ветра, которые в волшебном мосту том по сей день и светятся, особенно после дождя – красный огонь, голубой воздух и зеленые пучины моря. Мостик этот по замыслу богов соединял небо и землю и заканчивался с одной стороны под сенью Иггдрасиля, а с другой стороны – у источника мудрости, который охранял Мимир и в котором лежал глаз Всеотца. Зрелище было, прямо скажем, красивое и боги залипли в него надолго, но одно лишь омрачало созерцание свежесозданного чуда – страх того, что по этому диву могут поднапереть в благословенный Асгард злокозненные инеистые великаны. И вот стоят боги, прутся и одновременно обламываются, а тут чапает им настречу добрый молодец достоинств немалых, да красивый, как богам и положено:). Ну и нагрузили нашего героя боги сходу обязанностями: следить за Биврестом и никого чужого по нему не пущщать, а тех чужих, кто все-таки по нему решится пройти, тех хватать. Хеймдалль столь ответственое задание принял с радостью, и с тех пор принялся днем и ночью сторожить вверенное ему имущество:). Чтобы наш герой сторожил мосток эффективнее, дали боги ему возможность слышать, как растет трава на холме и шерсть на спине у овцы. Как гниет УАЗик и как ржавеют втихомолку потаенные прозрачные двери. Дали ему боги и способность видеть за много сотен километров одинаково хорошо днем и ночью и спать меньше, чем птица и при всем том высыпаться и всегда быть свежим, как горное утро... Что-то я завидую... Подарили боги Хеймдаллю и чудесный сверкающий меч и сигнальный рог Гьяллархорн, в который должен он затрубить, как увидит приближение врагов по мосту, и который слышен будет и на земле, и на небе, и во всех девяти мирах. И трубный глас которого поднимет всех существ для последней битвы, которая начнется, когда протрубит рог Хеймдалля в последний раз.
Игру завели
Мимира дети
Конец возвещен
Рогом Гьяллархорн;
Хеймдалль трубит,
Поднял он рог,
С черепом Мимира
Один беседует.
Старшая Эдда. Прорицание Вельвы.
И чтобы столь важный инструмент всегда был под рукой, вешал его Хеймдалль на одну из ветвей Иггдрасиля над своей головой, либо погружал в воды источника Мимира, где он лежал рядом с глазом Одина, который символизировал полную луну. А сам рог имел форму полумесяца – хороша метафора, правда? Аж дух захватывает:)!
Чертог Хеймдалля назывался Химинбьерг и располагался непосредственно у Бивреста, над самой его высокой точкой, и в него частенько наведывались боги, чтобы испить великолепного меда, которым герой их частенько угощал. Изображали стража моста в сияющих белых доспехах, а потому появилось у него много прозвищ, среди которых "сияющий", "белый", "светлейший ас", а так же Яркий, Чистый и Грациозный, и все эти прозвища он носил совершенно справедливо и заслуженно, потому как добрым был и красивым, и все боги любили его. А исландцы, искони жившие у моря и полагавшие, что море основа всего, считали Хеймдалля, сына морских дев, всеведающим и мудрейшим.
Тут молвил Хеймдалль
Светлейший из асов
А был он провидцем
Таким же как ваны
Старшая Эдда. Песнь о Трюме.
Отличала Хеймдалля и такая черта, как холотые зубы, сверкавшие, когда он улыбался. За эту особенность он получил прозвище Гуллинтани, Златозубый. Видимо народы Малой Азии были когда-то большими его поклонниками и потому частенько вставляют себе полный рот золотых зубов, подражая любимому герою:) А конь, на котором наш симпатичный сегодняшний знакомец скакал по звонкому мосту-радуге, звался Гультоп, Золотая челка. Хеймдалль проезжал на нем по мосту много раз в день, но заметнее всего это было на рассвете, и потому Хеймдалль и его конь считаются вестниками дня, утренней зарей.
Рано утром, на рассвете мчится стремглав
По мосту Биврест сын Ульврун,
Могучий ас, хозяин Химинбьерга,
Возвещает о начале дня.
Старшая Эдда.
Про то, как Локи попер у милой Фрейи ожерелье Брисингамен я рассказывал, но концовок там две, и вот одна из них как раз упоминает о том, что как-то раз ночью Хеймдалль своим чутким слухом услышал кошачьи шаги крадущегося Локи, который пробирался к Фрейе в Фолькванг. Пронзив темноту своим взором, страж увидел, как хитрец склонился над спящей богиней и понял, что снять символ плодородия нет возможности, потому как Фрейя спала так, что застежка находилась под ней. Тут Локи начал читать руны, превратился в блоху и ну кусать Фрейю до тех пор, пока та не перевернулась так, что застежка очутилась наверху. Тогда воришка расстегнул ее, снял ожерелье и начал давать тягу, но Хеймдалль выхватил меч и бросился в погоню за Локи, ставшим маленьким голубым огоньком. Хеймдалль понял хитрована, стал тучей и наслал ливень, чтобы потушить огонек, но Локи превратился в белого медведя и широко открыл пасть, чтобы проглотить воду. Хеймдалль не испугался и тоже обернулся медведем и напал на похитителя со всей яростью, на которую был способен. Локи понял, что не прав со всех сторон и превратился в тюленя, а Хеймдалль стал преследовать его. И последний поединок закончился тем, что похититель был прищучен, а драгоценность возвратилась к прекрасной Фрейе:). Такая концовка мифа прозрачна донельзя. Локи, олицетворение засухи и жаркого солнца, крадет у земли-Фрейи ее символ плодородия и благости Брисингамен. А Хеймдалль, став теплым дождем и росой, после кратковременной битвы со своим врагом возвращает ей его. Невероятно красиво и поэтично:).
Хеймдалль так же делит с Браги обязанность встречать и приветствовать героев в Вальхалле и под именем Риг считается покровителем трех групп, сотавляющих человечество. И я сейчас об этой легенде расскажу.
Внимайте мне все
Священные роды
Великие с малыми
Хеймдалля дети!
Старшая Эдда. Прорицание Вельвы.
Однажды Хеймдалль покинул свое жилище, дабы побродяжить немного, как делали обычно все боги. Но не успел он отойти далеко от дома, как набрел на бедное жилище на берегу моря, где жили почтенные старики Аи (Прадед) и Эдда (Прабабка) - бедные, но очень достойные люди. Будучи гостеприимными, они предложили нашему сегодняшнему знакомцу разделить их немудрящую трапезу – овсяную кашу. Хеймдалль, назвавшийся Ригом, с радостью принял их гостеприимство и оставался с ними три дня и три ночи, научив хозяев многим полезным вещам. Некоторое время спустя, Эдда родила мальчика, темнокожего и пухлого, которого нарекла Трэлем. Трэль проявил недюжинную силу и большую склонность к тяжелой физической работе, а повзрослев, взял в жены девушку Тир - крепкую и статную, с обожженными солнцем руками, работавшую день и ночь, как и муж. Они вырастили много детей, и именно от них пошел род слуг.
Риг же шел дальше вглубь страны и вскоре увидел обработанные поля и аккуратный дом, в котором жили Афи (Дед) и Амму (Бабка), которые приняли его и угостили простой, но обильной пищей. И снова Риг-Хеймдалль остался на три дня, делясь с хозяевами умениями и навыками полезными для них. И родила в положенный срок Бабка крепкого голубоглазого мальчика, которого назвали Карл. А когда он вырос, то проявил большую сноровку в крестьянском труде, а возмужав, взял в жены хозяйственную девушку Снер, и от них пошел род крестьян и бондов.
Оставив дом второй пары, Риг продолжил свой путь, и вышел вскоре к каменному дому на холме, где жили Фадир (Отец) и Модир (Мать), которые встретив гостя, поставили на стол изысканные кушанья и вина. Риг и тут побыл три дня, а потом вернулся в Хеминбьерг, охранять Биврест. А у пары родился хорошо сложенный сын, которого назвали Ярлом. С ранних лет мальчик проявлял страсть к знаниям и военным упражнениям, научился понимать и чертить руны, а потом совершил великие деяния, прославив род. Достигнув совершеннолетия, Ярл женился на Эрне, стройной и прекрасной, родившей ему много детей, ставших правителями. Самый известный из них, Кон, стал первым конунгом Дании.
Ярла сыны
Молодые росли,
Щиты мастерили,
Стрелы строгали,
Укрощали коней,
Потрясали щитами.
Кон юный ведал
Волшебные руны,
Целебные руны,
Могучие руны;
Мог он родильницам
В родах помочь,
Мечи затупить,
Успокоить море.
Старшая Эдда. Песнь о Риге.
Вот такой вот бог Хеймдалль Всевидящий, многое ведающий, хранитель радужного моста.