Иногда и мои читатели, и вообще люди в интернете, а изредка и в жизни, огорошивают вопросами типа:
– А что ты будешь делать, когда (если) ****,
где *** – план на много лет вперед.
Например, один из частых вопросов ко мне: что я буду делать, когда ребенок станет трудным подростком, а я уже буду немолодой.
Все умные ведь родили, как только настал возраст согласия. И Минздрав одобряет заодно, ведь как приятно, когда ты делаешь хорошо не только себе, но и Минздраву.
Сначала получили высшее образование, состоялись в карьере, встретили надежного мужа, проверили чувства, купили квартиру и создали финансовую подушку безопасности. А потом уже нарожали. Но не позже 18. Чтобы быть с ребенком-подростком на одной волне и заодно чтобы он не стеснялся, что с ним рядом ходит престарелая мамка.
А таким, как я, которые не подумали и поступили глупо, задают контрольный, как выстрел из ТТ, вопрос:
– А что ты будешь делать, когда твоему ребенку будет 15, а тебе 55?
Как будто я обязана знать, что будет, когда мне будет 55. Или как будто они сами знают, что будет, когда 55 будет им.
Или вот чудесный, добрый канал про больного мальчика, который я смотрела года 4. И каждый раз поражалась, насколько его автор, мама этого мальчика, добрый, приятный и терпеливый человек.
У больного мальчика есть старшая сестра, здоровая девочка. И на автора канала регулярно наезжали с вопросом, а что они будут делать, когда с мужем умрут? (Серьезно, так и спрашивали).
Неужели планируют «повесить» больного ребенка на государство? (Налоги, налоги, мы платим налоги и не хотим их на больных детей. Мы платим налоги, даже если никогда их не платили, но нам все равно кажется, что платим. А также нам кажется, что мы можем требовать отчетность по налогам. Налоги, налоги, наши налоги. Это такая мантра).
Или на здоровую сестру? (Заставите сидеть всю жизнь с больным, загубите ее жизнь на корню, еще не умерли и не заставили, но мы-то видим, что хотите заставить).
Их попрекали тем, что родили старшей дочери больного ребенка, а больному ребенку – старшую дочь. Логика не самое сильное качество этих людей.
Вот тут кстати я подробно писала, почему не надо лезть ни к кому с вопросами, зачем родили больного ребенка. Даже если нестерпимо интересно, нужно как-то перетерпеть и не спрашивать.
Так вот, автор того канала даже что-то им отвечала. Я ж говорю, она удивительно добрый и терпеливый человек.
А мальчика уже нет. Он ушел из жизни из-за того, что от рождения был тяжело болен. Не пришлось решать вопрос, что делать, когда он вырастет, а родителей не будет. Не вырастет он уже.
Серьезно, эти люди хотят, чтобы другие люди знали ответы на все вопросы? Даже на такие?!
Я вообще фанат планирования. Не сторонник подхода к жизни, как будто завтра на голову упадет кирпич.
По моему опыту: очень мало кому падает. Гораздо реже падает, чем нет. Большинство людей доживает до пенсии. Большинству нужно знать, как и на что он будет жить в период нетрудоспособности. И где он будет жить. И другие финансово-бытовые вопросы.
Но точно так же мой жизненный опыт привел вот к чему. Мы не обязаны знать все. Мы не обязаны предсказывать собственную раннюю случайную смерть, санкции или геополитические кризисы с обвалом рубля. Не обязаны быть идеальными родителями, которые могут все-все растолковать детям. И не обязаны быть всезнающими взрослыми, чтобы все понимать про свою жизнь.
Вы кстати легко признаетесь детям, что не знаете чего-то? Я не про факты, которые можно нарыть в интернете (типа когда вымерли динозавры), про другое.
Я, например, часто говорю, что не знаю. И ничего, просто ничего не происходит! Иногда обсуждаем то, что не знаем, и все.
Мы не обязаны быть идеальными людьми, которые запланировали все и подстелили соломки везде.
Мы не обязаны быть людьми, которые знают, почему в жизни происходит разного рода д-мо и что с ним делать. Особенно если оно произойдет лет через 30.
Почитать еще: