Представьте, что вы соискатель и уже разослали резюме в поисках должности мечты. Получив ответ от будущего работодателя, отправляетесь на собеседование. И здесь звучит главный вопрос, который вызывает недоумение у большинства кандидатов на должность: «Расскажите о себе». Волнение и незнание, что можно рассказать о себе, зажатость выдадут в вас неуверенного в себе человека. У рекрутера создастся не самое благоприятное впечатление о потенциальном претенденте на вакансию. И с большой вероятностью собеседование может провалиться. В статье попробуем разобраться, как подготовить рассказ о себе, о чем говорить, а какие факты из вашей биографии будут неуместными.
Приведем примеры рассказов о себе для разных позиций:
- Менеджер проектов
Работаю в сфере клинических исследований 12 лет. 7 из них сотрудничала с компанией «ААА». Начинала с должности администратора. После курсов повышения квалификации перешла на позицию специалиста. Последние 5 лет была на вакансии старшего специалиста.
В основном занималась международными проектами, связанными с клиническими исследованиями в области лекарственных препаратов в педиатрии. Продолжительность таких проектов 1–5 лет.
Основными обязанностями были: документооборот, мониторинг клинических центров, отбор, взаимодействие со стартапами, проведение аудитов, отборочных визитов, тренинги для коллег, презентации и обучение.
За время работы привлекла четыре новых международных проекта. По моему предложению была внедрена система управления CRM. Это позволило сократить количество совещаний до 1 в неделю и повысить продуктивность отдела продаж на 20%.
Владею разговорным и письменным английским, включая терминологию. В деятельности использую планирование, что позволяет работать с разными задачами, грамотно расставлять приоритеты.
- Графический дизайнер
Оригинальность идеи, концептуальность и чуткий подход к клиенту ставлю на первое место.
На позиции графического дизайнера проработала в компании «ВВВ» 6 лет. Выполняла проекты для локальных и зарубежных интернет-магазинов: разрабатывала фирменный стиль, POS-материалы, логотипы.
Последний проект был от компании «ВВВ», с которой ранее дизайнерское бюро не сотрудничало. Стояла задача в сжатый срок разработать фирменный стиль и представить концепт мобильного приложения.
Несмотря на высокую нагрузку и требовательность со стороны клиента, я справилась в срок. Заказчик остался доволен моим дизайном и заключил долгосрочный договор с нашим бюро на 4 млн рублей.
- Маркетолог
В своей деятельности основываюсь на трех китах: грамотно выстроенная стратегия, четкий анализ и организованность.
Более 5 лет я занимал должность маркетолога в международной компании «XXX». Перед этим учился в ведущем университете страны. Проходил практику в «ААА», что позволило накопить необходимый опыт в области маркетинга перед вступлением на основную должность.
С готовностью беру ответственность за сложные проекты, работаю в режиме многозадачности, в срок выполняю возложенные обязательства.
Рабочие вопросы решаю самостоятельно. Стараюсь не допускать критических ситуаций.
За время моей работы в «XXX» компании удалось увеличить продажи на 30%, повысить лояльность клиентов к предлагаемым услугам и товарам.
- Ассистент бренд-менеджера
Моя главная стратегия — постоянное развитие. После окончания школы с красным дипломом поступила в Экономический университет, где успешно закончила бакалавриат и аспирантуру. Затем три года проработала в «ВВВ» на должности младшего специалиста.
В мои обязанности входили: адаптация и перевод англоязычных текстов, анализ данных, подготовка документации.
В совершенстве владею английским языком. Работаю в режиме многозадачности. Особое внимание уделяю деталям.
Надеюсь построить карьеру в вашей фирме и развиваться в сфере экопродуктов.
- Интернет маркетолог
Семь лет работаю в интернет-маркетинге. В предыдущей фирме занимал должность контент-менеджера. После окончания курсов по SEO-продвижению работал на позиции SEO-специалиста.
В мои обязанности входили: анализ и оптимизация трафика, увеличение конверсии сайтов, маркетинговая метрика, постановка SEO-задач подрядчикам, контроль дедлайнов, email-рассылка и пр.
Эти требования стоят в описании вашей вакансии. Поэтому меня заинтересовала предложенная позиция.
Расскажите подробнее, какой опыт работы должен быть у вашего потенциального работника, уровень английского языка?
Основные рекомендации:
как рассказать о себе:
Прежде чем вдаваться в правила, необходимо понять, для чего задаются подобные вопросы. Часто встречается ситуация, когда соискатель рассказывает 20 минут о своих трудовых победах, навыках и умениях, а в конце собеседования звучит злободневная фраза.
В такой ситуации человек теряется и не знает, что сказать. Не стоит паниковать. Задача HR-менеджера не узнать личную информацию о жизни потенциального сотрудника, а выяснить:
- Почему человек считает себя достойным этой должности.
- Может ли соискатель подтвердить, что написал в резюме.
Если во время разговора вы подтвердили профессиональный опыт и образование, необходимо дополнить текст умениями, которыми должен обладать претендент на конкретную должность. Для менеджера проектов это: самостоятельное решение проблем, выстраивание диалога между сотрудниками, мотивация подчиненных, понимание болей заказчика.
Итак, как составить оригинальный рассказ о себе и не потеряться в своей истории:
Внимательно изучите,кого ищет работодатель:
В текстах о вакансиях компании стараются максимально указать требования к должности: уровень образования, опыт, навыки.
Претендент должен выписать ключевые слова, которым соответствует его уровень компетенции. Важно понимать, что наниматель ищет человека с определенными знаниями и умениями.
Здесь уместно подключить логику. Если требуются навыки коммуникабельности, укажите, что ладите с коллективом, умеете выстраивать диалог со сложными клиентами.
Если работодатель ищет хорошего управленца, расскажите что-нибудь о себе со стороны организации рабочего или производственного процесса. То есть какими организационными способностями обладаете, как справляетесь с задачами.
Выделите основные достижения на предыдущих позициях
Выберите 1–2 главных достижения, которые можно напрямую или косвенно отнести к рассматриваемой вакансии.
Если говорите о целеустремленности и активности, подкрепляйте утверждения фактами: цифрами, дипломами, благодарностями, готовыми кейсами. Подавайте информацию оригинально. По возможности составьте интересную презентацию портфолио, которую при необходимости можно показать рекрутеру.
Подумайте, какую пользу вы принесете компании
В этом пункте говорят о деятельности, которая привела ваше прежнее место работы к успеху или помогла в решении проблемы: увеличились продажи, повысилась продуктивность отдела, заключили контракт с новыми клиентами, внедрили специальное ПО и пр.
Не забывайте о цифрах, которые все любят слышать.
Если считаете, что заслуг не было, проанализируйте, как фирма работала до вас, какой объем работы выполняла.
После анализа переходите к структуре рассказа о себе. Правильное построение монолога начинается с плана:
- Чем вы отличаетесь от других в рамках профессиональной деятельности: образование, языки, занимаемые должности.
- Что входило в обязанности на прошлой работе, какие цели ставились, как выполнялись.
- Чем ваши умения будут полезны новому работодателю. Не скрывайте достижения.
А чтобы волнение во время встречи с менеджером не застигло врасплох, следуйте простым правилам:
- Сядьте удобно, но не вразвалку.
- Расскажите немного о себе, кратко и емко. Длинные повествования утомляют, не запоминаются, отталкивают незнакомого собеседника.
- Не используйте причастные и деепричастные обороты, не перегружайте монолог сложными предложениями.
- Исключите сленг, избегайте слов-паразитов.
- Озвучивайте факты, подкрепляйте цифрами. Важно — показать себя с выгодной стороны.
- Отвечайте честно, не приписывайте чужие успехи.
Главное — не пересказывайте резюме. Делайте упор на свой ум, компетентность, уровень профессионализма.