Найти тему
Путь к Успеху

Расскажите о себе Как правильно отвечать на собеседовании.

Оглавление

Представьте, что вы соискатель и уже разослали резюме в поисках должности мечты. Получив ответ от будущего работодателя, отправляетесь на собеседование. И здесь звучит главный вопрос, который вызывает недоумение у большинства кандидатов на должность: «Расскажите о себе». Волнение и незнание, что можно рассказать о себе, зажатость выдадут в вас неуверенного в себе человека. У рекрутера создастся не самое благоприятное впечатление о потенциальном претенденте на вакансию. И с большой вероятностью собеседование может провалиться. В статье попробуем разобраться, как подготовить рассказ о себе, о чем говорить, а какие факты из вашей биографии будут неуместными.

Как выглядит хороший
ответ на злободневный вопрос

Обратите внимание, что резюме всегда составляется под требования вакансии и задачи организации. При написании текста или подготовки устного ответа учитывайте особенности должности, на которую претендуете. Изучите информацию о работодателе: что это за компания, основное направление ее деятельности, цели, особенности работы.
Как выглядит хороший ответ на злободневный вопрос Обратите внимание, что резюме всегда составляется под требования вакансии и задачи организации. При написании текста или подготовки устного ответа учитывайте особенности должности, на которую претендуете. Изучите информацию о работодателе: что это за компания, основное направление ее деятельности, цели, особенности работы.

Приведем примеры рассказов о себе для разных позиций:

  • Менеджер проектов

Работаю в сфере клинических исследований 12 лет. 7 из них сотрудничала с компанией «ААА». Начинала с должности администратора. После курсов повышения квалификации перешла на позицию специалиста. Последние 5 лет была на вакансии старшего специалиста.

В основном занималась международными проектами, связанными с клиническими исследованиями в области лекарственных препаратов в педиатрии. Продолжительность таких проектов 1–5 лет.

Основными обязанностями были: документооборот, мониторинг клинических центров, отбор, взаимодействие со стартапами, проведение аудитов, отборочных визитов, тренинги для коллег, презентации и обучение.

За время работы привлекла четыре новых международных проекта. По моему предложению была внедрена система управления CRM. Это позволило сократить количество совещаний до 1 в неделю и повысить продуктивность отдела продаж на 20%.

Владею разговорным и письменным английским, включая терминологию. В деятельности использую планирование, что позволяет работать с разными задачами, грамотно расставлять приоритеты.

  • Графический дизайнер

Оригинальность идеи, концептуальность и чуткий подход к клиенту ставлю на первое место.

На позиции графического дизайнера проработала в компании «ВВВ» 6 лет. Выполняла проекты для локальных и зарубежных интернет-магазинов: разрабатывала фирменный стиль, POS-материалы, логотипы.

Последний проект был от компании «ВВВ», с которой ранее дизайнерское бюро не сотрудничало. Стояла задача в сжатый срок разработать фирменный стиль и представить концепт мобильного приложения.

Несмотря на высокую нагрузку и требовательность со стороны клиента, я справилась в срок. Заказчик остался доволен моим дизайном и заключил долгосрочный договор с нашим бюро на 4 млн рублей.

  • Маркетолог

В своей деятельности основываюсь на трех китах: грамотно выстроенная стратегия, четкий анализ и организованность.

Более 5 лет я занимал должность маркетолога в международной компании «XXX». Перед этим учился в ведущем университете страны. Проходил практику в «ААА», что позволило накопить необходимый опыт в области маркетинга перед вступлением на основную должность.

С готовностью беру ответственность за сложные проекты, работаю в режиме многозадачности, в срок выполняю возложенные обязательства.

Рабочие вопросы решаю самостоятельно. Стараюсь не допускать критических ситуаций.

За время моей работы в «XXX» компании удалось увеличить продажи на 30%, повысить лояльность клиентов к предлагаемым услугам и товарам.

  • Ассистент бренд-менеджера

Моя главная стратегия — постоянное развитие. После окончания школы с красным дипломом поступила в Экономический университет, где успешно закончила бакалавриат и аспирантуру. Затем три года проработала в «ВВВ» на должности младшего специалиста.

В мои обязанности входили: адаптация и перевод англоязычных текстов, анализ данных, подготовка документации.

В совершенстве владею английским языком. Работаю в режиме многозадачности. Особое внимание уделяю деталям.

Надеюсь построить карьеру в вашей фирме и развиваться в сфере экопродуктов.

  • Интернет маркетолог

Семь лет работаю в интернет-маркетинге. В предыдущей фирме занимал должность контент-менеджера. После окончания курсов по SEO-продвижению работал на позиции SEO-специалиста.

В мои обязанности входили: анализ и оптимизация трафика, увеличение конверсии сайтов, маркетинговая метрика, постановка SEO-задач подрядчикам, контроль дедлайнов, email-рассылка и пр.

Эти требования стоят в описании вашей вакансии. Поэтому меня заинтересовала предложенная позиция.

Расскажите подробнее, какой опыт работы должен быть у вашего потенциального работника, уровень английского языка?

Приведенные тексты помогут сориентироваться, как емко и без лишних слов составить рассказ про себя. Здесь каждый кандидат упоминает о своем опыте, компетенции, обязанностях на аналогичной должности и конкретных достижениях
Приведенные тексты помогут сориентироваться, как емко и без лишних слов составить рассказ про себя. Здесь каждый кандидат упоминает о своем опыте, компетенции, обязанностях на аналогичной должности и конкретных достижениях

Основные рекомендации: 

как рассказать о себе:

Прежде чем вдаваться в правила, необходимо понять, для чего задаются подобные вопросы. Часто встречается ситуация, когда соискатель рассказывает 20 минут о своих трудовых победах, навыках и умениях, а в конце собеседования звучит злободневная фраза.

В такой ситуации человек теряется и не знает, что сказать. Не стоит паниковать. Задача HR-менеджера не узнать личную информацию о жизни потенциального сотрудника, а выяснить:

  • Почему человек считает себя достойным этой должности.
  • Может ли соискатель подтвердить, что написал в резюме.

Если во время разговора вы подтвердили профессиональный опыт и образование, необходимо дополнить текст умениями, которыми должен обладать претендент на конкретную должность. Для менеджера проектов это: самостоятельное решение проблем, выстраивание диалога между сотрудниками, мотивация подчиненных, понимание болей заказчика.

Итак, как составить оригинальный рассказ о себе и не потеряться в своей истории:

Внимательно изучите,кого ищет работодатель:

В текстах о вакансиях компании стараются максимально указать требования к должности: уровень образования, опыт, навыки.

Претендент должен выписать ключевые слова, которым соответствует его уровень компетенции. Важно понимать, что наниматель ищет человека с определенными знаниями и умениями.

Здесь уместно подключить логику. Если требуются навыки коммуникабельности, укажите, что ладите с коллективом, умеете выстраивать диалог со сложными клиентами.

Если работодатель ищет хорошего управленца, расскажите что-нибудь о себе со стороны организации рабочего или производственного процесса. То есть какими организационными способностями обладаете, как справляетесь с задачами.

Выделите основные достижения на предыдущих позициях

Выберите 1–2 главных достижения, которые можно напрямую или косвенно отнести к рассматриваемой вакансии.

Если говорите о целеустремленности и активности, подкрепляйте утверждения фактами: цифрами, дипломами, благодарностями, готовыми кейсами. Подавайте информацию оригинально. По возможности составьте интересную презентацию портфолио, которую при необходимости можно показать рекрутеру.

Подумайте, какую пользу вы принесете компании

В этом пункте говорят о деятельности, которая привела ваше прежнее место работы к успеху или помогла в решении проблемы: увеличились продажи, повысилась продуктивность отдела, заключили контракт с новыми клиентами, внедрили специальное ПО и пр.

Не забывайте о цифрах, которые все любят слышать.

Если считаете, что заслуг не было, проанализируйте, как фирма работала до вас, какой объем работы выполняла.

После анализа переходите к структуре рассказа о себе. Правильное построение монолога начинается с плана:

  1. Чем вы отличаетесь от других в рамках профессиональной деятельности: образование, языки, занимаемые должности.
  2. Что входило в обязанности на прошлой работе, какие цели ставились, как выполнялись.
  3. Чем ваши умения будут полезны новому работодателю. Не скрывайте достижения.

А чтобы волнение во время встречи с менеджером не застигло врасплох, следуйте простым правилам:

  • Сядьте удобно, но не вразвалку.
  • Расскажите немного о себе, кратко и емко. Длинные повествования утомляют, не запоминаются, отталкивают незнакомого собеседника.
  • Не используйте причастные и деепричастные обороты, не перегружайте монолог сложными предложениями.
  • Исключите сленг, избегайте слов-паразитов.
  • Озвучивайте факты, подкрепляйте цифрами. Важно — показать себя с выгодной стороны.
  • Отвечайте честно, не приписывайте чужие успехи.

Главное — не пересказывайте резюме. Делайте упор на свой ум, компетентность, уровень профессионализма.

-3