Именно такое решение принял 29 января CAS (Спортивный арбитражный суд) в деле о нарушении Камилой Валиевой антидопинговых правил и дисквалифицировал спортсменку на 4 года, начиная с 25 декабря 2021. В этот период ей нельзя принимать участие ни в каких соревнованиях и шоу с государственной поддержкой, а так же тренироваться ни на каком сколько-нибудь официальном льду.
Четыре года... наказание выглядит показательным, ангажированным, обычно все-таки оно составляет год или два, но если вдуматься и оценить ситуацию с холодной головой, то можно понять, почему вердикт был именно таким.
Во-первых, и в главных: с российским анамнезом странно было ждать мягкого решения. Серьёзно, надо быть просто наивным дитятей, чтобы думать, что после лишения флага за нарушения антидопинговых правил в Сочи, после отстранения в принципе российской сборной от соревнований из-за политических причин, CAS при очередном допинг-скандале пожалеет девочку из России!
Во-вторых, если кому-то кажется, что наказывают только россиян, это не так. Каролина Костнер была дисквалифицирована на год и 4 месяца только за то, что не донесла на своего бойфренда. Не за нарушение, а практически за то, что просто рядом была! Лауру Баркеро, испанскую парницу, сдавшую положительную пробу на Олимпиаде в Пекине, отстранили на год. На фоне Камилы кажется, что мало. Но 11-е место Баркеро никому погоды не делало и не сделает. И уж даже если быть уверенным, что она объелась допинга, то по сути допинг и не особенно эффективный. Да, это не аргумент, но место спортсмена все-таки создает необходимый контекст. Одно дело нарушения человека, который в хвосте турнирной таблицы, другое - чемпиона, к результату которого никто не может приблизиться! А Камила к Олимпиаде подошла в статусе непобедимой машины. К тому же в оправдания Баркеро действительно можно поверить: порезать руку о конёк и воспользоваться ранозаживляющей мазью - звучит правдоподобно. А вот кто-нибудь серьезно верит в дедушку, плюющего в стакан или в пирожное?
В-третьих, ФФКР вообще не проявляет уважения к допинговым правилам. После сандала и отсрочки церемонии награждения и Камилу, и остальных членов команды два года величали олимпийскими чемпионами. И на всех мероприятиях они выходили в статусе олимписких чемпионов. И если к остальным участникам командного турнира вопросов нет, то Камила, в отношении которой велось разбирательство, продолжала активно соревноваться. К примеру, в отношении Даниэля Грасселя, пропустившего 3 допинг-тестирования, были запрошены 2 года дисквалификации (и между прочим, не WADA, а Национальной антидопинговой организацией Италии) и Даниэль после этого не участвовал в соревнованиях, что выглядит гораздо более благоразумно.
В свете всего этого, наказание на 4 года кажется не таким уж жёстким. Больше двух лет уже прошло. Эти два года Камила никак не сокращала ни тренировки, ни участие в стартах. Да, её результаты аннулированы, но по сути, если наказать её на меньший срок, получилось бы, что никакой реальной дисквалификации и нет. С учётом резонансности дела CAS просто не мог на это пойти! Наказание той же Баркеро интересует только её, её партнёра и её семью. В наказании Камилы заинтересованы как минимум федерация США, а как максимум - ещё Японии и Канады.
Впрочем, абсолютно не понятно, почему эти 4 года воспринимаются с таким ужасом. Камила сейчас проходит пубертат, и по-хорошему не мешало бы на год встать на паузу и привести себя в форму, если она нацелена на продолжение карьеры. Да и в свете отстранения сборной дисквалификация смотрится абсолютно не серьезно: и так, и так она бы никуда не поехала. Ну, не выиграет какой-нибудь очередной кубок Первого канала, подумаешь - трагедия века!
Кажется, что мне не жаль Камилу? Верно. Как спортсменку мне её не жаль. Мне жаль её как человека, который в очень юном возрасте стал заложнком ситуации и рядом с котрым не оказалось действительно надежных людей. Но гораздо больше мне жаль других спортсменов, пострадавших из-за этой истории. Мне жаль Анастасию Мишину и Александра Галлямова - одну из лучших спортивных пар в истории. Уверена, они способны стать двукратнми олимпийскими чемпионами в личном зачете, если смогут поехать на последующие Игры. Но весьма вероятно, что это их последняя Олимпиада. Впрочем, у них есть шанс дождаться международных стартов. Мне жаль Марка Кондратюка - это был его лучший сезон, и у него гораздо меньше шансов поехать на следующие Игры. Ради команды ему пришлось откатать 4 программы, практически нон-стоп, через день: таково было расписание прокатов мужчин, самый жесткий график, какой только мог бы быть. Мне жаль и Викторию Синицыну и Никиту Кацалапова. Виктории уже не стать олимпийской чемпионкой, а Никита вкладывал в командный результат еще и собственное здоровье, рискуя серебром в личном зачёте: если бы что-то пошло не так в командном турнире, его больной спины могло бы не хватить на личный. А больше всех мне жалко Елизавету Туктамышу. Да, ее там не было. Вот именно поэтому и жаль. Она была первой запасной. И поехала бы на Игры, если бы Камилу вовремя дисквалифицировали. И в долгой и удивительной карьере Лизы была бы Олимпиада, и это была бы уже совсем другая история!
Именно в том, что результаты анализа не были своевременно получены, и состоит основной трагизм ситуации. Основная вина тут, безусловно, на шведской лаборатории, которая то ли из-за безалаберности, то ли из-за ковида, то ли из-за чего-то ещё вовремя не предоставила результаты. Но есть вопросы и к ФФКР. Да, РУСАДА отстранено от проведения тестерований, но если у вас нет лецензии, это же не значит, что у вас нет лаборатории! Неужели в олимпийский сезон не приходит в голову дополнительно проверить хотя бы лидеров сборной?! Особенно с учетом любимой позиции ФФКР, что кругом одни враги, не стоит ли просто быть уверенными в своих пробах? Да, чистая проба из лаборатории, лишенной лицензии, вряд ли будет доказательством, но какую-то долю сомнений сможет внести в спорных ситуациях! К тому же обычно отрицательные результаты не приходят, но, как показала практика, отсутствие ответа - это не только сигнал о том, что все в порядке, а еще и вероятность того, что что-то пошло не так. И перед такими уникальными стартами как Олимпийские игры можно было бы и подстраховаться!
И особенно ФФКР должна была бы заинтересовать позиция тренерского штаба Валиевой в отношении запрещенных препаратов. Вот цитата из интервью Этери Тутберидзе Владимиру Познеру от 1.04.2019 о мельдонии:
В сентябре было сказано, что с 1 января препарат будет в списке запрещённых. И нам сказали последнюю дату, когда, если мы пользуемся, можно будет прокапаться. На этом мы должны были искать что-то новое, потому что им все равно нужно давать какие-то витамины, восстанавливаться от усталости.
Видимо, нашли: триметазидин... Можно сколько угодно говорить, что в фигурном катании никакой допинг не поможет прыгнуть четверной, и что все спортсмены что-то принимают. Но "витамины", ускоряющие восстановление или помогающие снизить вес, все-таки тоже справедливо считаются допингом. И кто-то принимает, а не попадается - значит молодец. Значит, либо надо научиться делать так же, либо не делать то, что не умеешь. Опять возвращаемся к тому что российская сборная была лишена флага за принятие допинга! И это ничему не учит?! После этой истории разумно было бы доказывать насколько у нас чистый спорт, а не снова танцевать по тем же граблям.
При этом российские спортсмены и, в частности, ученики Тутберидзе на голову сильнее остальных участников соревнований. Это просто не может не привлекать внимание и не создавать вопросы!
Валиева - абсолютный продукт конвейера Тутберидзе. Модель "Олимпийская чемпионка. Версия 3.0" Уникальная и совершенная. Идеальная техническая база, выносливость и результативность. Она была реальной угрозой, смертельным оружием, призванным вынести всех и вся на Играх! Весь мир старательно убеждали в том, что это так и только так, и мир соглашался. На Чемпионате Европы-2022 между Валиевой и Щербаковой, тогда еще числившейся на втором месте, был 21 балл разницы. И это не внутреннее соревнование. На Олимпиаде оценка за короткую программу в командном турнире у Камилы на 16 баллов выше, чем у ближайшей преследовательницы Вакабы Хигучи, а в произвольной у Камилы на 30 баллов больше, чем у Каори Сакамото. А если сравнить сумму баллов Камилы на Олимпиаде (в командном турнире, когда она была в лучшей своей кондиции) с суммой баллов Анны Щербаковой в личном, то у Камилы больше на 13 баллов. Без стрессов и скандалов она должна была выигрывать всё без малейших вопросов. И как можно допустить, чтобы такое совершенное оружие оказалось не идеальным! И это первейшая и наиглавнейшая задача именно тренерского штаба: заботиться и следить за тем, что их лучший спортсмен ест, пьет, чем дышит. Да, это именно задача тренера и его зона ответственности, тем более, что спортсмен несовершеннолетний. Тарасова вполне совершеннолетнего Ягудина кормила исключительно из своих рук на Олимпиаде. А Ягудин не был абсолютным и бесспорным лидером. Тутберидзе же привезла на Олимпиаду трех несовершеннолетних девочек, которые по сути должны были между собой разыграть пьедестал, одна из которых, самая младшая, на голову привосходит всех других. И, по словам тренера, этот ребенок сам где-то чай пьет, где-то мороженое ест... Да, человек в пятнадцать лет должен уже сам отвечать за свои поступки. Но когда от этого человека зависят судьбы других людей и престиж страны - нет. Здесь должен отвечать тренер и только тренер за то, что б не съела ничего, не выпила, что б воздухом не надуло, да хоть телепатической связью не передалось! Идеальный спортсмен, намного превосходящий всех других по своим возможностям, из страны, лишенной флага за применение допинга - такой спортсмен должен быть кристально чист. И во время Игр, и до них. Потому что он просто под лупой. Даже не под лупой, а под микроскопом. И заботиться об этом должны взрослые люди, наделенные необходимыми полномочиями: не спортсмен и не его семья, а тренер и федерация. А этот тренерский штаб до сих пор не знает, как такое могло произойти!
Я помню те сутки, когда после командного турнира стало известно о сомнительной допинг-пробе, и тогда был единственный вопрос: кто же? Перебирая варианты, каждый из шести был ужаснее и невероятнее предыдущего. И, не скрою, что узнав имя Камилы стало легче. Потому что любой из трех оставшихся тренерских штабов за такую историю размазали бы, как таракана тапком. А тут просто виновна одна Камила. Остальные - не причём, ни чиновники, ни тренерский штаб. Но почему-то хочется сказать: "Виновна!" отнюдь не в адрес Камилы.