На прошлой неделе в Лувре очередные две сумасшедшие облили какой-то жижей знаменитую картину Да Винчи. Что хотели доказать миру эти женщины - не суть важно. Оказывается, на рубеже 19-20 веков такой вандализм в европейских музеях был не редкостью. Для привлечения внимания выбирались знаменитые картины прославленных художников, и вандалы-активисты их резали, обливали кислотой, красками и другими жидкостями.
В 1885 году в Вене проходила выставка Верещагина В.В. Его картины на религиозные темы были неоднозначны и вызывали массу эмоций у людей верующих. Один католический монах облил 10 картин Верещагина кислотой, 2 из которых были навсегда утеряны. Возможно, этот монах был "первопроходцем" и после него люди, не совсем адекватные, стали набрасываться на полотна с ножами, отвёртками и другими колюще-режущими предметами.
В 1911 году руководство Лувра после ряда дерзких нападений на картины принимает решение защитить 1500 своих наиболее известных полотен с помощью стекла, проще говоря - поместить картины в стеклянные рамы. До этого картины висели всегда открытым способом. Стекло, надо признать, даёт искажение и блики, мешает восприятию. Поэтому решение музейщиков было воспринято населением "в штыки". И, как не парадоксально это звучит, но именно это решение привело к похищению одной из самых ценных картин, хранящихся в музее - Моны Лизы.
Для выполнения работ по остеклению Лувр нанимает бригаду из 5-ти мастеров, одним из которых был итальянский эмигрант Винченцо Перуджа. В то время французы относились к итальянцам как к людям 2-го сорта. Итальянцам приходилось искать работу в чужой стране не от хорошей жизни. Винченцо работал в Лувре среди тысяч картин своих соотечественников времён Ренессанса - Леонардо, Рафаэль, Джотто, Боттичелли, Тициан и многие другие окружали простого парня, приехавшего в Париж на заработки. Существует версия, что Перуджа, веря в то, что основная масса картин была украдена Наполеоном из Италии, решает совершить патриотический поступок - вернуть хотя бы одну картину на родину.
Выбор пал на Мону Лизу не потому, что она была какой-то особенной, просто подходил небольшой размер картины 53х77 см ! По иронии судьбы (и невежеству Перуджа) Мона Лиза находилась в Лувре на законных основаниях и не была украдена французами. Последние 3 года своей жизни Леонардо провёл во Франции. Это был заказной портрет, который мастер писал более 13 лет, но так и не отдал заказчику. После смерти мастера, картину выкупил французский король Франциск I и поместил её в своей резиденции Фонтенбло. Спустя какое-то время картина перекочевала в Версаль, а после французской революции разместилась в Лувре. И до начала 20-го века о Моне Лизе знали разве что искусствоведы и знатоки, широкой публике эта картина была не особо известна.
21 августа 1911 года в Лувре проходили какие-то технические работы, это было воскресенье. Перуджа в белом халате, как сотрудник музея, спокойно прошёл в зал, где висела Мона Лиза, снял картину и вышел в служебный проход. Думаю, многие помнят советский фильм "Старики-Разбойники", где герои Никулина и Евстигнеева под видом музейных работников без спешки выносят картину Рембрандта.
Тут надо отметить, что Мона Лиза была написана на доске, которая весила 8 кг. Плюс имела приличную раму и ещё помещалась в стеклянном окладе, то есть общий вес картины составлял примерно 35 кг (по оценкам современников). Согласитесь, такой экспонат просто под халатом не пронесёшь. Перуджа остановился в тех.коридоре, снял раму (у него была отвертка), и потом уже спрятал картину под халат и, спокойно миновав все служебные проходы, вышел на улицу. Картину начали искать только спустя два дня. Новость о краже разлетелась по всему миру (уже был телеграф), французы были в шоке не потому, что была украдена именно Мона Лиза, а потому что произошло покушение на национальное достояние. Новость о похищении не сходила с первых полос газет несколько месяцев. Люди стояли в очередях в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где висела картина.
В те времена следственные органы только начинали использовать отпечатки пальцев для определения виновного. И многие воры даже не знали, что воровать лучше в перчатках. Перуджа конечно же оставил свои пальчики на стеклянной раме, которую обнаружили в служебном проходе. Но проверка среди 250-ти служащих Лувра не дала результата. Тогда было поручено проверить всех уволенных и сотрудников, которых музей нанимал для проведения тех или иных работ. Очередь дошла и до Перуджа. Полицейские допрашивали его дома, он сидел на своей кровати, а под кроватью в чемодане лежала Мона Лиза. Он был так растерян, что во время допроса выглядел полным дураком и вызывал жалкое зрелище, поэтому полицейские не восприняли его всерьёз. Главный следователь не мог поверить, что преступление века мог совершить какой-то простой необразованный парень. Поэтому его отпечатки даже не проверили. Следствие зашло в тупик.
Только через два года, когда страсти немного улеглись, Перуджа выходит из подполья и перевозит картину в Италию, во Флоренцию. Он встречается с известным коллекционером Альфредом Жери и директором галереи Уффици и предлагает им купить Мону Лизу. Конечно, вначале господа не поверили, что им предлагают оригинал. В то время не было аппаратных средств, типа рентгена, для определения подлинности произведения, но у директора галереи были фото Моны Лизы из Лувра и по кракелюрному рисунку он определяет, что перед ним действительно подлинник!
Понятно, что вскоре Перуджа берут под стражу, но суд, принимая во внимание патриотические мотивы преступления, отказывается экстрадировать его во Францию. Его приговаривают к году лишения свободы, а потом сокращают срок до 7-ми месяцев. Итальянцы считают Перуджа национальным героем и посылают ему в тюрьму подарки и деньги.
Перед тем как вернуть Мону Лизу во Францию, картина совершает многодневный тур по Италии.
В следующие два дня после возвращения Моны Лизы, Лувр посетило 100 тысяч человек, это был абсолютный рекорд. Произведение Леонардо Да Винчи превратилось из шедевра Ренессанса в феномен массовой культуры. Искусствоведы считают, что любая картина, украденная бы тогда Перуджи, стала бы тоже знаменитой. Моне Лизе просто "повезло" быть украденной. Она не продаётся, но она застрахована на 750 млн. долларов. Другая известная картина Да Винчи "Дама с горностаем" застрахована на 330 млн.долларов. Означает ли это, что она хуже Моны Лизы в 2 раза??? Нет. Просто Джоконде удалось прославиться, удалось поместиться под халатом простого итальянского парня...
P.S.: в 1997 году я впервые побывал в Лувре и увидел Джоконду. Было достаточно много народа. Когда с трепетом пробрался к картине, стоял и смотрел, НО... ничего в душе не дёрнулось, ни одна струна. Весь флёр загадочности был развеян... Хотя много раз мечтал - вот когда-нибудь доберусь до Парижа и увижу вживую шедевр. Увидел... Долго потом думал - а что же в ней такого необычного? В общем, лично меня не зацепило. А вам как Джконда? Делитесь своими впечатлениями здесь или в моём телеграм-канале.