Представьте себе такую ситуацию: солнечный день, вы приятно гуляете по улице, слушая свою любимую музыку. Внезапно ваш iPhone выпадает из кармана и падает на асфальт. Вы ужаснулись, подняли его и увидели сломанный экран - это вас немного тревожило. Вы направляетесь в ближайший сервисный центр, чтобы быстро исправить эту проблему и вернуть спокойствие. Мастер меняет дисплей и отдаёт вам телефон - всё работает и вы радостны. Проходит несколько месяцев, и вы уже забыли о том, что экран был заменен. Вы спокойно ставите свой телефон на зарядку на ночь. Наутро вы берёте его в руки - он не реагирует на нажатия, он просто не включается и становится обыкновенным кирпичом.
Мастер мог сделать ошибку с ремонтом и проблемы появились только через долгое время. Это не такой уж реалистичный случай, но Apple действительно обновлением сломала все Айфоны, которые были в ремонте не в официальном магазине. Сегодня мы разберем этот случай и другие проблемы, связанные с ремонтом смартфонов. Я поговорил с множеством специалистов и выяснил основные виды мошенничества. Пришел к неприятным выводам. Почему лучше не ремонтировать телефоны, если есть возможность? Производители смартфонов делают все возможное, чтобы это было сложно для всех в мире. Давайте разберемся.
Первый вопрос - откуда берутся запчасти для ремонта в сервисных центрах и почему производители создают проблемы с их поиском? Звучит странно, не так ли? Но флагманом проблем является Apple. Оригинальные детали для Samsung и других Android-смартфонов можно чаще всего приобрести официально через сервисные центры, но оригинальных запчастей для Apple в обороте просто нет. Ну да ладно, совсем недавно они появились, но никто ими не пользуется. С через минуту вы поймете, почему.
Apple поставляет детали только в свои сервисные центры. Они не продаются дальше. Мастера, с которыми я говорил, говорят, что все оригинальные детали для Apple устройств в СНГ снимаются со старых смартфонов.
Нет другого способа получить официальные детали и модули от Apple. Недавно появился ещё один способ получения официальных деталей, который показывает не очень хорошее отношение Apple к ремонту. В 2016 году журналисты обнаружили документы, подтверждающие взятки от Apple к чиновникам, чтобы блокировать законопроект о праве на ремонт от независимых экспертов. В 2022 году этот проект был наконец-то принят, и Cupertino стали последними, кто его поддержал.
Однако Apple разрешила доступ только после того, как вы займетесь арендой инструментов и будите ждать несколько недель. Вы должны заплатить депозит Apple в размере 1200 долларов. Затем вы получаете детали, которые стоят немало. По подсчётам экспертов, замена батареи будет стоить около 100 долларов, замена дисплея - 250 долларов, камера - 113 долларов, а динамик - 92 доллара. Все эти услуги доступны только в США. Ремонт можно выполнить на устройствах начиная с Айфона №12. У тех, у кого более старая модель Айфона, можно только посочувствовать. Это единственный официальный сервисный ремонт от Apple. Очевидно, что в сервисных центрах на самом деле нет оригинальных запчастей от Apple в СНГ.
Но откуда тогда поступают модули для iPhone? Давайте вернёмся к уже упомянутым запчастям с других Айфонов и разберём, как работает вторичный рынок запчастей от Apple. Как Вы уже поняли, проблемы с работой сервисных центров на самом деле достаточно большие. Также есть проблемы с найти квалифицированного специалиста в технической области, это порой сложно. Спрос на экспертов в сферах связанных с IT-технологиями всегда высокий.
Суть такова: на официальном устройстве есть деталька, к которой прикреплена небольшая схема. Смартфон проверяет её данные при каждом включении. Если, например, iPhone не может распознать ваш дисплей как оригинальный, он просто его отключит. Часть функционала будет работать, но уже частично и не так хорошо. Поэтому для замены детали мастеру всегда нужно либо спаять её с вашей сломанной деталью и припаять новую, либо использовать модули из других разбитых смартфонов. Ещё одна интересная информация - сервисные центры имеют соглашения с партнёрами из Азии. Из Москвы в Китай летят сотни разбитых смартфонов, в которых есть хорошие рабочие модули. Их перепаивают и ремонтируют здесь. Наконец, о том самом случае с микросхемами - это была не единственная проблема со стороны Apple в 2016 и 2018 годах. Они выпускали обновления, которые превращали не официально отремонтированные устройства в "кирпичи".
В 2016 году так умерла пачка смартфонов, на которых были неофициальные детали. А в 2018 - восьмые iPhone с поддельными дисплеями. Теперь вы знаете, что попадает в наши телефоны и как классифицируются детали по степени риска.
Давайте перейдем к проблемам, связанным с мастерами, которые ставят эти детали в ваш телефон. Вы можете их найти как в маленьких ларьках и подвалах, так и в больших торговых центрах и крупных магазинах техники. С помощью Telegram я связался с множеством мастеров разного уровня и собрал некоторые интересные факты.
Давайте начнем с главного. Большинство мастеров обучаются путем практики вместе с YouTube. Обычно нет официальных руководств по ремонту телефонов или замене модулей, так что все знания получаются из открытых источников и советов опытных мастеров. Однако интересный факт заключается в том, что часто новичков сразу отправляют на заказы, и они учатся на практике. Им дают какой-нибудь дешевый телефон для ремонта или есть менеджер, который следит за ними и может остановить, если что-то идет не так. Но это не всегда происходит, конечно.
Иногда приходит мастер, берет какой-то iPhone без опыта разборки и случайно ломает экран. К сожалению, так бывает, и мастер должен оплатить его замену. В результате появляется новый работник по инструкциям из YouTube, который начинает разбирать телефон и в лучшем случае повреждает шлейф, а в худшем — дисплей. В соответствии с правилами компании новичок должен заплатить за ущерб из своего кармана. Это приводит нас к следующей проблеме, которая, согласно мнению многих специалистов, актуальна для большинства сервисных центров — текучка кадров. Часто мастеры приходят на работу и через несколько месяцев уходят из сервиса.
Простая схема, парень пришел, но не прошел соответствующее обучение. Сделал ошибки в работе с долгами и сразу же ушел из центра. Мастера не успевают набраться опыта и знаний, которые нужны для решения проблем клиентов. Здесь есть и реально профессиональные сервисы, где сотрудники проходят тщательное собеседование.
Теперь давайте погрузимся в сам процесс ремонта. Ремонт телефона можно разделить на два типа: модульный - замена конкретных деталей, и пайка - мастер точечно работает с платой телефона.
Представьте, что вы уронили телефон и он перестал работать. Вы относите его в сервисный центр, оставляете на диагностику и получаете звонок с новостями. Вам говорят, что батарея сломалась или есть проблема с контроллером питания - ужас! Вы верите всему этому и соглашаетесь на замену модуля. Но по факту мастер просто перестегивает батарейку, которая была плохо закреплена, или еще хуже - переклеивает старый экран и выдает его как новый. Такие услуги стоят дорого, в отличие от замены целого экрана. Вместо того чтобы восстановить ваш старый экран, они просто говорят, что он сломался и устанавливают его обратно.
В этом случае наш мастер получил от коллег телефон с треснутым стеклом. Он сообщил клиенту, что разбито не только стекло, но и весь экран. Затем он заменил стекло на оригинальном новом экране iPhone. Если вы хотите избежать таких проблем, просто попросите получить и сломанную деталь вместе с телефоном при его получении. Таким образом, вы будете застрахованы от подобных инцидентов, о которых я рассказывал ранее, и предполагаемых случаев по практике нашего мастера. Все это не относится к ситуациям, когда вместо оригинальной детали устанавливают низкого качества. Я полагаю, что нет нужды подробно описывать это - вы уже все знаете.
Теперь о пайке: этот вид ремонта является самым сложным и может даже привести к полному выходу устройства из строя или сразу же его уничтожить. Прежде всего, проблема заключается в перепайке плат на вашем телефоне - это актуально для всех устройств без исключения. Паяльное соединение является хрупким и очень маленьким элементом. Более того, точность, с которой оно выполняется на заводе, недостижима для любого сервиса. Вот почему я не могу подобрать другое слово - это действительно так. Что происходит в сервисных центрах? Плата подвергается высокой температуре при пайке, так как используются легкие сплавы. Это значит, что после этой операции она полностью теряет свою прочность, и при дальнейшем использовании устройство может перестать работать только от случайного физического удара под неправильным углом. Для начала вам нужно это распаять.
Основной риск - высокая температура. Отпай олова. Apple добавили проблему с пайкой. Плата состоит из двух спаянных плат. Если отнес телефон в ремонт, стоит задуматься о замене через полгода или год. Иногда телефон не доживает до удара, его убивают в сервисе.
Кроме того, в некоторых сервисах вообще нет акта приема устройства в договоре оферты - указано только обязательство вернуть ваше устройство с учетом износа и следов использования, которые были уже при его получении. В любом случае вы всегда должны заполнять акт приема товара, указывая отсутствие или наличие царапин и неровностей и четко описывая проблему телефона, чтобы после ремонта неисправное гнездо питания на телефоне не стало "не включается" в общей сложности, такое тоже бывает.
Еще одна проблема - ваши данные. Не будем философствовать долго, ясно, что на всех приложениях нужны пароли. Идеально было бы делать резервную копию устройства и полностью его сбрасывать. Но это подходит только для тех, у кого на телефоне хранятся ценные данные. В остальных случаях достаточно обычного пароля.
Итак, подведём итоги: надо выбирать сервисный центр, где не решают все проблемы мгновенно и не предлагают ненужный ремонт. Обратите внимание на то, как общается персонал и как быстро мастера диагностируют проблему. Если сервисный центр работает уверенно и поступательно, то скорее всего вы попали на хороших мастеров. Также стоит исключить вариант ремонта "на выезде".