Найти в Дзене
Алекс Даймондов

КАК DREAM THEATER СОЗДАВАЛИ АЛЬБОМ `THE ASTONISHING` 2021.

Loudersound 29.01.24 Дэйв Линг Prog #dreamtheater #theastonishing #prog #bestalbum Cвоим альбомом «Удивление» в 2021 году Dream Theater представили «отца» всех концептуальных альбомов в стиле прог-метал. Многие группы, выпуская очередной 13-й студийный альбом, заняли бы удобную для себя позицию, и пошли по проторённой дорожке. Но только не Dream Theater, которые вместо этого выбрали полноценный, не иначе как прогрессивный двойной альбом с подробной научно-фантастической историей и концепцией, десятками персонажей, хором, оркестром и даже, э-э, волынками. В 2021 году репортёр журнала Prog встретился с группой, чтобы обсудить создание 2LP The Astonishing. «Честные граждане, все, кто жаждет свободы и справедливости! Это я, Арис, сын Мархиса, наследник запретного Легиона Печальной Песни. В очередной раз самыми непостижимыми средствами мы проникли в тайное технократическое волшебство Империи, открыв истины, столь же невероятные, как и неизменные. Не служите [дронам] НОМАКАМ, потому что они

Loudersound 29.01.24 Дэйв Линг Prog #dreamtheater #theastonishing #prog #bestalbum

Cвоим альбомом «Удивление» в 2021 году Dream Theater представили «отца» всех концептуальных альбомов в стиле прог-метал.

«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)
«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)

Многие группы, выпуская очередной 13-й студийный альбом, заняли бы удобную для себя позицию, и пошли по проторённой дорожке. Но только не Dream Theater, которые вместо этого выбрали полноценный, не иначе как прогрессивный двойной альбом с подробной научно-фантастической историей и концепцией, десятками персонажей, хором, оркестром и даже, э-э, волынками. В 2021 году репортёр журнала Prog встретился с группой, чтобы обсудить создание 2LP The Astonishing.

«Честные граждане, все, кто жаждет свободы и справедливости! Это я, Арис, сын Мархиса, наследник запретного Легиона Печальной Песни. В очередной раз самыми непостижимыми средствами мы проникли в тайное технократическое волшебство Империи, открыв истины, столь же невероятные, как и неизменные. Не служите [дронам] НОМАКАМ, потому что они не служат вам! Мои братья и сестры всего Королевства, Восстание продолжает расти и скоро станет повсеместным! Готовьтесь!» – это отрывок из тизера нового альбома Dream Theater The Astonishing, раскрывающий тему войны между Великой Северной Империей и повстанческим ополчением Рейвенскилла.

«Это следующий естественный шаг в нашей эволюции. Для нас это переломный момент. Это то, что мы должны были сделать» – Джеймс Лабри.

«Это такая занудная музыка!» – фанат на стене посланий фан-клуба Dream Theater.

Обложка альбома The Astonishing «Театр мечты» (Изображение предоставлено: Roadrunner Records)
Обложка альбома The Astonishing «Театр мечты» (Изображение предоставлено: Roadrunner Records)

На дворе декабрь 2015 года, и три пятых прог-метал гиганта, известного как Dream Theater – вокалист Джеймс Лабри, гитарист Джон Петруччи и клавишник Джордан Рудесс – сидят вместе с автором статьи в Кенсингтоне, готовые дать журналу Prog первое интервью в глобальной кампании по продвижению своего 13-го студийного альбома.

Об альбоме известно очень мало, за исключением того факта, что он носит название The Astonishing «Удивление/Изумление», Это сделано намеренно, но также является побочным результатом обстоятельств. Пока три J-я находятся здесь, в Лондоне, проверенный инженер Рич Чики вернулся в Нью-Йорк, микшируя два последних оставшихся трека. Следовательно, журналистам приходится разговаривать с участниками группы, не имея возможности услышать альбом целиком – что далеко не идеально в обычном сценарии обзора альбома, но в данном случае особенно обидно.

Биография звукозаписывающей компании для альбома получает одобрение руководства группы в полночь перед этой встречей, но раскрывает очень мало наших требований, а запрос на просмотр текстов песен отклоняется. Тайна углубляется... Всё, что мы можем заявить с какой-либо степенью уверенности, это то, что The Astonishing - это самое наглое амбициозное предприятие за три десятилетия, в течение которых Dream Theater превратились из оптимистичных, широко доступных пескарей в полноценных гигантов, возглавляющих арены - бесспорно величайшие исполнители в своём жанре. Поскольку материал альбома представляет более двух часов музыки, разбитой на 34 различных главы, распределенной в двух актах (очевидно, по одному на компакт-диск), обычное прослушивание за один присест маловероятно, насколько это возможно.

Первая реакция на ограниченное количество доступной информации была, мягко говоря, неоднозначной. Когда в сети появился тизер из 212 слов о содержании альбома… реакция тоже была неоднозначной. Преобладает недоумение: «WTF? Что, это, чёрт возьми, играет Dream Theater?»

«Мы сделали всё это специально, даже скрывая текст, и получили ту реакцию, которую хотели» — кивает Джон Петруччи. «В то время как раньше мы позволяли фанатам точно знать, что происходит в студии, через различные обновления в социальных сетях, с самого начала мы держали всё в очень, очень «тихом» месте. И когда пришло время, мы начали медленно и загадочно раскрывать мелкие детали, как будто это фильм. Речь идет о том, чтобы вызвать интерес людей».

Поскольку это намерение уже породило 61 страницу спекуляций и жарких дебатов на веб-форуме группы, оно не могло быть более успешным. Даже во время этого интервью, помня о сетевых спойлерах, Петруччи – человек, стоящий за сюжетной линией и главный фактор в воплощении её замысла в жизнь, – кажется гораздо менее откровенным, чем обычно. В либретто сюжета The Astonishing это называется: «Ретро-футуристическая постапокалиптическая антиутопия, управляемая феодализмом в средневековом стиле».

— И ты ничего этого не понимаешь? — невозмутимо спрашивает гитарист, а зал заполняется смехом.

Что ж, может быть, он мог бы объяснить нам кое-что дальше… хоть совсем немного?

«Ну, действие этой истории происходит примерно через 300 лет» — соглашается Петруччи. «В обществе произошел раскол, и хотя всё это происходит в будущем, события восходят к временам феодализма. Вместо президентов и премьер-министров правят императоры. Разрыв между аристократией и всеми остальными действительно увеличился».

И действие происходит здесь, на Земле?

— Да — кивает он. «Это происходит на нашей, а не на другой планете».

В число персонажей входит фигура мессии Робина Гуда/Фродо/Люка Скайуокера, которая, кажется, призвана спасти положение. Наверное, там счастливый конец?

«Ах, я не могу на это ответить» — игриво отвечает Петруччи. «Но я могу сказать вам, что эта история не является трагедией».

Зародыш этой идеи пришел к Петруччи, когда он был в Европе два с половиной года назад, во время промо-поездки в поддержку их одноименного 12-го альбома – второго студийного релиза группы с Майком Манджини на барабанах (басист Джон Маянг вездесущий).

«Я страдал от смены часовых поясов и бессонницы — именно в таких случаях в мой мозг поступает много всяких мозговых волн» — объясняет Петруччи. «И когда я сформулировал основной сюжет, я понял, что он может сработать. В последующие месяцы «Удивление» постепенно захватило мою жизнь».

«Пока зрители не услышат и не переварят то, что им предложено, они не будут иметь представления об уровне детализации» — соглашается Джордан Рудесс. «Когда мы вернулись из последнего мирового турне, Джон вручил мне свой краткий обзор сюжета, и он меня очень вдохновил».

«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)
«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)

Петруччи и Рудесс, часто работая дома друг у друга, окруженные партитурами и картотечными карточками, подробно описывающими детали сюжета, тесно сотрудничали, чтобы воплотить «Удивление» в жизнь.

«Это был чрезвычайно организованный процесс, потому что так и должно было быть» — смеется маэстро клавишных инструментов. «Определенные темы и мотивы связаны с разными персонажами; это очень сложно. А потом мы передали всё Джеймсу – эти два часа музыки – и сказали: «Хорошо, а теперь спой нам всё это». И бедному парню пришлось петь это несколькими разными голосами».

«По мере того, как появлялись песни, масштабы росли — я был в восторге» — признаётся Лабри. «Сделать все это правдоподобным – интерпретировать этих многочисленных персонажей и выразить их индивидуально – было самой большой проблемой в моей карьере».

«Я говорю это не потому, что он сидит рядом со мной, но в мире нет другого певца, который мог бы сделать то, что сделал Джеймс» — светится Петруччи, к явному удовольствию своего партнера.

В дополнение к его многочисленным существующим обязанностям, решение Петруччи снова выступить в качестве продюсера пластинки только усилит давление.

«Никакой мысли о привлечении кого-то другого не было» — настаивает он. «Альбом настолько сложный, в нём так много слоёв, и большая часть его была в моей голове…»

«…Потребовался бы ещё целый год, чтобы только найти такого человека» — говорит ЛаБри, заканчивая слова своего коллеги по группе.

«Помимо того факта, что мы считаем его шестым участником Dream Theater, именно поэтому Рич Чики занимается микшированием» — добавляет Петруччи. «Я имею в виду, что у нас около 570 треков [аудио], которые нужно понять».

Нет более прогрессивного материала, чем The Astonishing.

"Ни у кого! Абсолютно никакого!» - отвечает Петруччи. «Каждый элемент его создания звучал так: «Хорошо, мы начинаем. Никаких компромиссов не будет». У Джордана есть все эти компьютерные программы, которые звучат как настоящие инструменты, но…»

Сияющий Рудесс перебивает: «На этом альбоме я играл на настоящем девятифутовом ф-но Steinway. Я просто должен был!»

Следующей головной болью Dream Theater было сохранение всего этого в секрете, тем более, что над альбомом работало множество посторонних, включая оркестр и хор. Привлечение сотрудников студии и сотрудников звукозаписывающей компании, а также утечка информации были весьма вероятными.

«Было много обязательств и форм о неразглашении» — утверждает Петруччи. «К счастью, один из парней, игравших на тубе, я думаю, был нашим фанатом, поэтому мы знали, что он ничего не скажет. В альбоме также участвуют марширующий оркестр, певцы госпела, группа диксиленда и несколько волынок. Но самое важное, что мы сделали, чтобы держать ситуацию под контролем, — это воздержались от всяких твитов и тому подобного».

Напоминая нам, насколько тесен мир теперь, когда симфонические элементы закладываются в Праге, участники группы и даже Дэвид Кэмпбелл, дирижер сессий, смотрели записи через Интернет. Кэмпбелл, который работал с такими известными музыкантами, как Muse, Майкл Джексон и Бейонсе, был достаточно уверен в оркестре, чтобы остаться дома в Калифорнии и отправить в Чехию способного заместителя.

«Мы настраивали свои инструменты и могли бы сказать им: «Нет… это нота не «си-бемоль», это «си»» — удивляется Петруччи. «Это был довольно удивительный опыт».

The Astonishing определенно оправдывает свое название. Первое прослушивание заставило Prog пошатнуться, особенно если учесть, что некоторые из его жизненно важных сегментов отсутствовали. Петруччи мудро кивает, когда ему сообщают, что то, что мы слышали до сих пор, предполагает, что у альбома больше общего с пластинкой Tales From Topographic Oceans [Yes], чем с Fear Of A Blank Planet [Porcupine Tree]. «Всё обретёт полный смысл, когда вы поймете концепцию» — обещает он.

«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)
«Театр мечты» (Изображение предоставлено: Пресса)

Это заверение подтверждается несколько дней спустя, когда Prog наконец слышит альбом целиком. Огромный размах по-прежнему пугает, и к концу всё становится довольно весомым – определенно, некоторые треки слишком затянуты – но песни, которые запали в душу и вы их уже напеваете, в том числе The Gift Of Music «Дар музыки», Act Of Fayth «Испытание веры» и A Life Left Behind «Жизнь, оставленная позади» — классический «Театр мечты». И в течение следующей недели, когда раскрывается царство скрытых глубин, оно доказывает, что оно растет.

Предыдущий концептуальный альбом Dream Theater «Метрополис, часть 2: Сцены из воспоминаний», вышел целых 16 лет назад. Наряду со вторым альбомом Images And Words 1992 года, ...Scenes... считаются фанатами воплощением канона группы. Рудесс, дебютировавший в «Метрополисе…», говорит, что когда дело доходило до возвращения к концептуальному формату, DT всегда «держал это у себя в глубине души».

Поскольку Империя играет центральную роль в сюжете «Удивления», неизбежно, что будут нивелированы сравнения со «Звездными войнами». Песня «Дар музыки» также начинается словами: «Далеко в далеком будущем, за пределами страниц нашего времени», что не слишком отличается от «Давным-давно в далекой-далекой галактике». Неудивительно, что Петруччи возражает против предположения, что время выхода альбома выбрано цинично, поскольку сиквел «Звездных войн». Episode VII: The Force Awakens выйдет месяцем ранее.

«Это полное совпадение» — настаивает он. «Понятие Империи не характерно для «Звездных войн». Как еще я мог это назвать? А что касается «Далеко в далеком будущем…», то это была всего лишь моя собственная версия «Однажды…»»

Нет абсолютно никаких сомнений в том, что альбомы A Dramatic Turn Of Events 2011 года и Dream Theater, выпущенный два года спустя, оба вышли после шокирующего ухода барабанщика-соучредителя Майка Портного, укрепили коллектив и были встречены публикой для группы на удивление хорошо. Каждый из них получил номинацию на Грэмми, что было чем-то совершенно новым. И всё же невозможно игнорировать существование определенного скрытого разочарования. Например, сайт Progarchives.com оценивает «Театр мечты» в основном на тройки и четверки из пяти. Группа, конечно, знает о недовольных слушателях.

«Да, это нормально, и это связано с территорией — пожимает плечами Лабри — но мы не можем позволить этим людям руководить нашим следующим шагом».

Значит, опасения этого небольшого меньшинства не сподвигли Dream Theater к какому-то грандиозному заявлению?

«Нет, это просто правильная идея в нужное время» — твердо заявляет Петруччи. «Мы просто знали, что если нам придется делать [концептуальный материал] снова, это должно быть сделано правильно».

Рудесс добавляет: «Благодаря нашим корням в прогрессивном роке и метале мы находимся в уникальном пространстве. Наша аудитория представляет собой смесь этих направлений, чего нельзя сказать о некоторых наших соперниках. Стивен Уилсон, например, великолепен, но его музыка во многом ориентирована на одно направление жанра. Поклонники Dream Theater - металлисты и парни с длинными седыми волосами стоят рядом друг с другом. Неудивительно, что их точки зрения иногда противоречат друг другу».

«Это может показаться банальным, но для нас искусство — это самое важное» — говорит Петруччи. «Это действительно так. Нам повезло сесть и придумать музыку, которую мы хотим написать, и людям она либо понравится, либо нет. Мы надеемся, что она им понравится, но это не наша мотивация. Пока мы продолжаем концентрироваться на нашем искусстве, мы добиваемся успеха».

«Я искренне верю, что то, что мы здесь сделали, невероятно» — искренне добавляет ЛаБри. «Трудно поверить, что на таком этапе нашей карьеры мы открываем новые горизонты, и я уверен, что LP The Astonishing очарует слушателя".

“This is the next natural step in our evolution. This is a pinnacle moment for us. It’s something we had to do.” How Dream Theater made uber concept album The Astonishing

Хотите оказать помощь автору перевода: Карта Сбербанка – 2202 2014 8304 3630

Подписывайтесь. Ставьте лайки. Вот ссылка на мой канал https://zen.yandex.ru/id/603b424d78039b503bcde861

Или читайте в ВК в группе https://vk.com/greta_van_fleet

Сохраните себе и заходите когда вам будет угодно, а не когда Дзен покажет.