Железнодорожная медицина неразрывно связана с историей железных дорог России. За 180 лет развития она прошла путь от временных лазаретов, строившихся ещё в 1844 году, до современных многофункциональных медицинских комплексов.
Где зародилась железнодорожная медицина, и как развивалось железнодорожное здравоохранение с середины XIX века и до наших дней? Об этом рассказываем в статье.
Зарождение железнодорожное медицины
Зарождение железнодорожной медицины связано со строительством железной дороги Москва — Санкт-Петербург, которое началось в 1844 году. Тяжёлые условия труда сказывались на здоровье рабочих, нередки были травмы и болезни. Для оказания медицинской помощи строителям железной дороги начали открывать временные госпитали.
Распоряжение об устройстве 10 временных лазаретов было издано в апреле 1844 года. Лазареты размещались в населённых пунктах вдоль строящейся железной дороги. Со строительством дороги росло и число железнодорожных лазаретов: к 1845 году их было уже 12 на 575 коек, в них работало 12 врачей и 20 фельдшеров.
Врачи лазаретов получали хорошее ежемесячное жалование.
К 1854 году на Николаевской дороге была создана полноценная врачебная служба. На линии появились фельдшерские пункты для сотрудников и пассажиров, а на станции Бологое открылась первая железнодорожная больница. Тогда же появились и первые документы, которые регламентировали медицинское обслуживание на железной дороге.
Первый регламентирующий документ главного общества железных дорог
Первым регламентирующим документом главного общества железных дорог считается «Положение об устройстве врачебной части», принятое в 1858 году. Оно определяло порядок медицинского отбора поступающих на работу, медобслуживание железнодорожников и членов их семей, оказание безвозмездной помощи пассажирам при несчастных случаях, содержание аптечек и ящиков первой помощи на каждой станции. В 1859 году вышел документ «Наставление для подавания первой помощи при крушении поездов», а в 1864 году — «Положение о врачебной службе на железной дороге».
Создание сети дорог и развитие железнодорожной медицины
К середине 1880-х годов железнодорожная сеть в России разрослась почти до 23 тысяч вёрст, около 260 тысяч человек работали на ней. С созданием сети дорог на них открывались больницы, приёмные покои, фельдшерские пункты. В этот период появились первые научные публикации практикующих врачей о недостаточности медпомощи на железной дороге. Это было время профессиональных дебатов о судьбе железнодорожной медицины, в результате которых она выделилась в самостоятельный раздел.
У истоков железнодорожной медицины стоял профессор Федор Федорович Эрисман — основатель гигиены в России. Доктор Эдуард Фёдорович Ландэзен повлиял на развитие практических методов и приёмов железнодорожной медицины, он разработал проект проведения съездов железнодорожных врачей. Весомую роль в развитии железнодорожной медицины сыграл также Вырубов Алексей Алексеевич, который добился организации медицинского обслуживания пассажиров.
В 1886 году было утверждено «Положение о врачебной службе на эксплуатируемых и строящихся казённых железных дорогах». С принятием этого положения устройство больниц стало обязательным.
Основными лечебными учреждениями в этот период оставались приёмные покои и единичные больницы с терапевтическими, хирургическими, родильными койками и отдельными инфекционными бараками.
Железнодорожная медицина во время Русско-турецкой войны
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов железнодорожный транспорт впервые участвовал в эвакуации больных и раненых. В апреле 1876 года вышло первое «Положение о военно-санитарных поездах». За время этой войны было создано 32 специально оборудованных и оснащенных поезда, которые перевезли около 200 тысяч раненых.
Правила врачебно-санитарной службы на железных дорогах общего пользования
Новый этап истории отечественной железнодорожной медицины начался в 1893 году с утверждения Министерством путей сообщения «Правил врачебно-санитарной службы на железных дорогах, открытых для общественного пользования». Правила вводили единые требования для казённых и частных железных дорог Российской Империи. Позже в 1913 году эти правила были усовершенствованы, в результате чего сложилась централизованная система медобслуживания с регламентированием лечебных и санитарных мероприятий.
В это время был заложен безвозмездный принцип оказания экстренной помощи пассажирам. Для этого на всех станциях и пассажирских вагонах имелись ящики первой помощи.
В начале XX века были построены крупные ведомственные больницы: Центральная больница для Московского узла и Узловая больница в Санкт-Петербурге. Обе были открыты в 1914 году как военные госпитали.
Решалась проблема транспортировки больных. Были разработаны санитарные вагоны разных типов: для перевозки заразных больных, операционные вагоны, вагоны-дезкамеры, вагоны-лаборатории, вагоны-бани, вагоны-зубоврачебные кабинеты и другие.
В 1925 году была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория по изучению профессиональных заболеваний на транспорте, ставшая крупнейшим многопрофильным центром, по разработкам которого развивалась транспортная медицина.
Железнодорожная медицина в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны железнодорожная медицина выполняла важные задачи. Около 5 миллионов раненых было перевезено и вылечено в военно-санитарных поездах. Железнодорожные больницы превращались в госпитали.
Развитие железнодорожной медицины во второй половине XX века
В 1960 году на базе лаборатории гигиены и эпидемиологии был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены. Здесь был проведён широкий спектр гигиенических исследований по вопросам отбора машинистов, гигиены на железнодорожных объектах, гигиенической оценки условий труда работников различных железнодорожных профессий, мер предупреждения производственного травматизма.
В 1965 году были введены профилактические и предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад.
В 1987 году началось системное преподавание железнодорожной медицины. Была образована кафедра «Железнодорожной медицины» во Всесоюзном институте повышения квалификации Министерство путей сообщения.
Современный период железнодорожной медицины
Вслед за реформацией страны железнодорожная медицина прошла ряд организационных преобразований. С переходом железных дорог из ведомства Министерства путей сообщения в ОАО «РЖД» сеть учреждений железнодорожной медицины стала негосударственной и была объединена в структуру «РЖД-Медицина», которая продолжает развивать отрасль железнодорожного здравоохранения.
Была проведена реорганизация медицинской структуры путём объединения учреждений для увеличения спектра медицинских услуг и повышения эффективности их работы. Непрерывно проводится переоснащение современным оборудованием и внедрение новых методов лечения.
В 1993 году свою работу начал «Поезд здоровья» — передвижной консультативно-диагностический центр для оказания медицинской помощи населению на небольших железнодорожных станциях.
На сегодняшний день «РЖД-Медицина» является крупной сетью частных медицинских учреждений, представительства которых имеются в 71 субъекте Российской Федерации.
Приходите в Музей железных дорог, чтобы узнать ещё больше интересной информации из истории железных дорог, а также увидеть впечатляющие экспонаты: вагон аптеку-перевязочную; пассажирские и товарные вагоны; локомотивы; мультимедийные инсталляции и многое другое.
До встречи в музее! Информация для посещения и билеты — на нашем сайте.
Материалы из архива, информация об экспонатах, 3D-модели, викторины и онлайн-экскурсии — в нашем приложении «Цифровая платформа Музея железных дорог России»: