Да, невольно начнёшь верить, что потусторонние силы раз за разом не только препятствовали попыткам экранизировать роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", но и сильно осложняли жизнь создателям и актёрам фильмов, после выхода картин на большой экран. Судите сами: какие-то считанные дни прошли с премьеры новой киноверсии романа, а сеть захлестнула волна всеобщего хейта. Девяносто процентов статей, отзывов, комментариев - один сплошной негатив. Причём большинство высказывающихся не смотрели и даже не собираются смотреть этот фильм. Зато осудить уже успели.
И там и здесь невольно натыкаешься на гневно вопрошающих: "почему на эту муть были потрачены народные деньги, почему режиссёр картины Михаил Локшин так вольно и бездарно обошёлся с материалом великого произведения Булгакова, да кто вообще дал право неопытному и начинающему режиссёру, к тому же с немецкими корнями, американским гражданством и неясной политической позицией, покуситься на святую русскую классику.
Некоторые авторы, после выхода картины, даже усмотрели несколько плевков: первый - на Советский Союз, второй - на народные массы, ну а третий - на самого писателя Михаила Булгакова. Мне постоянно приходит на ум бессмертная цитата гениальной Фаины Раневской: "Сняться в плохом фильме - всё равно что плюнуть в вечность, деньги потрачены, а позор остался". Я посмотрел этот фильм одним из первых: сказать, что в диком восторге не могу, но и плеваться ядом не собираюсь и нисколько не жалею о потраченном времени.
Кстати, некоторые зрители писали, что не смогли досмотреть фильм до конца, и уходили во время показа ленты. Не знаю, лично я такого не наблюдал. Скорее наоборот. Уже закончился сеанс, шли финальные титры, а зрители продолжали сидеть на своих местах. Было ощущение какого-то оцепенения и даже не хотелось двигаться. Так мы все и сидели до последнего, пока в зале не появились распорядители.
Очень коротко о самом фильме. Идти его смотреть тому, кто не читал роман, не советую. Не поймёте, что к чему. Всё-таки он рассчитан на подготовленного зрителя. Это не очередная построчная киноэкранизация булгаковского романа, а скорее несколько субъективная трактовка истории создания этого произведения. У Локшина Мастер - это ни кто иной, как сам Булгаков. Фильм несколько вольно интерпретирует сам роман, он больше о его создателе, о любви вопреки всему. Да, это несколько другое, непривычное нам прочтение, поэтому и возникает много вопросов. Так как этот фильм снимался по мотивам романа, может быть правильней бы было оставить одно из первоначальных его названий - "Воланд".
Конечно, сравнивать 2,5-часовую экранизацию с сериалом Владимира Бортко (2005), не совсем корректно, но к сожалению, без этого не обойтись. Разумеется, десятисерийный сериал гораздо более приближен к сюжету романа, подробней раскрывает его смысл. Да и невозможно забыть прекрасную музыку Игоря Корнелюка, потрясающую игру Владислава Галкина, Александра Абдулова, Александра Филиппенко и многих других наших замечательных актёров. Что касается исполнителей главных ролей, то Мастер в исполнении Евгения Цыганова мне понравился больше, чем в исполнении Александра Галибина. Пусть даже, как пишут многие хейтеры, у Цыганова несколько унылая физиономия, но всё-таки он не до такой степени статичен и бесцветен, как Галибин в этой роли. Также больше мне импонирует Маргарита в исполнении Юлии Снигирь. У Булгакова Маргарита - это измученная, несчастная женщина, вынужденная жить с нелюбимым мужем. На мой взгляд, цветущая Анна Ковальчук не совсем подходила на эту роль. В Юлии Снигирь чувствуется нерв, надрыв и в "глазах какой-то непонятный огонёчек", именно тот, про который и писал Булгаков.
Отношение к актёру Аугусту Дилю, создавшему образ Воланда, совершенно нейтральное. По возрасту он, конечно, более подходит на эту роль, чем Олег Басилашвили и смотрится в кадре довольно органично. Чего не могу сказать о свите хозяина. Совершенно не впечатлили ни Юрий Колокольников (Коровьев), ни Алексей Розин (Азазелло), скорее всего потому, что им просто некогда было по времени развернуться. Очень обидно за кота Кешу, который не смог показать все свои таланты из-за того, что его роль была сильно урезана. Понравилась Гелла, в исполнении Полины Ауг (я в курсе того, кто ее мать, но считаю, что дети за родителей не в ответе).
Все-таки несколько недостаточно была освящена история отношений Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Не получила продолжения сцена сеанса черной магии в варьете, разоблачения так и не было показано. Однако все эти недочёты вполне объяснимы. Такое многогранное произведение невозможно уместить в достаточно короткий хронометраж. Не вижу смысла в пересказе содержания фильма. Скажу только, что он снят на очень высоком техническом уровне, но повторюсь, что это не киноиллюстрация булгаковского романа, и тем зрителям, которые совсем не воспринимают некоторую режиссерскую отсебятину, фильм, конечно, не понравится. Но а тому, кто хочет составить собственное мнение, посоветую посмотреть картину на большом экране. И отвечая на свой вопрос в заголовке, считаю, что данная экранизация имеет право быть. Не стоит так рьяно подводить фильм под политическую подоплеку и везде видеть предательство. В конце концов это всего лишь кино!
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.
Друзья!!! Напоминаю, что у моего канала есть своё сообщество "В контакте". Там будут оперативно выкладываться все статьи, а также новости о ресурсе. Если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по поводу развития сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. Даю ссылку на группу: https://vk.com/public210963754